Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-шестых, в реализации компетенции, и прежде всего таких полномочий, как подготовка и принятие решений, нередко участвуют представители хозяйствующих субъектов, общественных объединений. «Доля» согласования, ими совместного решения подвижна.

Следовательно, в публично-правовых и гражданско-правовых отношениях «встречаются» и действуют разные субъекты права. И субъекты частного права играют в них разные социально-правовые роли. Ограничивать «сценическую площадку» и сводить их к роли «просителей» и «обязанных к исполнению» нельзя, поскольку тем самым обедняется демократический потенциал компетенции. Конституционные положения о народовластии с приоритетным значением прав и свобод человека и гражданина ориентируют на бережное отношение ко всем участникам компетенционных отношений. Тем самым, как было отмечено, в процесс реализации компетенции «включаются» нормы многих отраслей права. Это и создает многообразную сеть правоотношений.

Любая трактовка компетенции, а не только предложенная нами, предполагает выяснение соотношения данного понятия и понятия юридического лица. Если понятие «компетенции» является, как уже отмечалось, базовым для системы понятий публичного права, то понятие «юридического лица» служит ключевым понятием в частном праве.

«Вечный» вопрос о природе юридического лица теперь легко разрешим с учетом нормы-дефиниции в ст. 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица означает, что, оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Кто выражает волю юридического лица и осуществляет его правоспособность? Создаваемые для этого органы по-разному трактовались в юридической литературе. Их рассматривали в аспекте теории государства как орган государства, в -аспекте административного права - как управляющая администрация или директор в аспекте теории организации. Широкое распространение в 50-60-х годах получила теория коллектива. В условиях безраздельного господства государственной собственности считалось целесообразным признать государственным юридическим лицом, возглавляемое назначенным государством ответственным руководителем, коллектив рабочих и служащих. На этот коллектив, по мнению А.В. Бенедиктова и С.Н. Братуся, государство возложило выполнение определенных задач и выделило для этого в оперативное управление часть единого фонда государственной собственности.


Но резонны были возражения административистов, видевших в администрации (директоре) орган государственного управления, наделенный властными полномочиями. Такой орган юридического лица не выступает по отношению к юридическому лицу как самостоятельный субъект права. Действия органа, совершенные в пределах его компетенции, являются, по мнению Ю.К. Толстого, действиями самого юридического лица[7]. Но его иерархичность очевидна, равно как и следование обязательным предписаниям «сверху». Сейчас это выступает как общая «связанность законом» для всех юридических лиц, дополняемая соподчиненностью «по вертикали» для администрации государственных и муниципальных предприятий и учреждений. К тому же формула «осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом», применима теперь к коммерческим организациям, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 49 ГК РФ). Понятие компетенции широко используется для характеристики организации внутреннего управления, в рамках любого учреждения и предприятия. Тут в нем обнаруживается корпоративно-публичный смысл.

В традиционном плане компетенция остается понятием публичного права, выражающим властные действия субъектов по отношению друг к другу. Речь идет, как отмечалось, о компетенции государства и его органов, местного самоуправления, международных структур в пределах широких сфер деятельности. Она осуществляется в силу предписаний закона и подзаконных актов, причем по усмотрению субъекта, у которого есть право выбора момента для решений и действий и их вариантов. Подробнее допрос об усмотрении будет охарактеризован несколько позже.

Правообязанность действий субъекта двоякая. Она связывается с необходимостью постоянно, непрерывно функционировать в заданном направлении, поскольку право содержит для него нормативную ориентацию. Но действия необходимы и тогда, когда этого требует наличие юридических фактов. В этом смысле Б.М. Лазарев правильно различает правоспособность и компетен цию органа[8].

Данная проблема получает свое своеобразное преломление применительно к самому государственному органу. Довольно часто госорган представляет собой две органически связанные части - собственно властно действующую структуру и организационно-вспомогательную структуру. Есть Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, но есть и Аппарат Правительства. В Конституционном Суде решения выносятся либо на пленуме, либо в палатах. Секретариат является обслуживающей структурой. Министерство состоит из структурных подразделений, но его компетенция осуществляется министром и коллегией.


Все эти и иные органы государственной власти являются юридическими лицами, что и предусмотрено в законах и положениях об их статусе. Первичность статуса и компетенции как его элемента, «заданная» как бы извне, не исключает правоспособности органа. Осуществление прав юридического лица в цивилистическом смысле возлагается на вспомогательные обслуживающие структуры органа. И в положениях о них предусмотрен порядок совершения сделок, заключения договоров, приобретения имущества и т.п. Но в публично-правовых отношениях действует только официальный и уполномоченный представитель госоргана (в судебных процессах по поводу признания актов недействительными и т.п.).

Иными словами, если большинство коммерческих и некоммерческих организаций создаются по воле собственника, учредителя или будущих членов для обеспечения общих интересов, включая имущественные, то публично-правовые субъекты получают, «приобретают» компетенцию не по своей воле и не в свои собственных интересах. Они легализуются либо в силу общих, либо конкретных предписаний закона и иных правовых актов. Действуют не в своих собственных интересах, что является противоправным, а в публичных.

Используется и понятие «конституционная правосубъектность» как способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию, т.е. быть участником конституционно-правовых отношений. Ее составными частями являются конституционная правоспособность, конституционная дееспособность и конституционная деликтоспособность. Статус субъектов этих отношений имеет преимущественно политический характер, а множественность субъектов это подтверждает. Их различие проводится по характеру задач, формам и методам их решения, объему прав и обязанностей, наличию или отсутствию деликтоспособности. Не все они могут стать субъектами конституционной ответственности, ибо для этого на них должны быть возложены обязанности отвечать за свое правовое поведение и претерпевать негативное воздействие конституционных норм в случае отклонения[9]. Вряд ли стоит, однако, ограничивать круг таких субъектов - все они ответственны (в разных формах) за выполнение своих задач.

Системное обеспечение компетенции - залог ее эффективности. Оно включает в себя шесть элементов: 1) стабильность власти и ее институтов, 2) обоснованный выбор формы и структуры органа, 3) правильное регулирование компетенции, 4) высокая компетентность руководителей, должностных лиц и служащих, 5) достаточные материально-финансовые ресурсы, 6) защита компетенции.


Умелый сравнительно-правовой анализ компетенций очень полезен в научном и практическом плане. Анализ опыта иностранных государств позволяет заметить, во-первых, большую роль конституционных основ компетенции, во-вторых, обеспечение более самостоятельных полномочий органов и меньшую степень их смежных действий с другими органами, в-третьих, гибкое сочетание общих полномочий государства и статутных полномочий его органов. Таковы нормы Конституции ФРГ и Конституции Земли Нижняя Саксония о федерации, землях и их органах.

В иностранном праве использование понятия «компетенция» окружено множеством адекватных или однородных понятий.

В Конституции ФРГ можно встретить разные термины, обозначающие понятие «компетенция». Применительно к федерации используются термины «суверенные права», «компетенция», «законодательная компетенция», «рамочные предписания» и др. К землям – «дела местного сообщества», «конкурирующая законодательная компетенция», «государственные полномочия», «законодательная компетенция», к федеральному президенту – «обязанности», «полномочия», к правительству – «право», «полномочия», к государственным служащим – «властные полномочия», «служебная обязанность» и др., к судам – «юрисдикция», «ведение»...

В немецкой научной литературе не всегда строго проводится различие между понятиями «задачи», «полномочия», «компетенция». Так, в книге «Государственное право Германии» в разделе II «Распределение государственных полномочий между федерацией и землями» в первой части речь идет о разграничении компетенций и коллизионном праве, включая вопросы разделения административных, судебных и коммунальных полномочий. В ч. 2 рассматриваются основы законодательной компетенции и ее распределение по уровням. Часть 4 посвящена управленческой компетенции федерации и земель - распределению компетенции, исполнению землями своих собственных законов, исполнению Землями федеральных законов под надзором федерации и по ее поручению. В ч. 5 рассмотрены вопросы компетенции по отправлению правосудия. Пояснена природа совмещенной компетенции - кооперации[10].

Известный французский политолог Макс Гунель в книге «Введение в публичное право», с одной стороны, трактует правосубъектность государства как коллективного субъекта. Этим объясняется его роль в политической и правовой системах, в международном сообществе и как юридического лица. С другой стороны, обстоятельно рассматривает вопросы, связанные с принципом разделения компетенции. Они производны от классического принципа публичного права о разделении власти в государстве и находят отражение как в конституционном, так и в административном праве. В первом случае это разделение полномочий на уровне руководителей государства, разделение власти между Правительством и судебными органами. Во втором - разделение компетенции между административными и судебными органами, принцип разделения органов административной юстиции и оперативных органов управления. И хотя терминология не всегда адекватна нашей отечественной, затруднений в понимании обоих вопросов, пожалуй, не встречается[11].


В заключении необходимо отметить, что большие затруднения возникают при использовании смежных понятий из английской правовой системы, в которой нормы и институты публичного права представлены менее отчетливо, чем нормы и институты частного права. Верховенство права - Rule of law - служит общей основой для всех институтов. В английском конституционном и административном праве разделение Властей рассматривается как осуществление государственных функций разными методами и соответственно органами с традиционными сдержками и противовесами[12]. Гораздо более обстоятельно разработано понятие «юрисдикции судов».

Глава 2. Основные положения компетенции современных специалистов и менеджеров

2. 1. Направления и содержание компетенции современного специалиста или менеджера

В научной литературе профессиональная компетенция рас­сматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для эф­фективных действий в определенных ситуациях. При этом управлен­ческая компетентность современных специалистов и менеджеров представляется как систе­ма его внутренних ресурсов, необходимых для организации эффектив­ного руководства; знание существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возмож­ных способов и средств достижения намеченных целей; комплексная система, включающая в себя содержательные, ресурсные и социально-психологические аспекты деятельности.

Содержательная составляющая профессиональной компетентно­сти современных специалистов и менеджеров предполагает адекватную ориентацию в це­лях и задачах, их приоритетности и соподчиненности как в управ­ленческой, так и в предметной области деятельности. В экстре­мальных условиях современный специалист или менеджер должен чутко реагировать на лю­бое, даже незначительное, изменение в обстановке, поведении подчиненных. С учетом этих изменений руководитель обязан корректировать цели, задачи профессиональной деятельности, формы, способы их достижения и исполнения. Он должен свое­временно вносить коррективы в свою управленческую деятель­ность, в условия взаимодействия с подчиненными, в формы сво­его реагирования (от делегирования подчиненным своих полно­мочий до лишения их полномочий, самостоятельности принятия решений, свободы и т.д.