Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внешней и внутренней среды ООО «Максимум Авто»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 13601
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия
1.1. Понятие и факторы внешней и внутренней среды предприятия
1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды предприятия
2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Максимум Авто»
2.1. Общая характеристика ООО «Максимум Авто»
2.2. Применение методов анализа внешней и внутренней среды в деятельности ООО «Максимум Авто»
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Целью работы является анализ внешней и внутренней среды организации.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия
- изучить методы анализа внешней и внутренней среды предприятия
- провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Максимум Авто».
Предметом работы является внешняя и внутренняя среда предприятия.
Объектом работы является ООО «Максимум Авто».
Изучению проблем, связанных с управлением внешней и внутренней средой организации, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по управлению внешней и внутренней средой организации.
В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Акимова Т.А., Бронникова Т. С., Драпкина Г.С. и др.
1. Теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия
1.1. Понятие и факторы внешней и внутренней среды предприятия
Такое неоднозначное понятие как внутренняя и внешняя среда предприятия требует отдельного исследования, так как взаимодействие с ней во многом определяет не только результаты деятельности предприятия, но и сам факт его существования [12, с. 23]. Это следует из того, что предприятие является в соответствии с целями своего создания открытой системой, так как одна из основных целей – получение прибыли – есть результат изменения формы, содержания ресурсов, получаемых из внешней среды, или перемещения во времени и пространстве готовых изделий, полученных также из внешней среды, или оказания услуг агентам, находящимся также во внешней среде относительно данного предприятия [3, с. 45].
Внешняя среда организации представляет собой совокупность различных факторов прямого и косвенного воздействия, которые оказывают непосредственное влияние на ее деятельность, диктуют условия существования организации.
Учитывая выводы и результаты собственных наблюдений и исследований к «макросреде» предприятия, отнесем следующие подсистемы:
1) государственная подсистема, характеристиками которой являются:
- наличие и размер государственного сектора в экономике;
- деятельность государства по регулированию экономических процессов в рамках государственной экономической политики;
2) правовая подсистема, характеристиками которой являются:
- законодательно закрепленные права и обязанности предприятий;
- законодательно определенные запреты в отношении предпринимательства;
- законодательство, регламентирующее общественные, политические, экономические взаимоотношения экономических агентов;
3) политическая подсистема, характеристиками которой являются:
- политическое устройство страны;
- деятельность политических партий и других организаций;
4) социальная подсистема, характеристиками которой являются:
- количественный и качественный состав населения страны с точки зрения его влияния на процессы в экономике;
- социальные особенности страны;
- социальная активность населения;
5) экономическая подсистема, характеристиками которой являются:
- макроэкономические характеристики экономики: темп инфляции, уровень безработицы, динамика ВВП;
- наличие и доступность ресурсов;
- развитость рынков товаров и услуг, ресурсов, финансового рынка;
- отраслевая структура экономики;
- уровень развития и культура хозяйственных отношений;
6) технологическая подсистема, характеристиками которой является:
- уровень развития технологий в экономике, в отдельных отраслях;
- доступность технологий для предприятий;
7) природно-географическая подсистема, характеристиками которой являются:
- климатические условия;
- географические особенности страны;
8) международная подсистема, характеристиками которой являются:
- экономические, политические, военные, культурные связи с другими странами;
- международное разделение труда;
- участие страны в экономических и других международных организациях;
9) ментальная подсистема, характеристиками которой являются:
- традиции, ценности населения;
- религиозный состав и религиозная активность населения;
- взгляды, суждения населения.
К деловой среде предприятия целесообразно отнести следующие подсистемы [3, с. 47]:
1) конкурентная подсистема, характеристиками которой являются:
- вид и форма конкуренции в отрасли;
- культура и особенности конкурентных взаимоотношений;
- острота конкурентной борьбы;
2) ресурсная подсистема, характеристиками которой являются:
- наличие достаточной численности поставщиков ресурсов, в том числе ресурса «труд»;
- связи с поставщиками ресурсов;
3) потребительская подсистема, характеристиками которой являются:
- достаточность и характеристики спроса со стороны покупателей продукции;
- информированность покупателей о товарах;
- платежеспособность покупателей;
4) инфраструктурная подсистема, характеристиками которой являются:
- наличие финансовых организаций и возможность взаимодействия с ними;
- наличие рекламных агентств и развитость рекламного рынка;
- наличие и организация работы товарных и фондовых бирж;
- наличие общественных организаций, непосредственно влияющих на деятельность предприятия (например, природоохранные организации);
- наличие и организованность работы транспортных организаций;
- развитость рынка консалтинговых, аудиторских, лизинговых услуг.
Внутренняя среда представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. Она включает в себя:
- производство: структура, темпы роста, объем, ассортимент продукции; уровень запасов, обеспеченность сырьем, скорость их использования; система контроля качества, торговые марки, патенты и т.д.; экология производства; состав оборудования и степень его использования;
- персонал: количественный состав работников, структура, квалификация, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, мотивация персонала, потребности и интересы работников;
- организация управления: уровень менеджмента, методы управления, организационная структура, квалификация, престиж и имидж предприятия, интересы и способности высшего руководства;
- финансы – своего рода зеркало, в котором отражается производственно-хозяйственная деятельность;
- культура и имидж предприятия;
- маркетинг, который охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции.
Факторы внутренней среды подвержены изменениям, их можно вовремя проконтролировать в отличие от факторов внутренней среды. Внешняя среда представляет собой основной источник поступления ресурсов для нормального функционирования организации. Внешнюю среду можно разделить на две составляющие – макроокружение и непосредственное окружение. Макроокружение включает в себя следующие компоненты: политический, социальный, экономический, правовой, технологический. Непосредственное окружение, в отличие от макроокружения, на прямую взаимодействует с организацией и может измениться от смены стратегии. К компонентам непосредственного окружения относят потребителей, конкурентов, поставщиков, инфраструктуру, органы власти.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что силы, влияющие на деятельность предприятия в рыночной экономике достаточно разнообразны по особенностям, интенсивности, последствиям влияния, что их разграничению, анализу влияния, выявлению источников и способов устранения негативного влияния и использования позитивного влияния руководством предприятия должно быть уделено должное внимание. На основе результатов проведенного исследования у предприятия появляется возможность упорядочить свое взаимодействие с теми субъектами внешней среды, деятельность которых часто остается незамеченной многими российскими руководителями. В частности это: средства массовой информации; организации, ставящие своей целью охрану природы, памятников культуры; неформальные организации граждан, проявляющие социальную активность в области защиты личных интересов и др. [3, с. 48]
Автомобильный холдинг «Максимум» – российский автомобильный холдинг, автодилер, основанный в 2007 году. На данный момент является одним из лидеров российского автомобильного рынка в соответствующих сегментах.
Основной вид деятельности компании – продажа новых автомобилей всего модельного ряда Suzuki, Honda, Ford и Mitsubishi, силовой техники Suzuki и Honda, оригинальных запчастей и аксессуаров, а также сервис и техническое обслуживание автомобилей представленных автомобильных брендов.
Кроме того, дилерские центры автомобильного холдинга «Максимум» предоставляют весь спектр услуг по продаже автомобилей с пробегом, обмену подержанных на новые (trade-in), выкупу автомобилей с пробегом и постановке их на комиссию.
Первый официальный дилер в составе холдинга – дилерский центр «Honda Максимум Лахта» открылся в 2007 году в Санкт-Петербурге. Дилерский центр быстро добился высоких результатов и уже по итогам 2009 года стал лидером продаж Honda в Северо-Западном регионе. Достигнутая позиция удерживается по сей день. По итогам 2013 года ДЦ «Хонда Максимум Лахта» был признан Лучшим дилером России с рейтингом ААА и награжден этим званием представительством Honda в России.
В 2010 году холдинг приобрел дилерство Ford. Центр «Ford Максимум» открылся на улице Руставели, 53. Новый дилерский центр поддержал успешность холдинга и по итогам 2013 года «Ford Максимум» занял уже 2-е место по продажам в Санкт-Петербурге среди 8 дилеров Ford.
В конце 2011 года холдинг стал официальным дилером Mitsubishi. Уже в апреле 2012 года рядом с дилерским центром «Ford Максимум» начал свою работу новый дилерский центр «Mitsubishi Максимум». Уже к концу 2013 года автосалон занял 4-ое место среди всех автодилеров это бренда в Санкт-Петербурге, а по итогам второго квартала 2014 года уже вышел на 2-ое.
Следующим шагом в развитии холдинга стало открытие нового официального дилерского центра Hyundai. Его строительство началось еще в 2012 году. Было запланировано построить самый большой и функциональный дилерский центр в Санкт-Петербурге. Уже в ноябре 2014 года свои двери открыл салон площадью более 4 500 кв.м., с шоу-румом на 20 автомобилей и с 16 подъемниками в сервис-зоне.
Не останавливаясь на достигнутом, в конце 2014 г. холдинг «Максимум» приобрел дилерство Suzuki и уже в апреле 2015 г. начал свою работу автосалон Suzuki Максимум – официальный дилер Suzuki. Автоцентр отвечает всем требованиям и корпоративным стандартам Suzuki. Общая территория центра, не включая, парковку, составляет 3 320 м2, шоу-рум занимает 400 м2, территория сервиса равна 1 241 м2, парковка центра занимает 7 000 м2. Всего за 3 месяца работы дилерский центр Suzuki Максимум занял 1-ое место по продажам автомобилей среди дилеров по всей России.