Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внешней и внутренней среды ООО «Максимум Авто»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 13607
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия
1.1. Понятие и факторы внешней и внутренней среды предприятия
1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды предприятия
2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Максимум Авто»
2.1. Общая характеристика ООО «Максимум Авто»
2.2. Применение методов анализа внешней и внутренней среды в деятельности ООО «Максимум Авто»
Не останавливаясь на достигнутом, в конце 2014 г. холдинг «Максимум» приобрел дилерство Suzuki и уже в апреле 2015 г. начал свою работу автосалон Suzuki Максимум – официальный дилер Suzuki. Автоцентр отвечает всем требованиям и корпоративным стандартам Suzuki. Общая территория центра, не включая, парковку, составляет 3 320 м2, шоу-рум занимает 400 м2, территория сервиса равна 1 241 м2, парковка центра занимает 7 000 м2. Всего за 3 месяца работы дилерский центр Suzuki Максимум занял 1-ое место по продажам автомобилей среди дилеров по всей России.
Миссия
- Мы профессионалы. Мы служим для ваших рекомендаций.
- Мы меняем ваш мир.
- Мы не такие как все. Мы лидеры.
Ценности компании
- Эффективность
- Клиентоориентированность
- Профессионализм
- Практичность
- Открытость
- Дисциплина
- Команда
Организационная структура управления представлена на рис. 4.
Рисунок 4 - Организационная структура управления ООО «Максимум Авто»
Структура компании четко разделена на 4 блока: управление – обеспечения деятельности предприятия (кадры, финансы, маркетинг, бухгалтерия); продажи – обеспечение торгового процесса (непосредственно процесс продажи и страхование купленных автомобилей); сервис – обеспечение послепродажного обслуживания покупателей; логистика – закупка и доставка автомобилей и запчастей.
Такая организационная структура позволяет компании полноценно развивать оба направления своей деятельности – продажи и сервисное обслуживание.
Структура предприятия может быть отнесена к линейно-функциональной.
Поскольку объектом исследования данной работы выступает ООО «Максимум Авто» необходимо рассмотреть оценку экономической деятельности ООО «Максимум Авто». По результатам работы за 2014–2016 гг. предприятие имело следующие значения показателей, таблица 4.
Таблица 6 - Основные технико-экономические показатели ООО «Максимум Авто» за 2014-2016 гг.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Отклонение (+/-) |
Темп роста (%) |
||
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
||||
Выручка от продажи продукции, работ или услуг, тыс. руб. |
243475 |
262359 |
277383 |
18884 |
15024 |
107,76 |
105,73 |
Себестоимость, тыс. руб. |
193870 |
210292 |
223272 |
16422 |
12980 |
108,47 |
106,17 |
Среднесписочная численность, чел. |
228 |
230 |
231 |
2 |
1 |
100,88 |
100,43 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. |
16487 |
18785 |
19241 |
2298 |
456 |
113,94 |
102,43 |
Прибыль от продаж |
10862 |
8387 |
11088 |
-2475 |
2701 |
77,21 |
132,20 |
Прибыль до налогообложения |
5333 |
3900 |
7266 |
-1433 |
3366 |
73,13 |
186,31 |
Чистая прибыль |
3828 |
2905 |
6203 |
-923 |
3298 |
75,89 |
213,53 |
Рентабельность продаж |
4,46 |
3,20 |
4,00 |
-1,26 |
0,80 |
71,66 |
125,04 |
Дебиторская задол-женность, тыс.руб. |
4478 |
4671 |
9312 |
193 |
4641 |
104,31 |
199,36 |
Кредиторская задол-женность, тыс.руб. |
11272 |
11081 |
13261 |
-191 |
2180 |
98,31 |
119,67 |
ФОТ |
39685 |
42586 |
43987 |
2901 |
1401 |
107,31 |
103,29 |
Производительность |
1067,87 |
1140,69 |
1200,79 |
72,82 |
60 |
106,82 |
105,27 |
Фондоотдача, руб. |
14,77 |
13,97 |
14,42 |
-0,80 |
0,45 |
94,57 |
103,22 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
31530 |
34870 |
38707 |
3340 |
3837 |
110,59 |
111,00 |
Данные таблицы 6 позволяют сделать вывод о том, что выручка растёт на всём периоде исследования, так к 2015 г она выросла на 18884 тыс. руб., а в 2016 г. на 15024 тыс. руб. Поскольку увеличиваются объ1ёмы деятельности увеличивается себестоимость, в 2015 г. выросла на 16422 тыс. руб. и в 2015 г. на 12980 тыс. руб. Следует отметить, что темп её роста выше темпов роста выручки, что является отрицательным в деятельности организации. В связи с тем, что увеличиваются объ1ёмы деятельности в 2015-2016 гг. увеличивается среднесписочная численность на 2 чел., и 1 чел. соответственно.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличивается на всём периоде исследования (в 2015 г. на 2298 тыс. руб., в 2016 г. на 456 тыс. руб.). Прибыль от продаж в 2015 г. снизилась на 2475 тыс. руб., прибыль до налогообложения и чистая прибыль так же снизились на 1433 тыс. руб. и на 923 тыс. руб. соответственно. Прибыль от продаж в 2016 г. увеличилась на 2701 тыс. руб. Положительный финансовый результат по прочим видам деятельности стал причиной того, что прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в 2016 г. на 3366 тыс. руб. и на 3298 тыс. руб. соответственно. В 2015 г. рентабельность продаж снижается на 1,26 п.п., однако в 2016 г. она увеличилась на 0,80 п.п. и составила 4 %. Дебиторская задолженность увеличилась на всём периоде исследования. В 2015 г. на 193 тыс. руб. и в 2016 г. на 4641 тыс. руб. что ведёт к прямому отвлечению средств из оборота. Кредиторская задолженность в 2015 г. снизилась на 191 тыс. руб. Рост дебиторской задолженности в 2016 г. привёл к росту взаимных неплатежей, в связи с чем, кредиторская задолженность в 2016 г. увеличилась на 2180 тыс. руб. Фонд оплаты труда увеличивается на всём периоде исследования. Так же следует отметить увеличение средней заработной платы, в 2015 г. она увеличилась на 0,92 тыс. руб. и в 2016 г. на 0,44 тыс. руб. Положительным моментом в 2015-2016 гг. является то, что темпы роста средней заработной платы меньше темпов роста выручки, т. е. увеличение заработной было целесообразным, своевременным и выполняла стимулирующую функцию.
Производительность увеличилась в 2015 г. на 72,82 тыс. руб. и в 2016 г. на 60 тыс. руб. Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась в 2015 г. на 10,59. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем э1ффективнее функционирует предприятие, тем устойчивей его финансовое состояние. Проведем анализ показателей рентабельности предприятия.
Таблица 7 - Показатели прибыли и рентабельности ООО «Максимум Авто» за 2014-2016 гг.
Показатели |
2014 г. |
2015г. |
2016 г. |
Отклонение, (+/-) |
Темп роста, (%) |
||
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
||||
Прибыль, тыс.руб. |
|||||||
- валовая; |
49605 |
52067 |
54111 |
2462 |
2044 |
104,96 |
103,93 |
- от продаж; |
10862 |
8387 |
11088 |
-2475 |
2701 |
77,21 |
132,20 |
- до налогообложения; |
5333 |
3900 |
7266 |
-1433 |
3366 |
73,13 |
186,31 |
- чистая; |
3828 |
2905 |
6203 |
-923 |
3298 |
75,89 |
213,53 |
Рентабельность, в % к: |
243475 |
262359 |
277383 |
18884 |
15024 |
107,76 |
105,73 |
рассчитанная по валовой прибыли |
20,37 |
19,85 |
19,51 |
-0,53 |
-0,34 |
97,41 |
98,30 |
Рентабельность продаж |
4,46 |
3,20 |
4,00 |
-1,26 |
0,80 |
71,66 |
125,04 |
общ`ая (прибыли до налогообложения); |
2,19 |
1,49 |
2,62 |
-0,70 |
1,13 |
67,87 |
176,22 |
рассчитанная по чистой прибыли; |
1,57 |
1,11 |
2,24 |
-0,46 |
1,13 |
70,43 |
201,96 |
б) оборотным активам |
16,91 |
11,18 |
18,77 |
-5,73 |
7,59 |
66,11 |
167,89 |
в) основным средствам |
32,35 |
20,76 |
37,76 |
-11,59 |
17 |
64,17 |
181,89 |
г) собственному капиталу |
13,77 |
9,35 |
17,41 |
-4,42 |
8,06 |
67,90 |
186,20 |
д) рентабельность активов |
11,05 |
7,24 |
12,42 |
-3,81 |
5,18 |
65,52 |
171,55 |
Оценка прибыли и рентабельности показывает, что в 2015 г. показатели прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли снижаются, в связи с чем снижается рентабельность. Э1то вызвано тем, что темпы роста себестоимости выше темпов роста прибыли. Уже в 2016 г. все показатели прибыли увеличились.
Рентабельность рассчитанная по валовой прибыли сокращается на всём периоде исследования, так в 2015 г. она сократилась на 0,53 п.п., в 2016 г. на 0,34 п.п. Рентабельности продаж сократилась в 2015 г. на 1,26 п.п. и увеличилась в 2016 г. на 0,80 п.п. и составила 4 % Общая и рентабельность сократилась в 2015 г. на 0,70 п.п. и увеличилась в 2016 г. на 1,13 п.п. Рентабельность рассчитанная по чистой прибыли так же сокращается в 2015 г. на 0,46 п.п. и увеличивается в 2016 г. на 1,13 п.п.
Прибыль используемых оборотных средств в 2015 г. снизилась г. на 5,73 п.п. и увеличилась в 2016 г. на 7,59 п.п., Рентабельность активов в 2015 г. снизилась на 3,81 п.п. и увеличилась в 2016 г. на 5,18 п.п. и составила 12,42, т.е. прибыль, приходящаяся на каждый рубль активов увеличилась, Рентабельность собственного капитала снизилась в 2015 г. на 4,42 п.п. и увеличилась в 2016 г. Рентабельность основных средств так же снизилась в 2015 г. и увеличивается к 2016 г.
2.2. Применение методов анализа внешней и внутренней среды в деятельности ООО «Максимум Авто»
Проведем анализ внешней среды, таблица 8.
Анализ данной таблицы 8 позволяет сделать следующие выводы. Увеличение курса иностранных валют положительно скажется на финансово- хозяйственной деятельности предприятия, так как оно является поставщиком продукции во многих регионах.
Таблица 8 - Анализ факторов внешней среды ООО «Максимум Авто»
Факторы внешней среды |
Оценка качества |
Важность |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Покупатели |
||||||||
1.1.Объем спроса по каждому покупателю |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
1.2.Угроза потеря покупателя |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
1.3.Возможность приобретения нового покупателя |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
2. Конкуренты |
||||||||
2.1Преимущество |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
2.2 Слабость |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
3 Поставщики |
||||||||
3.1 Надежность |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
3.2 Необходимость отказа от старого поставщика |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
3.3 Необходимость поиска новых поставщиков |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
3.4 Ценовая политика поставщика |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
4 Законодательство |
||||||||
4.1.Устойчивость законов |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
4.2.Появление новых законов |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
4.3 Льготы |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
4.4.Ограничение |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4.5 Рост тарифов |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
5Технологический фактор |
||||||||
5.1. Возможность применения новых технологий |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
6 Климатический фактор |
||||||||
6.1. Наличие сезонности |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
6.2. Возможность спада объема продаж |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
В ООО «Максимум Авто» постоянно ведется анализ конкурентов с целью предупреждения натиска с их стороны и своевременной разработки мер по его отражению. Одним из важных для формирования высококачественного состава материальных потоков готовой продукции является постоянное обновление основных производственных фондов и использование высококвалифицированного персонала.
На деятельность компании ООО «Максимум Авто» оказывают влияние следущие политические факторы:
- политическая нестабильность в России (влияние которой проявляется в понижении курса национальной валюты, снижении доходов потребителей);
- нестабильные отношений со странами поставщиками запасных частей, в том числе и в части таможенного регулирования;
- инвестиционная политика государства (выделение средств на проекты, связанные с разработкой новых технологий в области производства запасных частей).
Экономические факторы, оказывающие влияние на рынок запчастей для фирмы:
- снижение денежных доходов населения, что приводит к снижению покупательской способности населения;
- экономический спад страны, который способствует стагнации коммерческой деятельности;
- налоговая политика, которая может повлечь за собой как активизацию, так и стагнацию деловой активности;
- инфляция, которая оказывает влияние на изменение цен на продукцию, рассматриваемой компании.
Выделим следующие социальные факторы:
- повышение уровня благосостояния и социальной защищенности населения;
- стремление покупать качественные товары.
Технологические факторы, оказывающие влияние на деятельность ООО «Максимум Авто» следующие:
- разработка инновации в области производства запчастей для фирмы;
- общее развитие технологий.
На деятельность ООО «Максимум Авто» оказывают влияние пять взаимодействующих конкурентных сил, определяющих долгосрочную привлекательность отрасли:
- существующие конкуренты;
- потенциальные конкуренты;
- рыночная власть поставщиков;
- рыночная власть покупателей;
- угроза со стороны товаров-заменителей.
Дадим оценку конкурентных позиции компании ООО «Максимум Авто», используя модель «пяти» сил М. Портера (таблица 9).
Таблица 9 - Оценка «пяти» сил М. Портера для компании ООО «Максимум Авто»
Конкурентная сила |
Оценка влияния, % |
Комментарий |
1 |
2 |
3 |
1 Риск появления новых конкурентов |
25 |
Относительно невысокий |
- экономия от масштаба |
Консолидация в отрасли усиливается вследствие этого можно достичь экономии от масштаба деятельности |
|
марки |
Производители-поставщики |
|
- затраты на выход |
Требования к стартовому капиталу |
|
- простота переключения покупателей на нового продавца |
Высокая, так как для покупателя большую роль играет цена, а не известность торговой марки |
|
- простота копирования технологий продаж |
простая |
|
- затраты на основные фонды |
Высокие, так как требуют больших затрат |
|
2. Угроза замены существующих товаров |
10 |
Не существенна |
3. Сила позиции поставщиков |
15 |
Относительно невысокая |
- возможное влияние на поставщиков |
Только при больших заказах |
|
- простата смены поставщиков |
Простая, так как конкуренция между поставщиками существенная |
|
- угроза выхода поставщиков на конечного потребителя |
Невысокая, так как поставщик не в состоянии сам организовать продажи |
|
Сила позиции покупателей |
20 |
Относительно невысокая |
Влияние покупателей на цену товара |
Высокая так как рынок насыщен, а круг продавцов широк |
|
Простота переключения покупателей на нового поставщика |
30 |
Относительно высокая, определяется ценовым фактором |
Заинтересованность покупателей в низкой цене |
Высокая |
|
Неудовлетворенность ассортиментом |
Невысокая, так как ассортимент широк |
|
Уровень компетенции покупателя о продукции |
Высокий |
|
Действующая конкуренция |
Высокая |
|
Величина постоянных издержек |
Высокая, за счет формирования запасов |
|
Вероятность скачков спроса |
Невысокая, за счет эластичности спроса |
|
Простота выхода из бизнеса |
Сложная, так как срочная реализация запасов не возможна без потерь |
|
ИТОГО |
100 |