Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Масштабность задач, стоящих перед современным российским обществом, поднимает проблему профессионализма специалистов (менеджеров) и подготовки управленческих кадров. Своевременными и весьма актуальными становятся вопросы подготовки специалистов, готовых и способных решать сложные социально- экономические задачи развития общества. Это требует исследования проблем профессиональной компетентности, развития ключевых компетенций в различных сферах деятельности человека. Весьма актуальной становится проблема эффективности условий развития профессиональных компетенций, дискуссионными остаются вопросы о применяемых методах и процедурах, направленных на изучение содержания и становления профессиональной компетентности специалиста (менеджера). В современной науке компетентность связывается с определенной областью деятельности и представлена как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовывать свой потенциал для успешной деятельности (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Ю.К. Стрелков, В.Д. Шадриков). На смену традиционным подходам в оценке персонала пришла оценка по компетенциям, что позволяет повысить надежность прогноза успешной профессиональной деятельности и развития профессиональной компетентности специалиста (менеджера). Поскольку, одним из условий профессионального развития и становления специалиста или менеджера является научное обоснование системы профессиональной подготовки и условий развития профессиональной компетентности специалиста.

Тем не менее, проблема развития профессиональных компетенций и соответствующих этому условий все еще остается недостаточно исследованной. Теоретическая и практическая значимость изучения наиболее эффективных условий, диагностической оценки и возможностей развития профессиональных компетенций специалиста или менеджера позволяет констатировать актуальность этой проблемы.

Разработанность в науке. Исследования проблем профессиональной компетентности являются культурно-исторический подход в понимании самореализации личности, определении ее роли, места, значимости в выделении «актуального будущего поля» (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко); основные положения психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, В.Д. Шадриков); принципы субъектно- деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.А. Барабанщиков, А.К. Болотова, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков и др.); структурно-интегративный подход к изучению функциональных состояний и сморегуляции психофизиологического состояния (А.Б. Леонова, Л.Г. Дикая, Т.В. Корнилова); идея смысложизненных ориентаций и личностного развития, самодетерминации, вариативности механизмов личностного развития (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин); проблемы жизненного и профессионального успеха личности, условий их достижения (А. Лэнгле, А. Маслоу, Ж. Нюттен, Дж. Равен, Э. Фромм, В. Франкл, Э. Эриксон).


Основной целью исследования является разработка эффективной технологии оценки и развития должностных профессиональных компетенций в условиях специальных развивающих стратегических сессий.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

− обобщить современные подходы к изучению условий природы компетенции как управленческого явления;

- рассмотреть элементы компетенции современных специалистов и менеджеров;

- предложить основные положения компетенции современных специалистов и менеджеров.

Объектом исследования является профессиональная компетентность специалиста в ее развитии, его предметом – развитие должностных профессиональных компетенций и их возможное применение в кадровом отборе.

Методы и методология исследования: для решения поставленных задач в работе использовался следующий комплекс методов: историко-хронологический анализ научной литературы; эмпирические методы: структурированное наблюдение по компетенциям; моделирование ключевых должностных компетенций.

Практическая значимость: Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для теоретического и методического обоснования компетентностного подхода в кадровой, профессиональной и организаторской деятельности современных специалистов и менеджеров.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теория, природа и элементы компетенции как управленческого явления

1.1.Теория, природа и элементы компетенции как управленческого явления

Понятие «компетенция» происходит от латинского соmреtеге - добиваться, соответствовать, подходить. В новейших энциклопедиях определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях[1].


Полномочие в гражданском праве - это субъективное право лица совершать сделки, а в публичном праве - право и одновременно обязанность соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом[2].

В конце XIX века в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А.Эфрона (том XXIV) понятие «юрисдикция» раскрывается путем отсылки к понятию подсудности. Подсудность в гражданском процессе характеризуется как подведомственность тех или иных судебно-гражданских дел тем или иным органам судебной власти, их способность к производству дел и к постановлению 'решения. Таким образом, подсудность обнимает собой и так называемую компетентность или власть, принадлежащую тому или другому суду постановить решение по делу. Принципы подсудности - принимать к рассмотрению только те дела, которые не подведомственны юрисдикции другого учреждения, решение, постановленное некомпетентным учреждением, считается недействительным, ответчик вправе просить об отводе некомпетентного учреждения и т.д.

Подсудность в уголовном процессе распадается на предметную (какой суд может решать) и местную (распределение судебной власти между судами одной категории дел, но разных местностей). Выделяется также подсудность военная.

Понятий «ведение» и «предметы ведения» нет в словаре, очевидно, ввиду достаточности других. К тому же слово «веды» старинного происхождения – «знать», «видеть» - давало, видимо, ключ к разгадке явлений и действий типа «ведомства» и «подведомственность».

Термин «юрисдикция» происходит от латинского Jurisdictio - судопроизводство. Это совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях. Юрисдикция определяется в зависимости от вида и характера разрешаемых дел[3].

Продолжая размышлять по данной проблематике, отметим и некорректное использование интересующих нас понятий вне связи друг с другом. Так, понятие «юрисдикция» применяют в международном праве для обозначения суверенных прав власти государства на своей территории, а в уголовном и гражданском процессах, судоустройстве - для характеристики подсудности тех или иных категорий дел.

Делая краткий обзор понятий, призванных зафиксировать объем и характер дел, легко разрешаемых субъектами публичного права, можно обратить внимание на следующие явления.


Неодинаков объем понятий, используемых в разных отраслях права и законодательства. Например, в гл. 3 «Подведомственность и подсудность» АПК РФ названные понятия в первом случае отражают подведомственность дел арбитражным судам через их компетенцию в сфере осуществления правосудия. Она же первично установлена в ст. 127 Конституции и ст. 4, 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Понятие подсудности отражает разграничение компетенции между разными арбитражными судами внутри единой системы арбитражных судов[4]. Базовым является понятие родовой подсудности. В то же время в доктрине и практике административного права используются понятия «ведомство», «ведомственность», как бы продолжая жизнь упомянутого стороннего понятия «веды», «ведать». Оно как базовое проникает и в другие отрасли права.

К сожалению, на практике возникает много трудностей как в регулировании компетенции, так и в ее осуществлении. Особенно в отношениях между разными организациями. Допускается дублирование понятий. Разноречиво используются и понятия в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ст. 1 речь идет о «вопросах местного Значения»; в ст. 6 - о «предметах ведения местного самоуправления» в смысле «вопросов местного значения», об их «ведении»; в ч. 3 ст. 14 - о «компетенции органов местного самоуправления»; в ч. 3 ст. 16 - о «компетенции главы муниципального образования»; в ст. 18 - о «полномочиях депутатов, членов выборных органов»; в ст. 32 - о «компетенции органов местного самоуправления»; в ст. 43 и 46 - о «правах местного самоуправления»; в ст. 50 - о «полномочиях органов местного самоуправления».

По нашему мнению, длительное использование всех названных понятий имеет историческое объяснение. Менялось и меняется их содержание и соотношение между собой. В то же время становится очевидной другая картина. Метод понятийных рядов, используемый в философии и теории права, позволяет, во-первых, найти правильное соотношение понятий по их «весу» и характеру отражения явлений, во-вторых, выделить базовое, ключевое понятие. Таковым для публичного права и является понятие «компетенция», остальные же служат видовыми понятиями, призванными отражать те или иные грани явлений в публично-правовой сфере общества и государства.

Как уже отмечалось, многие разработки в данной сфере представляют собой своего рода микроанализ отдельного носителя, субъекта компетенции. Между тем ее системные характеристики и виды, их взаимосвязи исследованы в меньшей степени. Организация публичной власти в обществе призвана решать стратегические задачи и выполнять общественно-необходимые функции. Ее сужение по уровням дает сложную картину.


Сказанное позволяет в качестве вывода определить компетенцию как:

1) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

2) базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности.

3) совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.

4) неаддитивная, синергетическая система знаний, умений, навыков и способностей, объединенных ее ключевым системообразующим элементом (конфигуратором) и направленных на решение определенных задач деятельности

1.2. Элементы компетенции

Будучи сложным явлением, компетенция может состоять из элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам относятся: а) нормативно установленные цели, б) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия, в) властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение. Без них компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.

Установленные цели означают способ длительной нормативной ориентации субъектов права и устойчивую деятельность по достижению этих целей. В широком смысле имеются в виду публичные функции, без выполнения которых общество и государство не могут обеспечить жизнедеятельность и свое существование. Это - политические, экономические, социальные, экологические и международные функции, каждая из которых имеет, естественно, свое историческое «наполнение и измерение». Таково управление государственными делами.

Официальное целеполагание - в разных формах – служит поступательному движению и смене этапов общественного развития и «государственных состояний». Ошибочное определение целей и отступление от них «сбивают» темпы развития и нередко сопровождаются большими социальными потерями[5]. Нарушается ритм и согласованность деятельности всех институтов публичной власти.

Полагаем возможным следующим образом охарактеризовать типичные предметы ведения как первый элемент компетенции:

а) воздействие на развитие сфер государственной и общественной жизни, отраслей экономики, социально-культурного строительства, на ход общественных процессов;