Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Особенности личностного развития подростков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного исследования обуславливается тем, что в современном мире довольно острой является проблема психологической помощи людям при выборе профессии. Так, сам процесс выбора профессии является не одномоментным актом, а состоит из нескольких этапов, продолжительность каждого из которых находится в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии и внешних условий. Но выбор осложняется тем, что сейчас насчитывается более чем 40 тысяч профессий.

Осложняется выбора также и тем, что в современных условиях профориентация еще не смогла сформировать у учащихся то профессиональное самоопределение, которое будет соответствовать индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. В качестве существенного препятствия также выступает и то, что она рассчитана на определенного усредненного ученика, что подразумевает отсутствие дифференцированного и индивидуального подхода к личности.

Как показывают данные исследований, профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью осуществляется эффективнее и быстрее, если в качестве главной причины выбора профессии будет выступать содержание предстоящей деятельности.

Сложность и многообразие задач по формированию нового человека создают проблемы профессионального качества особо актуальными, как для теории, так и для практики психологической деятельности. Но сейчас встает проблема по формированию профессиональных качеств в качестве важнейшей в обучении будущих специалистов. Именно поэтому важно знать о воздействии личностных особенностей на выбор профессиональной деятельности.

Таким образом, цель данного исследования заключается в том, чтобы провести изучение такого вопроса, как воздействие особенностей личности на выбор профессиональной деятельности.

Объект исследования: учащиеся 11 классов.

Предмет исследования: влияние личностных особенностей на мотивацию выбора профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: особенности личности оказывают прямое воздействие на мотивацию профессиональной деятельности, что обуславливается различиями по уровню субъективного контроля, уровню самооценки и мотивации достижения цели.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

– рассмотреть особенности личностного развития подростков;

– изучить факторы, влияющие на выбор профессии;


– определить основные принципы осуществления профориентации в школе;

– провести экспериментальное изучение влияние личностных качеств подростков на выбор профессии;

– составить рекомендации по грамотному проведении профориентации в школе.

Глава 1. Теоретические аспекты воздействия личностных характеристик на профессиональный выбор

1.1. Особенности личностного развития подростков

Подростковый возраст является периодом жизни, когда у человека начинают формироваться способы и нормы построения общения. Этому оказывает большую поддержку общественно полезная деятельность в ее любых формах. Но стоит отметить и тот факт, что требованиям такой ведущей деятельности подросткового возраста организация школьной жизни помогает не в полной мере. Именно поэтому в таком направлении важно совершенствовать весь учебно-воспитательный процесс. Кроме того, так как главные психологические новообразования подростков, такие, как умение учитывать интересы, чувства и желания других людей, сознательная регуляция своих поступков и дел, формируются в развитых формах общественно полезной деятельности[1].

Становление психологического механизма, который дает возможность учитывать интересы других людей, осуществляется именно в подростковом возрасте. Именно поэтому от характера и способа организации их общественно полезной деятельности во многом зависит на этом жизненном этапе богатство способов и форм человеческого общения, а также их будущее нравственное поведение[4].

Подростковый возраст является порой жизни, когда особенное внимание начинает уделяться общечеловеческим ценностям и проблемам, начинает формироваться моральное сознание и намечаются основы жизненной позиции. Но у подростков для окончательного ее определения пока еще отсутствует необходимый гражданский опыт, а также четкая ориентация в социальных отношениях[3]. У старшеклассников к этому уже имеются все предпосылки, так как их возраст связан внутренне с определением дальнейшего пути и построением жизненных планов. Именно поэтому основным психологическим новообразованием старшего школьника признается самосознание[12].


У личности, которая прошла все периоды становления, появляются и закрепляются качества, которые составляют основу его нравственности и мировоззрения, а также пригодны для дальнейшей активной гражданской и производительной деятельности.

В юридической, социологической, психологической, педагогической и медицинской литературе границы подросткового возраста трактуются по-разному: 11-14 лет, 14-18 лет или же 12-20 лет. К такому возрасту с позиции подростковой психиатрии рационально в большей степени относить период полового созревания[8].

Такой период с психологической точки зрения делится на две части: позитивная и негативная стадия. В негативной стадии – до 15 лет – подросток себя противопоставляет другим, не подчиняется установленным порядкам и правилам, всюду противоречии. В позитивной же стадии, которая начинается с 16 лет, подросток начинаться приобщаться к социализации, духовным ценностям своего времени, а также выработке жизненных правил[6].

Подростковый период – переходный этап между детством и его полной независимости от старших, а также невозможности существовать без них. Также подростковый возраст называют пубертатным периодом по причине того, что им охватывается процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения. Также подростковый возраст является переходным в социопсихологическом отношении.

Именно в этом возрасте начинает формироваться характер и закладываться основы будущей личности. Одновременно с этим начинают закладываться также и такие личностные компоненты, как интересы, наклонности, способности и большая часть социальных отношений. Именно поэтому такой период и называют «трудным». Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, становление характера заостряет и обнажает слабые стороны личности, делая ее особенно податливой и уязвимой в неблагоприятной среде.

В подростковый возраст включены перепад настроения от уныния к безудержному веселью и обратно, а также прочие полярные качества, которые выступают переменно. Чувствительность к оценке посторонними умений, способностей и внешности сочетается с излишними безапелляционными суждениями и самонадеянностью по отношению к другим. Очень часто сентиментальность находится в совокупности и болезненной застенчивости и поразительной черствости, а также желанием быть оцененным и признанным другими[14].

Как известно, дети усваивают взрослые ценности. В современном обществе такие ценности подвергаются решительному пересмотру. Происходит это в довольно нестабильной психологической, экологической, экономической и социальной обстановке, а также в постоянно меняющейся нравственной сфере.


Усугубляется такое положение тем, что присутствует острая нехватка позитивного воздействия на детей всех институтов социализации: образовательно-воспитательных учреждений, СМИ, культурных учреждений, семьи. Наблюдается интенсивная примитивизация сознания детей[9]. Также отмечается рост агрессивности, жестокости, грубости и цинизма. Кроются за такими решениями глубинные и внутренние переживания, страхи, одиночество и неуверенность.

Последствие всего этого – духовная опустошенность среди людей, инфантилизм, утрата чувства ответственности, эгоизм. Именно такие отрицательные приобретения к деформации мотивационно-потребностной сферы личности вызывают особое беспокойство, так как здесь встает вопрос характера конфликтности поколений, в чем кроется опасность деструктирования всей системы наследования культурно-исторического опыта[11].

В стране с изменениями социально-культурной, политической и экономической сферы стали актуальными проблемы поиска новых теоретических и практических подходов в помощи молодежи. Особое внимание необходимо уделять школьникам подросткового возраста и ранней юности, так как наиболее сложный период в человеческой онтогенезе. В этот момент наблюдается перестройка сложившихся ранее психологических структур, появляются новые образования, формируется система социальных установок и нравственных представлений, а также происходит осуществление выбора профессии и появление новых видов деятельности и отношений[9].

Потребность юношества и подростков в определении своего места в системе общественных отношений, самосовершенствованию, самоорганизации, самоутверждению стимулируется, с одной стороны, происходящими процессами, а с другой – сталкиваются жестко с отсутствие уважения и понимания со стороны взросло сообщества, которое не фиксирует и не отмечает самостоятельность и общественную ценность подростков.

Приводит такое противоречие к искусственной задержке личностного развития и внутреннему конфликту личности, лишая ее возможности заниматься активной социальной позицией и вызывая чувство раздражения в отношении к окружающим по причине личной социальной неопределенности[12].

Сегодня происходит существенное изменение отношения взрослых к подростковому возрасту. Так, дети 10-15 лет стали восприниматься более взрослыми, чем на самом деле. Также поменялось отношение у самих подростков ко взрослым, что связано с интенсификацией социальной жизни и большой доступностью любой информации. Подростки стали более уверенными и более рискованными по отношению к взрослым[7].


На разных стадиях подросткового возраста при сохранении индивидуальных различий и форм проявления отношений выделяются довольно устойчиво главные отношения, которые характеризуют направленность интересов подростков: на первый план становятся отношения со сверстниками, теряется актуальность в отношениях с учителями и родителями. Таким фактом определяется психологическая особенность поведения, которая заключается в активном раздражении взрослых и усилении связей со сверстниками[15].

Между причастностью к обществу, потребностью подростка в приобщении имеется пропасть, которая определяется социально-закрепленными позициями взрослого и детского мира, образуется особая зона, предполагающая разрушение связей между реальной общественной жизнедеятельностью и взрослеющим детством.

Также отмечается появление феномена лжевзрослости. Появляются и усугубляются критические точки в отношениях подростков, что приводит к определенным срывам в поведении и психике. Также здесь отмечается и осмысление подростком своего значения во взрослом мире, а также наблюдаются большие возможности психолого-педагогических воздействий[21].

В целом же, характерным для подросткового онтогенеза является ориентация на взрослое общество, его стремление усвоить такие отношения. Но психолого-педагогические воздействия в целом не могут реализовываться лишь на уровне мероприятий и забот, а требуют от взрослых развернутого отношения и личностной рефлексии к собственному прошлому, ориентации на его проблемы и понимания психологии подростка[8].

Парадокс заключается в том, что подросток старается противостоять тому, к чему стремиться и что осваивает. Подросток по мере становления личности перестает выступать в роле пассивного продукта социальных и прочих обстоятельств, преобразуясь в активнодействующий субъект.

В качестве ведущей деятельности у подростков выступает учебная, которая формируется из взаимосвязанных элементом, главным из которых является трудовая и практическая деятельность. Как отмечают многие психологи, младшие подростки не переживают задачу выбора профессии в качестве проблемы, которая определяет их активность.

Среди практиков и теоретиков особая значимость в последнее время отводится негативным последствиям перехода государства к рыночным отношениям, которые оказывают влияние на данную категорию населения.

Во-первых, это особенности ценностно-мотивационных оснований деятельности школьников в подготовке к выбору в современных условиях профессии, что основано на прагматично-потребительском отношении[2].