Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Особенности личностного развития подростков).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты воздействия личностных характеристик на профессиональный выбор
1.1. Особенности личностного развития подростков
1.2 Факторы влияющие на выбор профессии
1.3 Основные принципы профконсультирования в школе
Глава 2. Экспериментальное изучение воздействия личностных особенностей на выбор профессии
2.1 Разработка комплекса методик для исследования влияние личностных особенностей на выбор профессии
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов
Глава 3. Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция профессиональных намерений
После этого было подсчитано количество учащихся, каждый из которых обладает определенными склонностями к определенному типу профессий. Данные были занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Обобщенные результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся одиннадцатых классов по методике ДДО Е.А. Климова
Учащиеся |
Человек-природа |
Человек-техника |
Человек-человек |
Человек-система |
Человек-худ.обр. |
Количество |
1 |
2 |
8 |
4 |
5 |
Проценты |
5 |
10 |
40 |
20 |
25 |
Среди учащихся одиннадцатого класса преобладает соответствие типу профессий «Человек-Человек» – 10% учащихся, которые предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т.п. По типу «Человек-Художественный образ» было выявлено 25% учащихся предпочитающих профессии, связанные с творчеством (актеры, художники). По типу «Человек-Знаковая система» – 20% учащихся, которым рекомендуются профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (инженер, графолог). По типу «Человек-Техника» – 10% учащихся, которым присущи все технические профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин и т.п. По типу профессии «Человек-Природа» относится 5% учащихся, для которых предпочтительны занятия, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий).
Данные по методике Д. Голланда были представлены в соотношении с методикой Е.А. Климова, чтобы показать соответствие между ними. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительные данные по методикам Д. Голланда и ДДО Е.А. Климова
№ |
Методика Д. Голланда |
ДДО Е.А. Климова |
1 |
Социальный |
Человек-человек |
2 |
Социальный |
Человек-человек |
3 |
Социальный |
Человек-человек |
4 |
Артистический |
Человек-худ.образ |
5 |
Интеллектуальный |
Человек-знаковая система |
6 |
Артистический |
Человек-худ.образ |
7 |
Артистический |
Человек-худ.образ |
8 |
Артистический |
Человек-худ.образ |
9 |
Артистический |
Человек-худ.образ |
10 |
Артистический |
Человек-худ.образ |
11 |
Предприимчивый |
Человек-человек |
12 |
Социальный |
Человек-техника |
13 |
Интеллектуальный |
Человек-техника |
14 |
Конвенциональный |
Человек-знаковая система |
15 |
Социальный |
Человек-человек |
16 |
Социальный |
Человек-человек |
17 |
Конвенциональный |
Человек-человек |
18 |
Интеллектуальный |
Человек-знаковая система |
19 |
Социальный |
Человек-человек |
20 |
Артистический |
Человек-худ.образ |
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что на выбор будущей профессии актуальность играет значимую роль у 77% учащихся, именно поэтому свои решения они оценивают лишь положительно, но на выбор остальных же, оценивающих свое решение отрицательно, повлияли родители, что свидетельствует о неадекватном и неосознанном выборе профессии.
Можно также сделать вывод и о неэффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения, на что указывают ответы учащихся, в соответствии с которыми, о профессиональном самоопределении известно лишь половине учащихся.
Таким образом, проводя данное исследование, была подтверждена выдвинутая вначале работы гипотеза. Далее предстоит разработать систему занятий по коррекции профессиональных намерений в юношеском возрасте.
Глава 3. Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция профессиональных намерений
В условиях профильной ориентации обучения поиском новых решений проблемы психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащимися предполагается[14]:
– усиление интеграции содержания образования с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;
– ориентация на консолидацию усилий и ресурсов школ с иными учебными заведениями;
– обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, учитывая выбранными ими индивидуальные образовательные направления, которые будут соответствовать способностям, склонностям и интересам учащихся, а также запросам самого рынка труда;
– обеспечение обязательной предпрофильной подготовки учащихся, что включает в себя овладение школьниками представлений об образе своей личности, мире профессий, а также получение практического опыты, дабы обосновать выбор профиля обучения;
– оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его деятельности созидателя, которая направлена на эмпатию[11].
В профессиональном самоопределении в условиях образовательного учреждения действенным видом помощи является педагогическая и психологическая поддержка, определяющая в отечественной и мировой науке и практике в качестве наиболее эффективных. В вопросах практики и теории профессионального самоопределения основополагающими определяются работы таких специалистов, как Полякова В.А., Пряжникова Н.С., Журавлева В.И. и другие[18].
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, многие авторы рассматривают различные аспекты понятия «поддержка», но такое понятие, как психолого-педагогическая поддержка, стоит на стадии изучения по причине отсутствия точного его определения. Важным здесь является определение и обоснование наиболее эффективного содержания методов и форм психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников[3].
Педагогическая и психологическая поддержка должна направляться на оказание помощи при выборе профессии, а также и на осуществление ее коррекции. До сих пор же на практике связываются сложные проблемы, как с методами работы, так и с осознанием содержания психолого-педагогической помощи школьникам.
Обеспечение качественной подготовки подрастающего поколения к жизни без квалифицированной организации поддержки школьников в учебно-воспитательном процессе просто невозможно.
На основе этого актуальным является изучение средств и направлений психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при взаимодействии школы со службой профориентации, что является основанием выбора темы данного исследования[20].
В организации системной целенаправленной психолого-профориентационной работы с подростками ограниченные возможности современных школ не дают возможности оперативно и превентивно оказывать помощь при решении жизненно важных проблем, а также в выборе ценностей и целей, выборе профессии. Это и является актуализацией проблем привлечения к такой работе специалистов и служб, которые заинтересованы в такой деятельности. В осуществлении психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников ведущая роль отводится учебно-методическому кабинету профориентации[12].
Такой кабинет необходим для проведения систематической работы с учащимися по подготовке их к осознанному выбору профессии, а также для оказания психологам и учителям методической помощи в проведении профориентационной работы[5].
Именно поэтому важно, чтобы обстановка и оформление кабинета находились в соответствии с определенной психологической настроенности учащихся, а также позволяли получить там ответы на интересующие вопросы.
Обуславливается содержание работы кабинета профессиональной ориентации его функциями, которые включают в себя следующее[15]:
– проведение с учителями методической работы;
– проведение с учащимися занятий по основам выбора профессии;
– организация профориентационнных встреч с представителями различных профессий;
– проведение и организация профориентационных тренингов, экскурсий, игр;
– проведение групповой и индивидуальной работы с учащимися;
– проведение родительских собраний и консультаций по вопросам выбора учебного заведения и профессии;
– обобщение и изучение передового опыта по профориентации школьников, проведение связи со СМИ, общественностью и трудовыми коллективами по вопросам профориентации школьников;
– формирование профессиональных намерений у подростков, которые будут соответствовать психофизиологическим качествам личности, учитывая общественные потребности[2].
В кабинете профориентации, как правило, важно оформить экспозиции по методическому и информационному разделу.
В последнем сосредоточен материал, способный обеспечить школьников, педагогов и родителей сведениями, оказывающими помощь при выборе детьми профессии.
В методическом же разделе представлены рекомендации для учителей по организации по методам и формам проведения профориентационной работы со школьниками[12].
Содержание материалов, которые представляются в кабинете профориентации, представлены следующими:
– справочно-информационные материалы по вопросам выбора профессии;
– справочно-информационные материалы по вопросам получения средне-специального и высшего образования;
– выбор учебного заведения;
– стендовые материалы по вопросам профориентации молодежи;
– информационно-справочные материалы по вопросам трудоустройства молодежи;
– высказывания о труде и выборе профессии;
– лекционно-справочные материалы по профориентации для педагогов, родителей и учащихся;
– профдиагностические материалы и сведения об учащихся.
В кабинете также важно наличие библиотеки, которая будет объединять научно-популярную, методическую, справочно-информационную, общественно-политическую информацию, а также соответствующую художественную литератур[1].
Составной элемент работы кабинета профориентации – освещение профориентационной работы в СМИ, такие выпуски должны быть систематическими, краткими и разнообразными по форме изложения и методике[3].
Заключение
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Подростковый возраст является порой жизни, когда особенное внимание начинает уделяться общечеловеческим ценностям и проблемам, начинает формироваться моральное сознание и намечаются основы жизненной позиции. Но у подростков для окончательного ее определения пока еще отсутствует необходимый гражданский опыт, а также четкая ориентация в социальных отношениях.
Проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности.
В профессиональном самоопределении личности ведущую роль играет самооценка - оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии. Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте.
Следовательно, на процесс профессионального самоопределения будет оказывать влияние, с одной стороны, развитость профессиональных склонностей, позиций и представлений личности, сознательное усвоение знаний о мире труда и осознание последствий выбора конкретной профессии, а с другой стороны, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции и особенности ее функционирования, выступающие как фактор оптимизации и стабилизации процесса профессионального самоопределения на всех его этапах.
В рамках данной работы было проведено исследование влияние личностных особенностей на профессиональное становление подростков. Проведенный эксперимент позволил сделать следующие выводы:
Отмечается неэффективность работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения, на что указывают ответы учащихся, в соответствии с которыми, о профессиональном самоопределении известно лишь половине учащихся. Половина учащихся практически ничего не знает о таком явлении, как профессиональное самоопределение, а часть учащихся не может сделать выбор из-за влияния родителей или заниженной самооценки. Именно поэтому была предложена схема проведения профессионального самоопределения подростков, с учетом их индивидуальных особенностей.
Таким образом, гипотеза была подтверждена, а цель исследования – достигнута.
Список литературы
- Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении [Текст] /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. Пособие/Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.- М.:Издательство МПСИ;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010 с.87-90
- Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для вузов.- М. Высшее образование; МГППУ, 2013 с.127-130
- Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников- М.:Издательство «Первое сентября», 2014 с.69-73
- Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие.- 2-е изд.- М.: Генезис, 2013 с.287-288
- Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков СПб.: Питер, 2010 с.149-153
- Чистякова С.Н. Социально - профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Профессиональная ориентация 2012 с.253-255
- Зиннатуллина, Ф. Я. На пути к профессии / Ф. Я. Зиннатуллина // Читаем, учимся, играем. – 2011 с.317-320
- Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. - Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2013 с.81-83
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников – М.: НПО «Модэк», 2012. – с.274=276
- Соловцова, Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность [Текст] /Е. Соловцова // Народное образование. – 2016. – №8. – С. 189-192.
- Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников [Текст] / Г. В. Андерсонс Гуманизация образования. – 2014. - № 3. – С. 94-99.
- Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // Социс. 2015. - № 2.- С.9-12
- Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013 с.47-50
- Швандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Швандрин. - М.: ВЛАДОС, 2015 с.314-318
- Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2013 с.289-291
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ "Перспектива", 2012 с.35-38
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2013 с.53-55
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ "Перспектива", 2012 с.253-258
- Спасскова Н.В. Социально-психологический тренинг как форма моделирования и развития личности в целях активизации профессионального и личностного самоопределения // Психологический вестник Урал. Гос. Ун-та. Вып. 5. - Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2014 с.275-278
- Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.:ТЦ Сфера, 2012 с.79-83