Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Особенности личностного развития подростков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, в последние годы отмечена тенденция к ухудшению здоровья подростков и детей, снижение числа психически здоровых школьников.

Также отмечается тенденция к усилению негативного влияния асоциальных элементов макросреды и деформация функций и структуры микросреды, что способствует увеличению случаев появления девиантного поведения у подростков[13].

По данным педагогов, социологов и психологов, установлено, что для подростков выбор профессии является сложным процессом, в котором отводится существенное значение уровню социальной зрелости личности. Профессиональный путь выбирается подростком тогда, когда его личность еще не сформирована, поэтому он еще не может подготовиться должным образом к будущей профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что подростком освоена еще не до конца собственная социальная значимость и свои возможности к профессиональной самореализации, он становится с подачи общества переда фактом обязательного выбора профессии[18].

Вместе с этим, учеными отмечен недостаточный уровень знаний специалистов и педагогов образовательных учреждений психологических особенностей, а также проблем современных старших школьников. Это, в свою очередь, ограничивает возможность оказания старшеклассниками оперативной и превентивной помощи в решение их проблем, в том числе в осознанном выборе жизненных целей и профессии, а также при решении задач сохранения человеческих ресурсов общества и государства.

1.2 Факторы влияющие на выбор профессии

Проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности.

Анализ психологической литературы по этой проблеме показывает, что большинство исследований направлено на изучение факторов и условий выбора профессии, а также на сам процесс выбора: изучаются профессиональная направленность личности, склонности, намерения и т. п. (Л.И. Божович, И.С. Кон, П.А. Шавир) [4].

Но процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии. По замечанию Е. А. Климова, вопрос об уточнении выбора профессии время от времени возникает в течение всего активного периода жизни человека [3]. Кроме того, результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию случайно, затрудняясь сколько-нибудь обоснованно мотивировать свой выбор.


С другой стороны, даже мотивированный выбор будущей профессии далеко не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. Поэтому ограничиваться выявлением факторов самоопределения недостаточно.

Целостная структура личности, центром которой является мотивационно-потребностная сфера, обусловлена, прежде всего, её направленностью. Иерархическое строение этой сферы определяют устойчиво-доминирующие мотивы[9].

Обращаясь к поиску факторов, детерминирующих динамику формирования профессионала на всех стадиях, В.Т. Кудрявцев и А.В. Сухарев [7] в своих исследованиях исходили из гипотезы о связи характерологических черт личности с профессиональным самоопределением. В частности, они рассмотрели влияние особенностей личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения, а также выяснили связь черт личности с успешностью обучения в различных сферах профессиональной деятельности.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. П.А. Шавир всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения сводит к двум основным группам [3]:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования [10]. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях. Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

В профессиональном самоопределении личности ведущую роль играет самооценка - оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии. Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте. [13] Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. [18] Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии.


Согласно имеющимся данным [6], индивидуально-типологические особенности осознанной психической саморегуляции связаны с определенным комплексом личностных качеств, достаточно ярко проявляющимся в процессе деятельности.

Критериями профессионального самоопределения личности выступают прежде всего обоснованный выбор конкретной сферы труда и осознание своего места в жизни. В то же время осознанный подход личности к выбору профессии и стабильность этого выбора будут зависеть от степени сформированности личностных качеств, входящих в описанный выше комплекс эффективной самостоятельности, таких, как целеустремленность, уверенность в себе, в своих знаниях, умениях; развитый самоконтроль и др.

Следовательно, на процесс профессионального самоопределения будет оказывать влияние, с одной стороны, развитость профессиональных склонностей, позиций и представлений личности, сознательное усвоение знаний о мире труда и осознание последствий выбора конкретной профессии, а с другой стороны, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции и особенности ее функционирования, выступающие как фактор оптимизации и стабилизации процесса профессионального самоопределения на всех его этапах[11].

Содержательной характеристикой профессионального самоопределения является процесс формирования положительного отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Следовательно, «образ Я» профессионала, а также его самооценку, как компонент профессионального самосознания, можно рассматривать как объективный показатель динамики профессионального самоопределения личности[17].

В процессе профессионального становления личности изменяется место «образа Я» профессионала в общей «Я-концепции», а проблема их соотнесения связана с ролью профессионального самоопределения в жизненном самоопределении. Выявленное противоречие между представлениями личности об идеальном профессионале и о себе разрешается путем формирования «образа Я» как субъекта предполагаемой профессиональной деятельности, который, накладываясь на первоначальные представления личности о себе, значительно изменяет или полностью заменяет их[5].

К важнейшим характеристикам личности, влияющим на профессиональное самоопределение, относятся направленность и активность личности.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельности личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленность личности человека.


Профессия в юношеском возрасте, как правило, выбирается с какой-либо целью. И, в зависимости от этого, у него на первый план будут выходить разные мотивы. При этом мотивы юношей и девушек в процессе профессионального выбора являются в полной мере осознанными, что отличает их от мотивов любой другой деятельности[1].

Во многих случаях, при выборе профессии на определенные мотивы будут способность личностные интересы, так как именно они охватывают подсознательную сторону профессионального самоопределения, что связано с ролью интересов в качестве постоянного побудительного механизма познания. Так, на основе интересов, в процессе профессионального самоопределения, человек способное получать необходимые знания, изучать более глубоко те предметы, которые выступают в качестве основы для будущей профессии. Можно говорить о том, что о развитии профессиональных интересов свидетельствует активная познавательная деятельность[12].

В качестве важных аспектов профессионального самосознания выступает уровень притязаний и самооценка. Так, при профессиональном самоопределении происходит неизбежно оценка собственных качеств подростков, среди которых уже определяются наиболее и наименее важные качества для будущей профессии.

Самооценка имеет тесную связь с уровнем притязаний, который также оказывает значительное воздействие на сам профессиональный выбор. В уровень притязаний же включены оценка объективных возможностей овладения профессий, но учитываются также и склонности к определенным видам труда[17]. Помимо этого, на него оказывают воздействие тот уровень требований, который не осязается субъектов. В подростковом же возрасте такой уровень чаще всего завышен.

Таким образом, можно говорить о том, что установки, мотивы и интересы, как и иные свойства личности, характеризующие ее позицию к определенным видам деятельности, формируют профессиональную направленностью. Профессиональная направленность же, в свою очередь, является сложной чертой личности, которая отличается, как положительным отношением к определенным профессиям, так и активным желанием трудиться в ней.

В процессе профессионального самоопределения подростков следует учитывать также и возможности овладения определенной профессией. Сюда относятся определенные особенности мышления, характер, темперамент и способности[20].

На выбор профессии яркий отпечаток накладывает темперамент, так как свойства нервной деятельности оказывают воздействие на уровень активности и трудоспособности личности, а также на ее возможность приспосабливаться к изменяющейся постоянно среде.


Также особое значение при выборе профессии отводится характеру, в качестве важного комплексного характерологическим проявлением выступает индивидуальный стиль деятельности, формирующийся из проявлений в деятельности способностей, характера и темперамента[16].

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой обусловленную типологическими особенностями устойчивую систему способов, формирующуюся у человека, который стремиться к наилучшему осуществлению данной деятельности. При использовании своего собственного стиля, индивид можно приспособиться успешно к требованиям и условиям деятельности вне зависимости от собственного темперамента.

Таким образом, к индивидуально-психологическим особенностям, которые оказывают воздействие на профессиональное самоопределение, относят составляющие направленности личности старших школьников, образующие профессиональную направленность[4]. Среди компонентов направленности личности особенное место отводится образу «Я», как структуре, которая формирует мотивацию к профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения особая роль отводится активности личности, что проявляется в характерологических свойствах, главным из которых выступает индивидуальный стиль деятельности.

1.3 Основные принципы профконсультирования в школе

Формы профориентационной работы находятся в зависимости от количества учащихся. Принято различать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы[7]. Под методами профессиональной ориентации учащихся следует понимать методы совместной деятельности учащихся и учителей, которые способны обеспечить подготовку школьников к осознанному профессиональному самоопределению.

Методы и формы профориентации можно разделить по структурным компонентам на три группы:

– методы и формы ознакомительной профориентационной работы;

– методы и формы профессиональной ориентации, которые могут активизировать деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии;

– методы изучения личности школьников для профориентации[8].

Нельзя в школе поднимать профориентационную работу на качественный новый уровень без создания научно-обоснованной системы управления профориентацией подростков, центральная часть в которой будет отводиться работе кабинета профориентации.