Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Особенности личностного развития подростков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях профильного обучения основная цель психолого-педагогического сопровождения заключается в обеспечении условий для полноценного развития школьников, что может рассматриваться в качестве сопровождения отношений, их коррекции, развитии и восстановления[13].

В качестве основных задач психолого-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников выделяются:

– мониторинг склонностей, интересов и образовательных потребностей учащихся старшей школы;

– анкетирование учащихся совместно с построением модели самоопределения школьников;

– формирование эффективной системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;

– повышение уровня мотивации учащихся, дабы они могли получить качественное образование[19].

В профессиональной деятельности самоопределение личности является сложным. Длительным и противоречивым процессом, который изучался многими отечественными и зарубежными исследователями. Накоплен огромный практический опыт в оказании психолого-педагогической помощи в сопровождении будущего профессионализма к профессиональному и жизненному самоопределению.

Профессиональное самоопределение стоит рассматривать в качестве сложного динамического процесса формирования личностной системы базовых отношений к профессионально-трудовой среде, самореализации и развитию духовных и физических возможностей, а также разработке жизненных намерений, планов и становлению реалистического образа профессионализма[3].

Формирование профессионального самоопределения старшеклассников следует рассматривать в качестве одного из важных компонентов жизненного самоопределения, действия которого связаны с определением значимых и характерных для личности жизненных ориентиров, реализация которых происходит одновременно с практическим освоением социального опыта. При этом полагается, что формирование профессионального и жизненного самоопределения может происходить целенаправленно в совместной и индивидуальной деятельности всех субъектов образовательного процесса на основе субъект-субъективных отношений, учитывая возможности их самореализации[14].

В решение такой проблемы основной недостаток научного поиска состоит в ориентации на профессиональную среду, а не на человека, то есть его приспособление к такой среде. Данный процесс порождает увеличение обобщенной модели профориентации, недооценку комплексного подхода к формированию профессионального самоопределения. Также не учитывается и долговременный характер процесса его развития, и преемственность содержания методов и форм на различных этапах становления личности, в связи с чем декларируется подход к личности в качестве субъекта профессионального развития[18].


Но на практике же, в школе профориентационная работа с детьми носит лишь эпизодический характер, заключаясь лишь в проведении определенных развлекательных мероприятий, участии в конкурсах по профессиям, классных часов и т.д. По данным опросов, школьным психологам довольно трудно проводить в полном объеме профориентационную работу по причине большой загруженности школьников, а также отсутствии интереса к такому виду работу со стороны школьной администрации[6].

В образовательных учреждениях такое положение связано также с тем, что раскрыт неполно механизм психолого-педагогического сопровождения, не разработаны методы и формы профессионального и жизненного самоопределения детей. Очень часто педагогические коллективы образовательных учреждений имею низкий уровень психолого-педагогической подготовленности своих кадров, что очень важно для такой работы. Отсюда и вытекает противоречие между необходимостью организации работы по формированию профессионального и жизненного самоопределения подростков в образовательных учреждениях, а также недостаточностью психолого-педагогических условий для его реализации[21].

Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников – сложная многогранная система. В идеале такая работа должна проходить в тесной связи с общественностью и с семьей.

Без профессионального просвещения просто невозможно осуществить профессиональную подготовку учащихся к осознанному выбору профессии.

В профессиональное просвещение включается профессиональная агитация, пропаганда и информация[12]. Такие элементы между собой взаимосвязаны. Их цель состоит в сообщении школьника информации о наиболее массовых профессиях, информирование их об условиях и способах овладения ими, а также пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых испытывают потребности в настоящий момент экономические регионы.

Цель профессиональной консультации состоит в установке соответствия личностных особенностей специфическим требованиям определенной профессии и индивидуальным психологическим особенностям. Принято различать следующие виды профконсультации[10]:

– справочные, в процессе которых учащимися определяются каналы трудоустройства, система получения профессии, возможности обучения, а также перспективы карьерного роста;

– диагностические, которые направлены на изучение склонностей, интересов и личности, а также способностей для определения соответствия из избираемой профессии;


– медицинские, цель которых состоит в определении состояния здоровья школьников, а также его психофизиологических свойств по отношению к избираемой профессии;

– формирующие, цель которых состоит в осуществлении руководства и коррекции профессионального выбора.

Завершающий компонент профориентации – профессиональная адаптация, которая является активным процессом приспособления подростка к производству, условиям труда, новому социальному окружению, а также особенностям определенной специальности[15].

Успешная реализация профессиональной ориентации способствует обеспечению школ профессиограммами различных профессий.

В профориентации школьников важная роль отводится самой личности учителя, которая представляет собой совокупность качеств, определяющих его высокое педагогическое мастерство, творческое развитие, компетентность, постоянное новаторство, уважение и любовь к детям[17].

В осуществлении профориентационной работы ведущая роль отводится школьному учителю и учителю технологи. Перед ними стоит важная задача по организации работы, которая способна приучить детей к любви к труду, способствовать получению эстетического удовольствия и радости от полученных результатов.

Глава 2. Экспериментальное изучение воздействия личностных особенностей на выбор профессии

2.1 Разработка комплекса методик для исследования влияние личностных особенностей на выбор профессии

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что профессиональное самоопределение в юношеском возрасте обусловливается личностными качествами: направленностью личности и ценностными ориентациями; у большинства юношей и девушек имеет место противоречие между выбранной профессией и личностной предрасположенностью к ней.


Цель исследования: изучить влияние личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

Определить профессиональный выбор старшеклассников;

Изучить личностную предрасположенность старшеклассников к профессии;

Сделать выводы: о соответствии выбранной профессии и личностной предрасположенностью к ней, о влиянии личностных качеств на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Общее количество испытуемых составило 20 человек, из них 10 девушек и 10 юношей, учащихся 10-го класса в возрасте 15-16 лет.

Чтобы сделать объективные выводы по нашему эксперименту необходимо использовать несколько методов исследования. В нашем случае мы применяем 3 метода: беседа, опрос, тестирование.

1) Беседа - это метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку исследователь субъективно оценивает ответы.

2) Для определения типа социальной направленности личности была использована методика Д. Голлонда.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 42 пар специальностей выбрать только одну и в соответствующий клетке в системе ответов поставить знак "+".

Инструкция: «Предположение, что после соответствующего обучения Вы сможете работать по любой специальности, но если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?» (См. Приложение А).

3) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Использовав этот опросник, мы можем выявить какой вид деятельности в большей степени подходит испытуемым[18].

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из двадцати пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак "+".

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество (ответов) знаков "+" в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий (см. Приложение Б).

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться, и обычно на выполнение задания требуется 20 - 30 минут[6].


Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования им обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал, так и инструкции.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов

В процессе беседы были получены следующие результаты:

– 15 человек считают, что им присущи качества, которые нужны для работы по профессии педагога;

– 5 человек считают, что они могут выделить у себя лишь 4-5 из предложенных качеств;

– 14 человек выбрали профессию методом руководства интересом к содержанию труда, а также тщательному анализу собственных возможностей;

– 6 человек сказали, что их выбор оказался случайным, так как их выбор основывается на случайном факторе;

– 13 человек захотели работать по выбранной специальности;

– 7 человек не хотят работать по выбранной специальности.

В ходе беседы было установлено следующее: 15 человек говорят о том, что им присущи качества, которые соответствуют выбранной специальности. Но результаты опроса говорят о том, что 14 человек из 15 действительно обладают этими качества. Одновременно с этим, адекватная самооценка интересов, личных качеств и способностей находится в полном соответствии действительности. Те же испытуемые, у которых отмечается заниженная или завышенная самооценка, частично переоценивают или же недооценивают собственные возможности и способности, в последствие чего выбирают профессию необоснованно.

Многие старшеклассники выбирают профессию в соответствии со своей самооценкой, делая это поверхностно.

Проведя с учащимися исследование по методике ДДО, были получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся девятых классов по методике ДДО Е.А. Климова

Человек-природа

Человека-техника

Человек-человек

Человек-знаковая система

Человек-худ.образ

1

4

5

6

2

3

2

2

3

8

5

2

3

5

3

6

3

3

4

1

1

5

5

8

5

4

3

3

6

4

6

2

3

6

1

8

7

7

1

5

1

6

8

3

2

6

2

7

9

5

3

5

1

6

10

4

3

3

4

6

11

2

2

7

5

4

12

0

7

5

5

3

13

2

6

1

6

5

14

3

3

2

6

6

15

2

4

8

5

1

16

5

3

6

3

3

17

3

4

6

5

2

18

5

0

5

8

2

19

2

4

7

3

4

20

3

3

5

1

8