Файл: Управление формированием затрат на предприятии (1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие, экономическое значение и классификация затрат предприятия
1.2. Задачи, информационное обеспечение анализа затрат
1.3. Методика анализа затрат предприятия
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЗАТРАТ ООО «СТАР»
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Стар»
2.2. Анализ динамики и изменения структуры затрат и ООО «Стар»
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчетности и позволяет оценить работу объединений, организаций и их подразделений за месяц, квартал и год.
Задачами текущего анализа являются:
– анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению затрат на производство продукции,
– выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели затрат на производство продукции,
– объективная оценка работы отдельных подразделений и организации в целом[18].
Информационной базой текущего анализа служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости[19].
Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях.
Задачи оперативного анализа:
– определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня,
– своевременное предоставление полученной информации управляющей системе для принятия решений[20].
Оперативный анализ максимально приближен к производственным процессам. Его информационной базой служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Его объектами являются обеспеченность материальными ресурсами, использование производственного оборудования, уровень производственного брака, непроизводственных потерь и затрат, уровень затрат на производство отдельных изделий, узлов, деталей, услуг, работ.
1.3. Методика анализа затрат предприятия
Анализ затрат на производство продукции включает ряд этапов, представленных на рисунке 1.
Анализ обобщающих показателей затрат
Анализ общей величины, динамики и структуры затрат
Анализ затрат на рубль продукции
Анализ показателей эффективности затрат
Факторный анализ затрат
Анализ факторов первого порядка
Анализ факторов второго порядка
Факторный анализ по элементам и статьям затрат
Анализ прямых материальных затрат
Анализ косвенных затрат расходов
Анализ прямых трудовых затрат
Оценка резервов экономии затрат и разработка мер по их реализации
От увеличения объемов и изменения структуры производства
От совершенствования материально – технической базы производства
От совершенствования организации производства, труда и управления
Рисунок 1 - Схема этапов анализа затрат[21]
Анализ затрат организации начинают с изучения динамики общей суммы затрат в целом и по основным элементам. Затраты по статьям себестоимости отличаются от затрат по ее элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и продажей продукции за данный отчетный период. Затраты же по элементам показывают все произведенные организацией расходы ресурсов за отчетный период, включая затраты на увеличение остатков незавершенного производства[22].
Затраты, сгруппированные по статьям, позволяют охарактеризовать связь затрат с результатами, их роль в производственном процессе, управлении и обслуживании, выделить прямые и косвенные, переменные и постоянные расходы и тем самым полнее осуществить поиск резервов их экономии.
В процессе анализа дается оценка динамике затрат по общей сумме и экономическим элементам; оценивается напряженность плана затрат и его исполнения; оценивается вклад каждого элемента в формировании затрат; изучаются структурные сдвиги в составе затрат организации[23].
Общая сумма затрат на производство и продажу продукции может измениться из-за следующих факторов: объема выпуска продукции в целом по предприятию; уровня переменных затрат на единицу продукции; суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции. Факторная модель изменения общей суммы затрат на производство и продажу продукции выглядит следующим образом:
З = VВП * b + А (1)
где VBП - объем выпуска продукции в целом по предприятию;
b - уровень переменных затрат на единицу продукции;
А - сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.
Затраты в базовом периоде:
Збаз = VВПбаз * bбаз + Абаз (2)
Затраты пересчитанные по плановому уровню на фактический выпуск продукции:
Зусл1 = VВПотч * bбаз + Абаз (3)
Фактические затраты при плановом уровне постоянных затрат рассчитываются:
Зусл2 = VВПотч * bотч+ Абаз (4)
Фактические затраты в отчетном периоде:
Зотч = VВПотч * bотч + Аотч (5)
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью:
Зр = VВП / З (6)
В процессе анализа следует изучить динамику затрат на рубль продукции, а также определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя. Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и продажу продукции и от изменения стоимости произведенной продукции[24]. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, изменение переменных и постоянных затрат, цены на продаваемую продукцию[25]. Факторная модель удельных затрат на рубль продукции выглядит следующим образом:
(7)
где ВП – выручка;
Цед – цены единицы продукции.
Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль продукции рассчитывается способом цепной подстановки аналогично факторному анализу общей суммы затрат. После этого можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого необходимо абсолютные приросты затрат на рубль продукции за счет каждого фактора умножить на выручку за фактический объем продажи продукции по ценам в базовом периоде.
По результатам анализа выявляются резервы снижения затрат и разрабатываются мероприятия, направленные на реализацию этих резервов.
Выводы. Затраты – это денежная оценка ресурсов, использованных для производства и продажи готовой продукции, работ, услуг за определенный период времени. Расходы – это денежная оценка объема ресурсов, которые либо полностью перенесли свою стоимость на проданную продукцию, либо просто выбыли из организации. Понятие «затраты» больше относится к финансовой сфере, планированию и оценке эффективности деятельности предприятия, то есть более применимо к управленческому учету. Понятие «издержки» используется в экономической теории и в экономическом анализе. Затраты – выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции. Экономическое содержание понятия «затраты» аналогично «издержкам», однако на практике в бухгалтерском учете чаще употребляются словосочетания с «затратами», в экономическом анализе – с «издержками».
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЗАТРАТ ООО «СТАР»
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Стар»
Общество с ограниченной ответственностью «Стар» зарегистрировано 28 февраля 2012 г.
Основным направлением деятельности ООО «Стар» является производство хлеба и хлебобулочных изделий, мясных и овощных консервов, кондитерских, кулинарных, сухарных изделий, полуфабрикатов, безалкогольной продукции.
Организационная структура ООО «Стар» линейная: она представляет собой совокупность подразделений, функционирующих на основе разделения труда внутри предприятия (рис. 2).
Общее руководство деятельностью общества осуществляет директор, который назначается и снимается с должности решением учредителей. В компетенцию директора организации входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества.
Директор
Главный инженер
Начальник производства
Начальник отдела сбыта
Отдел сбыта
Отдел кадров
Вспомогательные цеха
Бухгалтерия
Производственный отдел
Основные цеха
Рисунок 2 – Организационная структура управления ООО «Стар»[26]
На конец 2014 г. в ООО «Стар» работает 72 человека (Приложение 1). Компания уделяет первостепенное внимание созданию максимально комфортных условий для их труда, обеспечению их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.
Показатели деятельности предприятия в 2012-2014 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ основных финансовых результатов деятельности ООО «Стар» в 2012-2014 гг., тыс. руб. (кроме %)[27]
Показатели |
Годы |
Темпы роста, % |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2013/ |
2014/ |
2014/ |
|
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
31129 |
51541 |
56171 |
165,57 |
108,98 |
180,45 |
Коммерческая себестоимость, тыс. руб. |
30491 |
50574 |
54640 |
165,87 |
108,04 |
179,20 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
638 |
967 |
1531 |
151,57 |
158,32 |
239,97 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
272 |
145 |
103 |
53,31 |
71,03 |
37,87 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
259 |
749 |
981 |
289,19 |
130,97 |
378,76 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
651 |
363 |
653 |
55,76 |
179,89 |
100,31 |
Текущий налог на прибыль, тыс. руб. |
331 |
358 |
587 |
108,16 |
163,97 |
177,34 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
331 |
5 |
66 |
1,51 |
1320,0 |
19,94 |
Рентабельность деятельности, % |
2,09 |
1,91 |
2,80 |
91,38 |
146,54 |
133,91 |
Выручка от реализации за анализируемый период выросла на 80,45%. Выручка от реализации в 2013 г. по сравнению с 2012 г. демонстрирует рост на 20 412 тыс. руб. или в 65,57%. В 2014 г. наблюдается рост на 4 630 тыс. руб. или на 8,98%. Причинами роста выручки за анализируемый период является переход от фазы становление деятельности в фазу завоевания рынков и увеличения продаж. Следует отметить, что динамика объемов продаж характеризует эффективный старт деятельности организации. Таким образом, причинами роста выручки является увеличение объемов продаж.
Темп роста себестоимости за 2 года также значительно увеличился. В 2013 г. за счет увеличения объемов производства расходы выросли на 20 083 тыс. руб. или на 65,87%, управленческие и коммерческие расходы отсутствуют. В 2014 г. наблюдается рост себестоимости на 4 066 тыс. руб. или 8,04%. Всего себестоимость за период выросла на 79,2%. Учитывая весь анализируемый период, рост расходов оказался ниже, чем рост выручки. Поскольку темпы роста себестоимости в 2013-2014 гг. была ниже, чем темпы роста выручка, темпы роста прибыли от продаж положительные: в 2013 г. на 329 тыс. руб. или на 51,57%, чем в 2012 г., в 2014 г. по сравнению с 2013 г. рост прибыли от продаж составил 564 тыс. руб. или 58,32%. За 2 года рост составил 139,97%.
Прочие доходы за период снижаются – в 2013 г. – на 47%, в 2014 г. – на 29%. Прочие доходы представляют собой, в основном реализацию материалов на сторону.
Прочие расходы, напротив, увеличиваются – в 2013 г. на 189%, в 2014 г. – на 30,97%. Соответственно налогооблагаемая прибыль снижается в 2013 г. за счет роста прочих расходов и снижения прочих доходов на 44%, в 2014 г. наблюдается рост на 80%. Однако, за 2 года рост составил всего 0,31%.
Налог на прибыль отсутствует, так как общество применяет специальные налоговые режимы. В 2013 г. рост налоговых платежей составил 11,88%, в 2014 г. – 63,97%. Данные факторы сказались на размере чистой прибыли. Так, чистая прибыль в 2012 г. составила 331 тыс. руб., в 2013 г. ее размер составил 5 тыс. руб., в 2014 г. – 66 тыс. руб.
График динамики финансовых результатов ООО «Стар» проиллюстрирован на рис. 3.
Рисунок 3 - Динамика основных финансовых результатов ООО «Стар» в 2012-2014 гг. [28]
Таким образом, рентабельность деятельности, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости, в 2012 г. составила 2,09%, в 2013 г. наблюдается снижение рентабельности до 1,91%, в 2014 г. – до 2,80%. Уровень рентабельности за анализируемый период является крайне низким, не покрывает никаких предпринимательских рисков. Тем не менее, снижение рентабельности в 2013 гг. свидетельствует о снижение эффективности деятельности организации в целом.