Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Анализ человеческих ресурсов ООО «Золотая середина»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли человеческого фактора в организации
1.1. Понятие человеческого фактора
1.2. Управление человеческим фактором в организации
1.3. Влияние человеческого фактора на эффективность организации
Глава 2. Анализ человеческих ресурсов ООО «Золотая середина»
2.1.Краткая характеристика ООО «Золотая середина» и оценка его кадрового состава
2.2. Исследование трудового потенциала предприятия
Глава 3. Пути развития трудового потенциала ООО «Золотая середина»
Для определения основных факторов, под влиянием которых изменилась средняя выработка, используем метод цепных подстановок (см. табл. 5). Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что:
- за счет увеличения отработанного времени одним продавцом среднегодовая выработка одного работника увеличилась на 52,71 тыс. руб.;
- за счет увеличения среднечасовой выработки продавца среднегодовая выработка одного работника увеличилась на 1 954,46 тыс.руб.
В результате всех влияющих на выработку одного работника предприятия факторов ее среднегодовая величина возросла на 2 997,17 тыс.руб.
Таблица 5
Расчет влияния факторов использования рабочего времени на изменение выработки методом цепных подстановок[28]
Удельный вес продавцов, % |
Отработано одним продавцом в год, чел.-дн. |
Продолжительность рабочего дня, час. |
Среднечасовая выработка продавца, тыс.руб. |
Среднегодовая выработка одного работника, тыс.руб. |
Изменение, (+/-) |
||||
2015 |
83,33 |
2015 |
226 |
2015 |
8,0 |
2015 |
3,95 |
5956,00 |
- |
2016 |
83,33 |
2015 |
226 |
2015 |
8,0 |
2015 |
3,95 |
5956,00 |
- |
2016 |
83,33 |
2016 |
228 |
2015 |
8,0 |
2015 |
3,95 |
6008,71 |
52,71 |
2016 |
83,33 |
2016 |
228 |
2016 |
8,0 |
2015 |
3,95 |
6008,71 |
- |
2016 |
83,33 |
2016 |
228 |
2016 |
8,0 |
2016 |
5,24 |
7963,17 |
1954,46 |
Результат действия всех исследуемых факторов |
2007,17 |
Система развития трудового потенциала персонала ООО «Золотая середина» - это система, включающая социальное развитие, профессиональное обучение, управление служебно-профессиональным продвижением персоналом, а также управление нововведениями в кадровой работе организации. Отметим, что такие элементы системы развития трудового потенциала персоналом, как аттестация, планирование карьеры, работа с кадровым резервом в ООО «Золотая середина» не реализованы.
Система социального развития в ООО «Золотая середина» включает: обеспечение безопасных и комфортных условий труда; материальное обеспечение работников (оплата труда); социальная защита работников согласно требованиям Трудового кодекса и иных правовых актов Российской Федерации; формирование благоприятного социально-трудового климата.
Главным элементом социального развития в исследуемом магазине является оплата труда. Анализ заработной платы персонала представлен в таблице 6. Из данных таблицы 6 видно, что в 2016 г. среднегодовая заработная плата составила 282,86 тыс.руб., то есть в среднем 23,57 тыс.руб. в месяц. Среднегодовая заработная плата в 2016 г. на 7,96 % выше, чем в 2014 г. и на 3,23 % выше, чем в 2015 г.
Таблица 6
Анализ заработной платы работников
ООО «Золотая середина» в 2014-2016 гг. [29]
Показатели |
Абсолютное значение |
Темп роста, % 2016 г. |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
к 2014 |
к 2015 |
|
Среднегодовая заработная плата, тыс.руб. |
262,00 |
274,00 |
282,86 |
107,96 |
103,23 |
Сравнение темпов роста среднегодовой заработной платы с темпами роста среднегодовой выработки показывает, что темп роста производительности труда в 2016 г. (133,70 %) превышает темп роста среднегодовой заработной платы (103,23 %), то есть на предприятии выполнятся важнейшее требование расширенного воспроизводства. Среднемесячная заработная плата работника по итогам 2016 г. составила 23,57 тыс.руб., что соответствует заработной плате в среднем по городу.
Структура персонала по образованию представлена в таблице 7.
Таблица 7
Образовательная структура персонала
ООО «Золотая середина» в 2016 г. [30]
Категория работающих |
Образование |
|||
Среднее |
Средне-специальное |
Незаконченное высшее |
Высшее |
|
Руководители Продавцы |
- - |
- - |
- 20,00 |
100,00 80,00 |
Из данных таблицы 7 видно, что все руководители имеют высшее образование. Среди продавцов 80 % (4 из 5) имеют высшее образование, а один продавец обучается в высшем учебном заведении.
В условиях конкуренции на рынке, постоянного развития технологий торговли, актуальным является непрерывное образование персонала предприятия: высшее образование еще не гарантирует высокие навыки и умения в работе. Однако, в ООО «Золотая середина» вопросам повышения квалификации работников практически не уделяется. Данные о повышении квалификации персонала на предприятии представлены в таблице 8.
Таблица 8
Данные о повышении квалификации персонала
ООО «Золотая середина» в 2015-2016 гг. [31]
Показатель |
2015 |
2016 |
Изменение |
|
аб. |
% |
|||
Число работников, повысивших квалификацию на курсах, чел. |
1 |
- |
-1 |
- 100,00 |
Число работников, получающих высшее образование |
1 |
1 |
- |
- |
Всего повысили квалификацию, чел. |
2 |
1 |
-1 |
-50,00 |
Удельный вес работников, повысивших квалификацию к общей численности персонала, % |
33,33 |
16,67 |
- 16,67 |
- |
Из данных таблицы 8 видно, что в 2016 г. обучения персонала на предприятии не проводилось. Один работник (продавец) получает высшее образование в институте (за собственный счет). В 2015 г. один работник прошел обучение на курсах.
Отсутствие системы обучения персонала на предприятии негативным образом отражается уровне системы продаж предприятия, что отражено в таблице 9. Из данных таблицы 9 видно, что в ООО «Золотая середина» имеют место проблемы в управлении продажами:
- фактическая оценка теоретической подготовки персонала составляет лишь 1,75 баллов при 10 возможных. Низкий уровень отмечается по всем направлениям теоретической подготовки: на предприятии отсутствует план занятий с продавцами; на низком уровне находятся теоретические знания основ теории и методологии продаж, типологии покупателей, особенностей продвижения товаров;
- планы развития персонала и предприятия в целом отсутствуют. На низком уровне находятся программы самомотивации персонала, работа по устранению конкурентов, самоуправлению рабочим временем.
3) фактический уровень работы с покупателями оценен в 2,33 балла: на предприятии отмечается низкий уровень использования технологии эффективных продаж; низкий уровень управления временем продавцов;
4) мотивация персонала к активным продажам также требует совершенствования: должностные инструкции, касающиеся продавцов, носят формальный характер;
6) наиболее высокий показатель получен по направлению «практика продаж». В тоже время возможность замещения сотрудника другим работником не эффективна.
В целом организация управления продажами оценена в 3,19 балла.
Таблица 9
Экспресс-диагностика состояния системы продаж
в ООО «Золотая середина» по состоянию на декабрь 2016 г.
Этапы продаж |
1 – полное отсутствие, 10 – полное наличие |
Общий балл |
1 |
2 |
3 |
1. Теоретическая подготовка |
1,75 |
|
Наличие плана занятий с сотрудниками отдела продаж на месяц вперед с указанием лекторов, тем, продолжительности |
1 |
|
Основы теории продаж. Методология продаж |
2 |
|
Типология покупателей |
2 |
|
Знание особенностей продвижения товара |
2 |
|
2. Работа с покупателями |
2,33 |
|
Технология эффективных продаж |
1 |
|
Отчетность продавцов |
5 |
|
Управление временем продавца |
1 |
|
3. Мотивация к продажам |
2,50 |
|
Должностные инструкции, касающиеся продавцов |
1 |
|
Согласованные (и понятые) мотивационные протоколы по продавцам |
5 |
|
Стимулирование работы магазина в целом |
3 |
|
Стимулирование продавцов |
3 |
|
Основные торговые уловки |
2 |
Продолжение таблицы 9
1 |
2 |
3 |
Карьерный рост сотрудников предприятия |
2 |
|
4. Практика продаж |
6,00 |
|
Количество клиентов на одного продавца |
7 |
|
Относительный доход на одного продавца |
7 |
|
Тяжелые переговоры |
7 |
|
Распределение клиентов и возможность замещения сотрудника другим работником |
3 |
|
5. Планы развития персонала и предприятия |
2,00 |
|
Предложения по самомотивации |
2 |
|
Предложения по устранению конкурентов |
2 |
|
Самоуправление рабочим временем |
2 |
|
ИТОГО |
3,19 |
В представленной экспресс-диагностике используются следующие критерии: 10 – идеальный уровень; 0 – 2 – риск внезапного банкротства; 2,01 – 3,00 – компания борется за жизнь; 3,01 – 5 – компания стабилизировала рост или стабильно развивается за счет административных действий; 5,01 – 7,00 – компания быстро растет за счет немедленной реакции на действия рынка и высокой подготовки всех менеджеров; 7,01 – 8,5 – компания растет, попав в благоприятные условия за счет их максимального использовании; 8,51 и более – монополист.
Таким образом, использование представленной методики, позволяет отнести ООО «Золотая середина» к компании, которая развивается за счет административных действий. В то же время трудовой и личностный потенциал работников используется не эффективно, предприятие не предпринимает действия для развития персонала, мотивации его к повышению трудовой активности.
Выводы
Общая численность персонала ООО «Золотая середина» в 2016 г. составила 6 чел. При этом все работники, за исключением одного продавца, имеют высшее образование; один продавец обучается в высшем учебном заведении.
Основным показателем эффективности использования персонала предприятия является показатель производительности труда. Проведенные расчеты показали, что среднегодовая выработка одного работающего в 2016 г. на 33,70 % выше, чем в предыдущем году. Для определения основных факторов, под влиянием которых изменилась средняя выработка, использован метод цепных подстановок. Проведенный анализ свидетельствуют о том, что:
- за счет увеличения отработанного времени одним продавцом среднегодовая выработка одного работника увеличилась на 52,71 тыс. руб.;
- за счет увеличения среднечасовой выработки продавца среднегодовая выработка одного работника увеличилась на 1 954,46 тыс.руб.
В результате всех влияющих на выработку одного работника предприятия факторов ее среднегодовая величина возросла на 2 997,17 тыс.руб.
Система развития трудового потенциала персонала ООО «Золотая середина» - это система, включающая социальное развитие, профессиональное обучение, управление служебно-профессиональным продвижением персоналом, а также управление нововведениями в кадровой работе организации. Такие элементы системы развития трудового потенциала персоналом, как аттестация, планирование карьеры, работа с кадровым резервом в ООО «Золотая середина» не реализованы.
Кроме того, проведенное исследование системы развития трудового потенциала ООО «Золотая середина» выявило, что вопросам повышения квалификации работников, развитию их навыков и умений внимания практически не уделяется. Отсутствие данной системы негативным образом отражается на управлении продажами, а также то, что возможности повышения квалификации, профессионального развития являются важнейшими мотивационными факторами.