Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Анализ человеческих ресурсов ООО «Золотая середина»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли человеческого фактора в организации
1.1. Понятие человеческого фактора
1.2. Управление человеческим фактором в организации
1.3. Влияние человеческого фактора на эффективность организации
Глава 2. Анализ человеческих ресурсов ООО «Золотая середина»
2.1.Краткая характеристика ООО «Золотая середина» и оценка его кадрового состава
2.2. Исследование трудового потенциала предприятия
Глава 3. Пути развития трудового потенциала ООО «Золотая середина»
Представляется, что человеческий ресурс, который использует наниматель в целях достижения желаемого результата, может быть задействован не в полном объеме. Причинами могут быть следующие обстоятельства: нежелание работника использовать весь свой возможный потенциал или неумение нанимателя создать условия, при которых потенциал его работников будет раскрыт в полном объеме[19]. Тогда возникает вопрос: «Какая часть человеческого ресурса участвует в приумножении капитала организации (предприятия)?». Ответ очевиден: только та, которая задействована в финансово-хозяйственной деятельности. Анализ взаимодействия категорий человеческий ресурс» и «человеческий капитал» (как часть капитала субъекта экономики) показал следующее: на величину человеческого капитала и капитала
организации в целом влияет та часть человеческого ресурса работников, которая задействована нанимателем в целях достижения желаемого результата[20].
Таким образом, человеческие ресурсы — это и есть совокупность задействованных и незадействованных в финансово-хозяйственной деятельности организации знаний, навыков, умений, способностей работников. На наш взгляд, человеческие ресурсы — это не только способность к труду в настоящее время, но и способность развивать уже имеющиеся возможности, и приумножение опыта, а также желание передать свой опыт. Тогда человеческий капитал – есть совокупность стоимости приобретенного человеческого ресурса, прирост стоимости человеческого ресурса в процессе его содержания, развития и сохранения, обусловливающий рост дохода организации нанимателя как в настоящем, так и в будущем периодах.
По нашему мнению, изначально для приобретения человеческого ресурса, другими словами, принятия на работу работника с определенным уровнем знаний, навыков, умений, способностей, организации необходимо потратить часть финансовых ресурсов[21]. Тогда человеческие ресурсы проставляют собой вложения финансовых ресурсов в приобретение знаний, навыков, умений, способностей конкретного работника[22]. Далее, приобретенные человеческие ресурсы в части задействованных в финансово-хозяйственной
деятельности организации-нанимателя формируют человеческий капитал. В процессе принятия участия в финансово-хозяйственной деятельности человеческие ресурсы способствуют либо наращиванию, либо уменьшению стоимости человеческого капитала. Затем человеческий капитал в составе общего капитала организации участвует в приращении суммы ранее вложенных финансовых ресурсов.
Изложенное можно представить следующим образом:
Рисунок 1 – Взаимосвязь финансовых ресурсов и человеческого капитала организации
Приращение суммы вложенных финансовых ресурсов можно ожидать в случае получения организацией, так называемого прибавочного продукта[23]. Известно, что прибавочный продукт служит источником воспроизводства рабочей сипы. Воспроизводство же происходит как за счет роста населения, так и за счет развития способностей к труду отдельных людей, накопления им знаний, опыта и мастерства. Человеческий ресурс - ресурс, неподдающийся измерению в обычном понимании этого слова. Следовательно, для определения его стоимости, а значит, стоимости человеческого капитала организации необходимо использование таких способов, которые могут описать действительность, даже зная, что некоторые составляющие не полностью известны.
Выводы
Кадры - это главный, ценный ресурс предприятия, основная производительная сила. Важность человеческого фактора постоянно растет, это можно связать с тем, что во время расширения и углубления научно-технологического прогресса, освоения новых технологий и распространения компьютеров, организации уже не могут обойтись без какой-либо творческой деятельности. При этом возникшие проблемы, могут привести к реорганизации, реструктурированию, разукрупнению фирмы или же к их слиянию и другим изменениям подобного рода.
Глава 2. Анализ человеческих ресурсов ООО «Золотая середина»
2.1.Краткая характеристика ООО «Золотая середина» и оценка его кадрового состава
ООО «Золотая середина» - коммерческое розничной торговли.
Предприятие занимается продажей ювелирных изделий. На настоящий момент открыты два отдела в торговых центрах г.Тольятти. Всего на предприятии работает 6 чел., из которых 1 – директор и 5 продавцов.
Динамика численности персонала предприятия представлена в таблице 1.
Таблица 1
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами
ООО «Золотая середина» за 2014-2016 гг.[24]
Категории работающих |
Среднесписочная численность, чел. |
Отклонения 2016 года от |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 года |
2015 года |
|||
Чел (+/-) |
Темп прироста, % |
Чел (+/-) |
Темп прироста, % |
||||
Руководители |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Торгово-оперативный персонал |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Всего работающих |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
- |
Из данных таблицы 1 видно, что в 2014-2016 гг. численность персонала не менялась.
На втором этапе изучается структура персонала. По данным таблицы 2 видно, что в составе персонала 83,33 % - это торгово-оперативный персонал.
Таблица 2
Структура численности работающих по категориям
за 2014-2016 гг.[25]
Категории работающих |
Структура численности, % |
Отклонения 2016 года от (+/-) |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 года |
2015 года |
|
Руководители |
16,67 |
16,67 |
16,67 |
- |
- |
Торгово-оперативный персонал |
83,33 |
83,33 |
83,33 |
- |
- |
В таблице 3 представлен анализ движения кадров.
Таблица 3
Движение кадров ООО «Золотая середина» за 2014-2016 гг.[26]
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отклонения 2016 года от (+/-) |
|
2014 года |
2015 года |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Среднесписочная численность всего |
Чел. |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
2 |
в том числе торгово-оперативный персонал |
Чел. |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
3 |
Принято на работу всего |
Чел. |
2 |
1 |
1 |
-1 |
- |
4 |
в торгово-оперативных работников |
Чел. |
2 |
1 |
1 |
-1 |
- |
5 |
Уволено с работы всего |
Чел. |
2 |
1 |
1 |
-1 |
- |
6 |
в том числе по собственному желанию |
Чел. |
2 |
1 |
1 |
-1 |
- |
7 |
в том числе торгово-оперативных работников |
Чел. |
2 |
1 |
1 |
-1 |
- |
8 |
Коэффициент приема кадров всего |
0,33 |
0,17 |
0,17 |
-0,16 |
- |
|
9 |
в т.ч. торгово-оперативных работников |
0,40 |
0,20 |
0,20 |
-0,20 |
- |
|
10 |
Коэффициент выбытия кадров, всего |
0,33 |
0,17 |
0,17 |
-0,16 |
- |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
11 |
в т.ч. торгово-оперативных работников |
0,40 |
0,20 |
0,20 |
-0,20 |
- |
|
12 |
Коэффициент оборота кадров, всего |
0,67 |
0,33 |
0,33 |
-0,34 |
- |
|
13 |
в т.ч. торгово-оперативных работников |
0,80 |
0,40 |
0,40 |
-0,40 |
- |
|
14 |
Коэффициент текучести кадров |
0,33 |
0,17 |
0,17 |
-0,16 |
- |
Анализ расчетов, представленных в таблице 3, показывает, что в 2014 г. текучесть кадров составила 33 %. В 2015 г. текучесть кадров снизилась на 16 процентных пунктов и составила 17 %, в 2016 г. коэффициент текучести не менялся. Проведенные расчеты показывают, что текучесть кадров на предприятии высокая, она превышает естественный уровень (3-5 %).
2.2. Исследование трудового потенциала предприятия
Основным показателем эффективности использования персонала предприятия является показатель производительности труда. Используя данные о товарообороте, рассчитаем показатели выработки.
Среднегодовая выработка одного работающего составила:
в 2015 г.: 35 736 / 6 = 5 956,00 тыс.руб.
в 2016 г.: 47 779 / 6 = 7 963,17 тыс.руб.
Прирост выработки на одного работающего составил 33,70 %.
Среднегодовая выработка одного продавца составила:
в 2011 г.: 35 736 / 5 = 7 147,29 тыс.руб.;
в 2014 г.: 47 779 / 5 = 9 555,80 тыс.руб.
Прирост выработки одного продавца составил также 33,70 %.
Показатели выработки по ООО «Золотая середина» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели выработки работников ООО «Золотая середина»
в 2015-2016 гг. [27]
Показатели |
Ед.изм. |
2015 год |
2016 год |
Процент изменения |
Абсолютное изменение |
Товарооборот |
Тыс. руб. |
35736 |
47779 |
33,70 |
12043 |
Среднесписочная численность продавцов |
чел. |
5 |
5 |
- |
- |
Отработано одним продавцом дней |
Чел/ дней |
226 |
228 |
0,89 |
2 |
Общее число дней, отработанных всеми продавцами |
чел/ дней |
1130 |
1140 |
0,88 |
10 |
Общее число отработанных всеми продавцами часов |
чел/ часов |
9040 |
9120 |
0,88 |
80 |
Средняя продолжительность рабочего дня |
Час |
8,0 |
8,0 |
0 |
100 |
Среднегодовая выработка одного продавца |
Тыс.руб. |
7147,20 |
9555,80 |
33,70 |
2408,60 |
Среднедневная выработка одного продавца |
Тыс.руб. |
31,62 |
41,91 |
32,53 |
10,29 |
Среднечасовая выработка одного продавца |
Тыс.руб. |
3,95 |
5,24 |
32,53 |
1,29 |