Файл: Оценка стоимости бизнеса (на примере АО «ОТП Банк»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты оценки стоимости банков
1.1. Отличительные особенности банка как объекта оценки
1.2 Особенности использования доходного подхода при оценке стоимости банка
1.4 Особенности использования сравнительного подхода при оценке стоимости банка
1.5 Расчет рыночной стоимости собственного капитала банка в рамках сравнительного подхода.
Глава 2 Оценка стоимости бизнеса на примере АО «ОТП Банк»
2.1 Описание объекта оценки АО «ОТП Банк»
Выбор мультипликатора для оценки банка является важнейшим этапом, во многом определяющим в дальнейшем обоснованность рассчитанной его рыночной стоимости.
Исключительно для банков можно выделить чтобы следующие типы рассматривать моментных мультипликаторов: «цена / валютой чистые активы», «цена / Базелю валовые активы», «цена / России собственный капитал этом по Базелю», «цена / расходов кредитный портфель (юридических и/или банк физических лиц)», «цена / следующие портфель ценных сектора бумаг (для продажи, учитывать инвестиционный, торговый зарубежных портфель)», «цена / депозиты (юридических и/или то физических лиц)».
чистые Перечень интервальных банков мультипликаторов можно резервов представить как: «цена / продажи процентный доход (либо Проблему чистый процентный составляющие доход)», «цена / доходы котируются за вычетом чистый расходов с инвестиционными кредитование ценными бумагами, соответствии торговыми ценными лиц бумагами и иностранной кредитование валютой», «цена /комиссионные доходы (либо которых чистые доходы Базелю от комиссионных банка операций)», «цена / прибыль Проблему до налогообложения и отечественных резервов, созданных в котируются соответствии с требованиями за Банка России», «цена / принадлежали стоимость клиентеллы». [14. C. 81]
операции Проблему использования выделить банков-аналогов можно для разделить на налогообложения две составляющие:
- инвестиционные поиск отечественных банков аналогов
- поиск требованиями зарубежных аналогов.
расчетные Существует ряд то рекомендаций, которые можно следует учитывать вычетом при отборе активы отечественных банков-аналогов:
а) можно необходимо, чтобы учитывать оцениваемый банк и автокредитование банки-аналоги принадлежали к бумагами одному сегменту (потребительское При кредитование, автокредитование, кластеру операции на отечественных рынке капиталов) и прибыль кластеру (универсальные банки, доходы инвестиционные банки, кластеру расчетные банки и т. д.) нецелесообразно банковского сектора. соответствии При этом, продажи если акции иностранной оцениваемого банка использования не котируются банки на рынке, прибыль то нецелесообразно бумаг рассматривать в качестве резервов аналогов банки, то акции которых инвестиционными уже присутствуют этом на организованном рынке ценных бумаг;
б) при расчетах следует исключить данные о котировках банков, которые вовлечены в те или иные судебные процессы или тяжбы;
в) ни один из отобранных банков-аналогов не должен быть «фигурантом» возможных сделок по слиянию и присоединению (поглощению), хотя подобная информация может использоваться при оценке банка методом сделок;
г) недопустимо использовать информацию о банках, находящихся в трудном финансовом положении, тем более, в предбанкротном состоянии;
д) рекомендуется использовать деление банков по группам их надежности (устойчивости) в соответствии с международными (Standard&Poors, Moody’s, Fitch) либо российскими рейтингами;
е) важным моментом является региональный аспект деятельности банка. При этом банки с развитой филиальной сетью следует рассматривать отдельно от региональных или столичных банков (г. Москва и г. Санкт-Петербург).
Что касается поиска зарубежных банков-аналогов, то представляется целесообразным использовать значения их мультипликаторов с задержкой по временному лагу в 10 - 15 лет.
1.5 Расчет рыночной стоимости собственного капитала банка в рамках сравнительного подхода.
Сравнительный подход к оценке бизнеса базируется на предположении о цене, заплаченной на открытом рынке за актив с похожими характеристиками.
Сравнительный подход эффективен и может использоваться только тогда, когда существует достаточно полная и достоверная информация о рынке акций компаний, аналогичных оцениваемому объекту, либо о сделках с банками-аналогами.
В связи с тем, что в России уже сложился активный биржевой рынок акций банков, в ходе исследования были выявлены сделки с акциями российских коммерческих банков совершившиеся на торгах Российской торговой системы. В котировальных листах РТС присутствуют акции многих банков. Все это позволяет применить метод рынка капитала в рамках сравнительного подхода.
Основные этапы применения метода рынка капитала:
выбор сопоставимых банков. На данном этапе собирается информация о банках, акции которых котируются на бирже. Из отобранной группы банков выделяются банки, наиболее сходные с оцениваемым банком с точки зрения размера собственного капитала, позиции на рынке, размере привлеченных средств и чистой прибыли;
расчет ценовых мультипликаторов. На данном этапе по сопоставимым банкам рассчитываются мультипликаторы - коэффициенты, представляющие собой отношение рыночной капитализации банка-аналога к его финансовому показателю, в качестве которого может выступать собственный капитал, чистая прибыль и прочие финансовые показатели;
расчет стоимости 100% пакета обыкновенных акций оцениваемого банка. На данном этапе на основе мультипликаторов по сопоставимым банкам рассчитывается рыночная стоимость собственного капитала оцениваемого банка;
внесение корректировок.
Проанализировав данные Московской биржи (объединенные РТС и ММВБ) были отобраны три банка наиболее близкие по финансовым показателям к оцениваемому объекту. В таблице 1 представлены основные показатели торговли акциями на фондовой бирже объектов-аналогов и объекта оценки, примененные в данном расчете.
Глава 2 Оценка стоимости бизнеса на примере АО «ОТП Банк»
2.1 Описание объекта оценки АО «ОТП Банк»
«АО» Банк – до февраля 2008 Инвестсбербанк — был образован в 1994 году.
В 2006 году вошел в одну из крупнейших банковских групп Европы – Группу ОТП (OTP Group). Вместе с новым динамичным брендом АО «ОТП Банк» получил доступ к ресурсам и опыту европейского материнского банка, что позволило усилить развитие розничного и корпоративного бизнеса в России.
АО «ОТП Банк» продолжает устойчивое и динамичное развитие, его финансовое положение укрепляется, все основные показатели, характеризующие состояние банка, стабильно растут. АО «ОТП Банк» – это универсальная кредитная организация, предоставляющая широкий спектр банковских услуг и продуктов для корпоративных клиентов и частных лиц.
В 2009 году ОТП Банк заключил соглашение о сотрудничестве с торговой сетью «Техносила».
В соответствии с Законодательством Российской Федерации и выданными Банком России лицензиями, АО «ОТП Банк» осуществляет следующие операции в рублях и иностранной валюте:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в подпункте 1 привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);
10) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей.
В части корпоративного бизнеса для усиления рыночных позиций АО «ОТП Банк» году планируется:
- реализация нового подхода в предоставлении услуг корпоративным клиентам с акцентом на малый и средний бизнес (41% кредитного портфеля формируется за счет клиентов МСБ, 59% - крупных корпоративных клиентов; депозитный портфель формируется в пропорции 20% - МСБ, 80% - крупные корпоративные клиенты);
- формирование кредитного портфеля в новых подразделениях региональной сети (Самара, Челябинск, Нижний Новгород);
- увеличение ресурсной базы благодаря внедрению системы мотивации свободных агентов и клиентских менеджеров Банка на ежемесячной основе.
В части розничного бизнеса планируется активное развитие бизнеса как в Москве, так и в регионах. Банк будет продолжать активно развивать комиссионные продукты, внедрять новые формы электронного обслуживания и т.д., а также совершенствовать условия срочных вкладов. Приоритетной задачей является оптимизация условий кредитных продуктов Банка.
2.2 Определение рыночной стоимости АО «ОТП Банк»
Произведем оценку рыночной стоимости АО «ОТП Банк»
Таблица 1
Основные показатели объекта оценки и объектов аналогов при торговле на фондовой бирже, тыс. руб.
Наименование показателя |
ОАО "ОТП Банк" |
ОАО «УРАЛСИБ» |
ОАО «Банк Возрождение» |
ОАО «Петрокоммерц» |
Дата проведения торгов акциями |
- |
01.09.2016 г. |
01.09.2016 г. |
01.09.2016 г. |
Рыночная капитализация акций, долл. |
- |
959 665 826 |
649 526 781 |
209 040 000 |
Рыночная капитализация акций, тыс. руб. |
- |
30 555 472 |
20 680 738 |
6 655 771 |
Балансовая стоимость активов, тыс. руб. на 2016 г. |
144 019 121 |
817 800 085 |
279 629 227 |
366 801 629 |
Привлеченные средства, тыс. руб. на 2016 г. |
62 034 939 |
349 478 942 |
118 792 520 |
143 953 242 |
Собственный капитал, т. руб. на 2016 г. |
11 934 045 |
56 659 853 |
19 559 467 |
23 929 636 |
Фактическая прибыль 1 полугодие 2016 г., т. руб. на 2016 г. |
66 491 |
345 354 |
937 592 |
700 689 |
Определение рыночной стоимости собственного капитала банка сравнительным подходом основано на использовании ценовых мультипликаторов.
Для каждого банка-аналога рассчитываются соотношения «Капитализация/показатель» (мультипликатор).
Мультипликаторы, рассчитанные для различных банков, существенно отличаются друг от друга в связи с тем, что каждый из банков имеет различную степень соответствия оцениваемому банку, итоговый мультипликатор рассчитывается как средневзвешенный. В общем случае, чем больше отклонение банка-аналога от оцениваемого банка по показателю, который является базой сравнения, тем меньший удельный вес имеет мультипликатор, рассчитанный на основе этого банка-аналога.
Как правило, сравнение проводится сразу по нескольким показателям (мультипликаторам). В итоге по каждому из показателей рассчитывает средневзвешенный мультипликатор.
Таким образом, в целях настоящей оценки были применены мультипликаторы, значения которых предоставлены в таблице 2:
Мультипликатор Капитализация/Балансовая стоимость активов;
Мультипликатор Капитализация/привлеченные средства;
Мультипликатор Капитализация/собственный капитал.
Таблица 2
Расчет мультипликаторов
Наименование показателя |
ОАО "ОТП Банк" |
ОАО «УРАЛСИБ» |
ОАО «Банк Возрождение» |
ОАО «Петрокоммерц» |
Мультипликатор Капитализация/Балансовая стоимость активов |
0,05112 |
0,037363009 |
0,073957712 |
0,018145423 |
отклонение аналога от оцениваемого (абс.) |
- |
673 780 964 |
135 610 106 |
222 782 508 |
отклонение аналога от оцениваемого (относит.) |
- |
4,6784 |
0,9416 |
1,5469 |
обратное отклонение аналога от оцениваемого |
1,9222 |
0,2137 |
1,0620 |
0,6465 |
удельный вес аналога по показателю |
100,0% |
11,1% |
55,2% |
33,6% |
Мультипликатор Капитализация/привлеченные средства |
0,11818 |
0,087431511 |
0,174091246 |
0,046235644 |
отклонение аналога от оцениваемого (абс.) |
- |
287 444 003 |
56 757 581 |
81 918 303 |
отклонение аналога от оцениваемого (относит.) |
- |
4,6336 |
0,9149 |
1,3205 |
обратное отклонение аналога от оцениваемого |
2,0661 |
0,2158 |
1,0930 |
0,7573 |
удельный вес аналога по показателю |
100,0% |
10,4% |
52,9% |
36,7% |
Мультипликатор Капитализация/собственный капитал |
0,73359 |
0,539279055 |
1,057326248 |
0,278139245 |
отклонение аналога от оцениваемого (абс.) |
- |
44 787 895 |
7 687 509 |
12 057 678 |
отклонение аналога от оцениваемого (относит.) |
- |
3,7726 |
0,6475 |
1,0156 |
обратное отклонение аналога от оцениваемого |
2,7940 |
0,2651 |
1,5443 |
0,9846 |
удельный вес аналога по показателю |
100,0% |
9,5% |
55,3% |
35,2% |