Файл: Страхи детей и их коррекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I комплекс игр.

1

«Пятнашки»

Служит разминкой к

последующим играм

3 модификации

с 2-х лет

Устранить или уменьшить торможение или страх при внезапном воздействии, а также страхи нападения и наказания со стороны взрослых.

2

«Жмурки»

С усложнениями

С 3-х лет

Устранить страхи внезапного воздействия. А также страхи темноты и замкнутого пространства.

3

«Прятки»

С усложнениями

С 1-го года

Страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства.

4

«Кто первый»

с 2-х лет

С усложнениями

С 4-х лет

Снятие страха неожиданного воздействия, тренировки процессов внимания и торможения.

5

«Быстрые ответы»

с 5-и лет

Снять торможение, возникающие при внезапных вопросах, развить сообразительность, смекалку, поверить в себя, стать более уверенным перед лицом опасности.

II комплекс из 4-х игр.

«Противоборство»

для мальчиков.

Подавление в себе страха, развитие уверенных и точных действий.

1

«Поединок»

Развитие решимости и быстрого действия, преодоление болезненных ощущений, страха боли уколов.

2

«Стрельба из лука»

Чувство облегчения – разрядку эмоционального напряжения от страха неожиданного воздействия, страхи боли уколов.


3

«Сражение»

Желательно с

родителями

Ослабить напряженность во взаимоотношениях.

4

«Противоборство»

с работой

Развитие самообладания, отсутствия страхов.

III комплекс с несколькими семьями.

1

«Мяч в кругу»

Снять торможения, возникающие при необходимости быстро отвечать в большой группе людей.

2

«Проникновение и

выход из круга»

Устранить страх замкнутого пространства.

3

«Сжатие»

Устранить страх замкнутого пространства.

4

«Пролезание»

Преодоление страха замкнутого пространства и нападения.

5

«Автобус»

Преодоление страха замкнутого пространства в транспорте.

6

«Коридор»

Преодоление страха замкнутого пространства, страха нападения животных, боли, неожиданного воздействия.

IV комплекс

1

«Футбол»

Устранение страхов внезапного воздействия, боли, замкнутого пространства (из плотного окружения).


2

«Регби»

3

«Кочки»

Преодоление страхов глубины, чудовищ, живущих в болоте.

4

«Восхождение»

Устранение страха высоты, страха (ожидания) землетрясения.

Вывод:

Таким образом, в работе с детьми при устранении страхов, необходимо придавать большое значение взаимоотношения родителей и детей. Они существенным образом сказываются на процессе устранения страха. Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь самим родителям. Только после этого имеет смысл проведение коррекционных занятий с детьми.

2.2. Методики и методы исследования страхов у детей дошкольного возраста

Способ раскрытия страхов у детей с поддержкою рисунков проводится с целью понять интересы, пристрастия детей, индивидуальности их характера, переживаний и внутреннего мира ребёнка.

Ребятам предполагалось рисовать на темы: «В ДОУ», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится ужасное, либо что я боюсь днём», «Что было со мной самое нехорошее либо самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Поначалу ребятам было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации энтузиазма к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести собственные картинки, чтоб некоторые из их представить в классе. На первых 2-ух предварительных упражнениях было предложено ребятам темы избрать самим. Дети рисовали: медведя, машинки, деревья, лес, людей и т.д.

После предварительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Эти занятия велись 2 раза в неделю и затрагивали 1 либо 2 темы[18].

При анализе рисунков отметим, что рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только детский сад и воспитателя; другие рисовали только своих сверстников; третьи же рисовали только себя в центре внимания.


Таблица 2

Исследование страхов с помощью рисунков.

В центре внимания-

Мало друзей среди

Нет друзей среди

сам ребенок

сверстников

сверстников

20%

45%

35%

В рисунках на тему «В ДОУ» наиболее принципиальное то, как малыш взаимно располагает фигуры ровесников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у каких на рисунке оказывается мало ровесников либо они отсутствуют совершенно это дети с невротическими реакциями. Это еще отражает трудности взаимопонимания с ровесниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке малыша не достаточно сверстников, то это показывает на затруднения в приобретении дружественных, стабильных контактов и излишнюю опёку в семье.

Рисунки на тему «Семья». Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.

Таблица 3

Исследование страхов с помощью рисунков.

Ребёнок между

Ребёнок ближе к

родителями

маме или к папе

35%

65%

В данных рисунках имеет огромный смысл распорядок и родственность месторасположения фигур, и в особенности пространство малыша. Если ребёнок рисует себя между родителями - свидетельствует о привязанности к обоим родителям, если поблизости к 1 из них - проявленная привычка к 1 родителю. В конце концов, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности 1 и та же расцветка тела, указывает на огромную степень отождествления с ним по показателю пола.

Картинки на тему «Что мне снится ужасное или что я опасаюсь днём». Перед детьми ставится цель показать более яркий ужас. Какой конкретно ребятам не объясняется, любой малыш обязан выбрать его сам[19].


Таблица 4

Исследование страхов с помощью рисунков.

Не нарисовали

Нарисовали

страх

страх

30%

70%

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во - первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во - вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого воспитателя.

Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.

Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.)[20].

Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания:

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Таблица 5

Протокол выявления тревожности у детей.

Имя: Роман Возраст: 7 лет

Рисунок

Высказывание

Выбор