Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы страха
1.1.Определение страха и причины его появления
1.2.Классификация страхов, детерминанты страха
1.3.Проявление страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
2.1. Программа коррекционной работы с детскими страхами.
2.2. Методики и методы исследования страхов у детей дошкольного возраста
2.3. Результаты исследования влияния коррекционной работы психолога совместно с родителями
Весёлое |
Печальное |
лицо |
лицо |
1.Игра с младшими |
Мальчику надоело играть |
+ |
детьми |
2.Ребёнок и мать |
Я люблю гулять с мамой |
+ |
с младенцем. |
3.Объект агрессии |
Хочется ударить его стулом |
+ |
4.Одевание |
Я люблю одеваться на прогулку |
+ |
5.Игра со старшими |
Мама играет с ребёнком |
+ |
детьми |
6.Укладывание спать |
Когда иду спать, беру игрушку |
+ |
в одиночестве |
7.Умывание |
Потому что он умывается |
+ |
8.Выговор |
Мама его ругает |
+ |
9.Игнорирование |
Потому что тут малыш |
+ |
10.Агрессивность |
Кто-то отбирает игрушку |
+ |
11.Собирание |
Мама заставляет его собирать |
+ |
игрушек |
игрушки |
12.Изоляция |
Дети не хотят с ним играть |
+ |
13.Ребёнок |
Родители играют с ним |
+ |
с родителями |
14.Еда в одиночестве |
Пьёт чай, я тоже люблю пить чай |
+ |
В тестировании принимали участие 15 человек.
Анализ данных.
Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)
Число эмоционально негативных выборов |
ИТ= |
14 |
100% |
Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.
Таблица 6
Вычисление ИТ |
ИТ(%) |
Роман Т. |
ИТ= 6/14*100% |
ИТ=42,8% |
Катя И. |
ИТ= 3/14*100% |
ИТ=21,4% |
Ваня С. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% |
Руслан Г. |
ИТ= 10 /14*100% |
ИТ=71,4% |
Юра В. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% |
Таня М. |
ИТ= 4 /14*100% |
ИТ=28,5% |
Айдар Ф. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% |
Андрей А. |
ИТ= 5 /14*100% |
ИТ=35,7% |
Лиля С. |
ИТ= 6 /14*100% |
ИТ=42,8% |
Алия М. |
ИТ= 4 /14*100% |
ИТ=28,5% |
Юля Д. |
ИТ= 7/14*100% |
ИТ=50% |
Витя Н. |
ИТ= 1 /14*100% |
ИТ=7,1% |
Саша К. |
ИТ= 2 /14*100% |
ИТ=14,2% |
Света М. |
ИТ= 3 /14*100% |
ИТ=21,4% |
Раушан Н. |
ИТ= 6 /14*100% |
ИТ=42,8% |
На основании данных таблицы строится график, показывающий уровень тревожности у детей.
Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 4 человека с высоким уровнем тревожности, 6 человек со средним уровнем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.
Вывод:
Анализ подобранных данных обосновывает, что к моменту поступления в школу у детей имеется уменьшение страхов, что как раз обусловлено новой общественной позицией школьника, уменьшающей как эгоцентрическую направленность личности, так и интуитивно опосредованные формы страха. Однако, тем не менее, для детей 7 лет отличительна довольно высокая степень тревожности и опаски перед поступлением в школу.
Если страх и робость – удел в большей степени дошкольного возраста, то беспокойность и опасения – подросткового возраста. В младшем школьном возрасте страх и робость, беспокойность и опасения могут быть представлены в схожей степени. Младший школьный возраст – это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и общественно опосредованные страхи. Ведущий страх в предоставленном возрасте – страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого почитают, оценивают и понимают. Иными словами, это страх не подходить соц. потребностям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники либо семья.
Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках» м. М.А. Панфиловой.)
Ведется персональный разговор, в котором выясняется, опасается ли ребёнок одиночества, нападения (злодеев), заболеть, умереть, смерти родителей, неких людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, автотранспорта, стихии и др. Составив перечень страхов каждого ребёнка, преподаватель даёт задание нарисовать их.
Ни в коем случае нельзя торопить малыша с исполнением задания, так как идеи о том, как изобразить страх, предполагают встречу с ним, контакт, касание, что само сообразно себе уменьшает остроту его восприятия.
Таблица 7
Страхи, которым подвержен ребёнок.
Темнота |
Сказочные |
Кровь |
Стихии |
Врач |
транспорт |
Животные |
персонажи |
Вика М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таня М. |
+ |
+ |
Оля П. |
+ |
+ |
Катя И. |
+ |
Олег Р. |
+ |
+ |
Саша К. |
+ |
+ |
Роман Т. |
+ |
+ |
Алия М. |
+ |
+ |
+ |
Руслан Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Айдар Ф. |
+ |
+ |
Андрей А. |
+ |
Рияз М. |
+ |