Файл: Страхи детей и их коррекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Страх считается наиболее опасной из всех эмоций.

Обширные области изучений, посвящённых страху, создают прекрасные причины для предстоящего понимания данной принципиальной эмоции. Литературы по предоставленной дилемме создано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов довольно актуальна в настоящее время. Проблема страхов не достаточно употребляется и в практике средних учебных заведений. Ведь, конкретно с поступлением в среднее учебное заведение связанно происхождение страхов у детей. Потому, будучи еще в детском саду, дети обязаны пройти все испытания тревожности и справиться с препятствием страха в собственном сознании.

Неувязкой страхов младшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби, в собственных трудах, обширно открыл предпосылки детских страхов.

Немало времени посвятил дилемме страхов Рэчмен. Сообразно его «концепции травматического обусловливания» действия либо ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх самостоятельно от наличного ощущения боли. Черясворт, внес предложение перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может быть сопровожден либо за ним может вытекать осторожное изучение или в том числе и улыбка. Немало способов и приёмов для снятия тревожности младших школьников создано у А.М. Прихожан.

Для того чтоб повлиять на ребенка и посодействовать ему освободиться от страхов, родителям нужно еще знать, что такое страх, какую функцию он исполняет, как появляется и развивается, что более всего боятся дети и почему.

Как предотвратить страхи у детей и что предпринять, если они уже присутствуют – нешуточный предлог изучения проблемы.

В курсовой работе обобщены данные наблюдений, применены данные диагностического изучения, тест коррекционной работы специалиста по психологии вместе с родителями.

В работе применены следующие способы исследования: наблюдение, беседа, сопоставление, обобщение, диагностика устранения, исследование литературы по предоставленной дилемме.

Исследования проводилось на базе ДОУ №68 г. Тольятти.

Объект исследования: личностная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: характер новообразований, детерминируемый коррекционной работой психолога и родителей.

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель, заключающаяся в выделении механизмов и закономерностей влияния коррекционной работы психолога проводимой совместно с родителями.


Задачи:

Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности.

Подобрать мониторинг исследования детских страхов и тревожности, исследования детско-родительских отношений.

Разработать программу коррекционной работы со страхами с детьми старшего дошкольного возраста и цикла занятий совместно с родителями.

Гипотеза исследования: Если осуществлять коррекционную работу со страхами детей дошкольного возраста совместно с родителями, то это способствует ее эффективности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографии.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы страха 

1.1.Определение страха и причины его появления

«Страх – специфичное острое чувственное положение, особенная эмоциональная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается постоянно определенной и близкой, уже наступившей угрозой».

«Страх – аффективное (чувственно заостренное) отображение в сознании определенной опасности для жизни и благополучия человека. Страх базируется на инстинкте самосохранения, имеет предохранительный характер и тем самым сопровождается явными физическими переменами высшей нервной деятельности, что отображается на частоте пульса и дыхания, признаках артериального давления, выделении желудочного сока»[1].

Тяжело найти человека, который бы никогда не чувствовал эмоция страха. Волнение, беспокойство, ужас – эти же чувственные обязательные проявления нашей психической жизни, как и удовлетворенность, восторг, ярость, изумление, печаль. Однако при лишней податливости к страхам, зависимости от них изменяется поведение человека вплоть до «психологического паралича». Устойчивые страхи – страхи, с которыми не может совладать ни малыш, ни зрелый, которые приводят к появлению ненужных черт характера. Детские страхи, если к ним верно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены либо сберегаются долгое время, то это служит показателем неблагополучия, говорит о физиологической и нервной ослабленности малыша, неправильном поведении его родителей, конфликтных взаимоотношений в семье. Для того чтобы повлиять на малыша, посодействовать освободиться ему от страхов, родителям нужно еще знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как появляется и развертывается, чего опасаются дети и почему.


Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением природного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легковесным торможением коры больших полушарий. Страх базируется на инстинкте самосохранения, имеет предохранительный характер и сопровождается явными переменами нервной высшей деятельности, отображается на частоте пульса и дыхания, признаках артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде чувство страха появляется в протест на деяние угрожающего катализатора[2].

Есть 2 угрозы, имеющие универсальный и сразу неотвратимый в собственном исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким мнениям, как жизнь, самочувствие, самоутверждение, личное и соц. благополучие. Однако и кроме последних выражений страх постоянно предполагает переживание какой-либо настоящей и воображаемой угрозы[3].

Еще более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, которые окружают ребёнка (родители, педагоги детских учреждений), которые невольно заражают малыша страхом, тем, что лишне настойчиво, демонстративно чувственно показывают на присутствие опасности.

В итоге малыш принимает лишь вторую часть фраз типа: «Не ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься», «Не гладь – укусит». Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это угрожает, однако он уже распознаёт знак волнения, и у него появляется реакция страха. Страх закрепился и распространился на начальные ситуации.

К количеству внушенных можно отнести еще и страхи, которые появляются у излишне беспокойных родителей. Дискуссии при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его нервной системе, калечат ее. Всё это отчуждает основание говорить о рефлекторном характере страха, в том числе и, если ребёнок пугается (вздрагивает) при неожиданном стуке либо гуле, т.к. последний когда - то сопровождался очень неприятным переживанием. Схожее сочетание запечатлелось в памяти в виде конкретного психологического отпечатка и ныне невольно ассоциируется с любым внезапным звуковым действием.

Причины детских страхов состоят из: много травмирующих ситуаций, авторитарного поведения родителей, впечатлительности, внушаемости, перенесенного стресса, болезни. Зачастую у детей возникают страхи называемые «ситуативные» связанные с неожиданным прикосновением, слишком громким звуком, падением и т.д.

Свидетельством того, что ребенок испытывает страх, служит следующее:


— ребенок не засыпает один, просит не выключать свет;

— зачастую прикрывает уши ладонями;

— ребенок прячется в угол или за шкаф;

— ребенок отказывается участвовать в подвижных играх;

— ребенок не отпускает маму от себя;

— сон ребенка беспокойный;

— зачастую ребенок просится на руки;

— не имеет желания знакомства и проведения игр с другими детьми;

— ребенок отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, которые приходят в дом;

— не принимает пищу, которая ему незнакома[4].

1.2.Классификация страхов, детерминанты страха

Страх условно делится на ситуативный и личностный.

Ситуативный страх появляется в необыкновенной, крайне небезопасной либо эпатирующей взрослого, либо малыша ситуации, к примеру, при нападении собаки. Нередко он возникает в итоге психического инфецирования паникой в группе людей, беспокойных предчувствий со стороны членов семьи, инцендентов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, к примеру, его завышенной мнительностью, и способен обнаруживаться в новой ситуации либо при контактах с неизвестными людьми.

Ситуативный и личностно обусловленный страхи нередко смешиваются и дополняют друг друга.

Страх настоящий и придумываемый, заостренный и постоянный. Настоящий и острые страхи предначертаны обстановкой, а придумываемый и постоянный – чертами личности[5].

Невзирая на то, что страх – напряженно воплощенное чувство, следует распознавать его обычный, природный, либо возрастной, и патологический уровни. Традиционно страх кратковременен, обратим, пропадает с возрастом, не затрагивает углубленно ценностные ориентации человека, существенно не воздействует на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитный смысл, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

На болезненный страх показывают его последние, драматические стороны выражения (кошмар, возбудимый шок, потрясения) либо затянутое, навязчивое, трудно обратимое течение, невольность, то есть совершенное отсутствие контроля со стороны сознания, как неблагоприятное действие на характер, межличностные дела и адаптацию человека к социальной действительности.


Факторами страха могут быть действия, условия либо ситуации, являющиеся истоком угрозы. Предпосылкой страха может быть или пребывание чего-то, что гарантирует сохранность. Страх может обладать собственным предметом какого-либо человека либо объект. Время от времени страх не связан ни с чем определенным, эти страхи переживаются, как духовные. Страх может навязываться мучением, это соединено с тем, что в малолетстве сложились взаимосвязи между данными эмоциями[6].

Детерминанты страха

Предпосылки страха могут быть разделены на 4 класса: Внешние процессы и действия.

Данный раздел будет приурочен к основным классам событий, вызывающих ужас либо включающих нейронные процессы, инициирующие данное впечатление.

Грэй поделил все предпосылки страха на 4 группы: напряженность, новизна, эволюционно выработанные сигналы угрозы, причины, появляющиеся в соц. действии.

Боль и громкий звук считаются примерами слишком напряженных стимулов, а неизвестные лица либо вещи время от времени вызывают страх из-за собственной новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции либо неимения стимула в ожидаемом месте и во времени как установленный разряд новоиспеченого катализатора. Любые ситуации, грозящие значимой части членов вида в течение долгого времени, считаются эволюционно выработанными сигналами угрозы[7].

Боулби считал одиночество более глубокой и принципиальной предпосылкой страха. Он еще продемонстрировал остальные естественные стимулы страха, к примеру, внезапные конфигурации стимуляции пугают значительно сильнее, если они возникают на фоне одиночества.

Культурные детерминанты страха.

Культурные детерминанты страха практически считаются итогом научения. Так, в том числе и негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх.

Боулби считает, что почти все культурные детерминанты страха могут при ближнем рассмотрении быть связанными с естественными детерминантами, замаскированными разными формами неверного истолкования, рационализации либо проекции. Боязнь грабителей, к примеру, либо приведений, может быть рационализацией страха темноты, ужас перед попаданием молнии рационализацией страха грома. Неувязка дифференциации страха от остальных чувств.

Наиболее кропотливый анализ проблемы разрешено найти у Боулби. Он перечисляет перечень наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его воззрению, можно разглядывать, как указатели страха. «Они включают усмотрительное всматривание в сочетании с угнетением перемещений, напуганное представление лица, а еще поиском контакта с кем-либо». Боулби предложил 4 основания для соединения разных форм поведения в поведенческий синдром страха: а) почти все, если не все, проявления страха имеет тенденцию появляться сразу либо последовательно, б) действия, которые вызывают 1 из них, обычно вызывают и остальные, в) большая часть из них, если не все, исполняют единую биологическую функцию охраны, г) при самоотчёте испытуемые показывают на них, как на изображение страха. Желания и гомеостатические процессы как предпосылки страха.