Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы страха
1.1.Определение страха и причины его появления
1.2.Классификация страхов, детерминанты страха
1.3.Проявление страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
2.1. Программа коррекционной работы с детскими страхами.
2.2. Методики и методы исследования страхов у детей дошкольного возраста
2.3. Результаты исследования влияния коррекционной работы психолога совместно с родителями
Саша Л. |
+ |
+ |
+ |
Света М. |
+ |
+ |
+ |
Раушан Н. |
+ |
Юра Б. |
+ |
Таня Б. |
+ |
Люда К. |
+ |
Лиля С. |
+ |
Юля Ч. |
+ |
На основании данных таблицы составляется график страхов детей.
Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.
Как видно из диаграммы, прослеживается положительная динамика уменьшения количества страхов у детей.
2.3. Результаты исследования влияния коррекционной работы психолога совместно с родителями
Диагностика количества страхов (м. «Страхи в домиках» м. Панфиловой.)
Анализ динамики уменьшения численности страхов в экспериментальной группе после коррекционной работы специалиста по психологии вместе с родителями и в контрольной группе после коррекционной работы специалиста по психологии[21].
Предоставленный способ на входе в систему коррекционной работы экспериментальной и контрольной группах предоставил следующие итоги:
Таблица 7
Динамика уменьшения количества страхов на входе и выходе из системы коррекционной работы
Схема №1 Экспериментальная группа Кол - во страхов на входе и выходе: |
Схема №2 Контрольная группа Кол - во страхов на входе и выходе: |
1. Вика – 14 – 12 2. Айдар – 21 – 16 3. Алия – 15 – 11 4. Анд рей – 16 – 13 |
1. Руслан – 15 – 14 2. Лиля – 14 – 12 3. Раушан – 19 – 16 4. Риназ – 20 – 18 |
Как демонстрируют выставленные данные, среднее снижение количества страхов в экспериментальной группе составляет 21%. Анализ подобранных данных указывает положительную динамику понижения страха, последующие характеристики отображают данные тенденции: 15% 24% 27% 19% среднее – 21%
В контрольной группе можно установить незначительные тенденции положительной динамики среднее снижение страха равно 12%, судя по показателям: 7% 14% 16% 10% среднее – 12%
Следственно, в экспериментальной группе для индивида отличительны новообразования, детерминируемые коррекционной работой специалиста по психологии и родителей. У детей не наблюдается становления невроза и тревожности в характере, так как количество страха не превосходит норму у мальчиков – 14 и у девочек – 16 страхов. Понижение количества страхов соединено с наиболее критичным подходом родителей к собственным взаимоотношениям с детьми, своим страхам и тревогам, известно, что с основной массой страхов детей могут совладать лишь родители[22].
В контрольной группе у детей отмечается наибольшее количество страхов и имеется характеристики, которые показывают на присутствие невроза у малыша.
Таковым образом, роль родителей в коррекционной работе специалиста по психологии с детьми самым существенным образом воздействует на процессе устранения страхов.
Заключение
В современных цивилизациях есть всё более растущее количество объектов, событий, критериев, ситуации, которые страшат либо потенциально могут быть устрашающими. Возможно, именно этим можно разъяснить тот прецедент, что страх считается предметом научного изучения, знаний, чаще, чем какая-либо иная эмоция.
Страх - эмоция, которая может появиться в любом возрастном периоде.
Изучения, которые были проведены, подтверждают:
Что в младшем школьном и, в особенности в дошкольном возрасте страхи более успешно подвергаются психологическому действию, так как они во многом носят возрастной переходящий характер.
В работе с детьми при устранении страхов, нужно придавать огромный смысл отношениям родителей и детей. Они существенным образом сказываются на процессе устранения страха. Нужно функциональное участие родителей в коррекционной работе с детьми.
Тест итогов исследования показывает:
1. В момент поступления в среднее учебное заведение у детей имеется уменьшение страхов, что как раз обусловлено новым убеждением школьника, уменьшающей как эгоцентрическую направленность личности, так и интуитивно опосредованные формы страха. Однако, тем не менее, для детей 7 лет отличителен довольно высокий уровень тревожности и опаски перед поступлением в среднее учебное заведение.
Работая с беспокойными детьми, надлежит учесть их особенное, специфичное отношение к успеху, неуспеху, оценке и итогу. Тревожные дети очень чувствительны к итогам своей деятельности, опасаются и избегают неуспеха. Им совсем трудно поставить итоги собственной деятельности, они не могут сами разрешить, верно сделали что-либо, а ожидают данной оценки от взрослого.
Довольно высокая степень тревожности характерна для периода поступления в среднее учебное заведение, в особенности первых месяцев учёбы. Но, после адаптационного периода, который длится традиционно в 1 и 2-ой четверти состояние меняется. Эмоциональное настроение стабилизируется.
2. Совместная коррекционная работа специалиста по психологии и родителей воздействует не лишь на процессе устранения страха у малыша, однако и положительно воздействует на взаимоотношения родителей и детей. Основной причиной, мешающей освобождению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое положение самих родителей и конфликты в семье. В данном случае нужно подготовительное содействие самим родителям и часто всей семье в целом. Лишь после этого имеет значение проведение занятий на преодоления страхов детьми.
Почти все страхи в подростковом возрасте считаются развитием раннее предыдущих страхов и тревог. Потому чем ранее начата работа по преодолению и предостережению страхов, тем больше возможность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическое, родительское и мед. содействие будет оказано в дошкольном возрасте, можно полагать на результат предупреждения становления психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.
Потому, беря во внимание все выше сказанное, нужно отметить последующие главные характеристики в работе с детскими страхами:
Чтоб существенно понизить беспокойность малыша перед поступлением в среднее учебное заведение и в 1-ые месяцы обучения нужно преподавателям и родителям обеспечить настоящий успех малыша, в какой либо деятельности. Нужен щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
Преподавателям и родителям, решившим посодействовать детям, освободиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, предложенные во второй главе.
Для того чтоб повлиять на ребенка и посодействовать ему освободиться от страхов, родителям нужно еще знать, что такое страх, какую функцию он исполняет, как появляется и развивается, что более всего опасаются дети и отчего, как предотвратить страхи у детей и что предпринять, если они уже присутствуют.
Преподавателю-специалисту по психологии, прежде чем проводить коррекционные занятия с беспокойными детьми, нужно корректировать нарушения семейных взаимоотношений и неадекватного обучения детей.
С целью предостережения появления неврозов у детей, нужны положительные перемены в жизни самого малыша и семьи.
Подтверждая начальную гипотезу, что сами родители при желании могут посодействовать детям, вовремя преодолевать страхи еще не перешедшие в нерешительность и неврозы. Более действенной формой устранения страхов ребенка следует считать общую работу преподавателя-специалиста по психологии и родителей
Детские страхи заслуживают самого внимательного исследования и как можно более раннего устранения с целью предостережения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности малыша.
Библиография
-
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 2012.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2009, 400 с.
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В В Старовойтова – 2е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с.
- Гонкова–Ямпольская Р.В., Черток Т.Л. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста -М., 1987. -180с.
- Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 174 с.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 – 310 с.
- Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 467 с.
- Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – Спб.: Речь, Сфера, 2008. – 245с.
- Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция.- М., 2013.
- Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. – М., «Школа-Пресс», 1996. – 220с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми - СПб: Изд-во Речь, 2000. – 305с.
- Овчарова Р.В. "Практическая психология" – М., Т.Ц. "Сфера",1996г.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психологии. Пер. с англ., п/ред. Березина Ф.Б., Спиркиной Е.А., Соколовой Е.Д. – М., независимая фирма «Класс», 2007 – 334 с.
- Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: ЧеРо, 2002. - 629 с.
- Росс. А. Наши дети – наши проблемы [Текст] / А Росс: Уч. Пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
- Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
- Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.
- Фурманов И.А. Детская и подростковая агрессивность: аффективно-динамический подход // Психология. Пермь. – 2007. - №13. с 12.
-
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В В Старовойтова – 2е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с. ↑
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2009, 400 с. ↑
-
Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция.- М., 2013. ↑
-
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В В Старовойтова – 2е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с. ↑
-
Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция.- М., 2013. ↑
-
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В В Старовойтова – 2е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с. ↑
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2009, 400 с. ↑
-
Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция.- М., 2013. ↑
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2009, 400 с. ↑
-
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психологии. Пер. с англ., п/ред. Березина Ф.Б., Спиркиной Е.А., Соколовой Е.Д. – М., независимая фирма «Класс», 2007 – 334 с. ↑
-
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В В Старовойтова – 2е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с. ↑
-
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психологии. Пер. с англ., п/ред. Березина Ф.Б., Спиркиной Е.А., Соколовой Е.Д. – М., независимая фирма «Класс», 2007 – 334 с. ↑
-
Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция.- М., 2013. ↑
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2009, 400 с. ↑
-
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 – 310 с. ↑
-
Гонкова–Ямпольская Р.В., Черток Т.Л. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста -М., 1987. -180с. ↑
-
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 – 310 с. ↑
-
Гонкова–Ямпольская Р.В., Черток Т.Л. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста -М., 1987. -180с. ↑
-
Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 467 с. ↑
-
Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 467 с. ↑
-
Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 467 с. ↑
-
Росс. А. Наши дети – наши проблемы [Текст] / А Росс: Уч. Пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. ↑