Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы страха
1.1.Определение страха и причины его появления
1.2.Классификация страхов, детерминанты страха
1.3.Проявление страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
2.1. Программа коррекционной работы с детскими страхами.
2.2. Методики и методы исследования страхов у детей дошкольного возраста
2.3. Результаты исследования влияния коррекционной работы психолога совместно с родителями
Желание и сохранение гомеостазиса составляют наименее принципиальный класс обстоятельств страха. Желание становится принципиальным, когда оно растет до такой степени, что начинает указывать о конкретном недостатке и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев вызванной впечатлением считается страх.
Как указывалось выше, боль, вне зависимости от ее обстоятельств, может вызвать страх. Страх может увеличивать боль, однако он может еще активизировать реакции, связанные с освобождением от предстоящей боли.
Остальные эмоции как предпосылки страха.
В принципе неважно, какое чувство может вызвать страх. Схожесть нейрофизиологических устройств с эмоцией страха приводит к тому, что они нередко считаются активаторами. Концепция дифференциальных чувств интерпретирует конфликтное поведение как итог поведения между страхом и интересом.
Когнитивные процессы.
Предполагают собой более совместный вид обстоятельств страха. К примеру, страх какого-либо конкретного объекта может быть вызван мысленным воссозданием в памяти либо антиципацией. Прошлое либо предвидение страха само по себе считается необходимым для того, чтоб вызвать страх[8].
1.3.Проявление страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Страхи бывают возрастные и невротические.
Возрастные страхи отмечаются у чувственно восприимчивых детей как отражение особенностей их психического и личного становления. Появляются они, как правило, под действием последующих причин: присутствие страхов у родителей; беспокойность в отношениях с ребёнком; лишнее предохранение его от угроз и изоляция от общения со ровесниками, огромное количество запретов со стороны родителя того же пола либо совершенное предоставление свободы ребёнку родителем иного пола, а этак же бессчетные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие способности для ролевой идентификации с родителем того же пола, в большей степени у мальчиков; психические травмы типа испуга; непрерывно испытываемые мамой сердито-психические перегрузки вследствие принужденной либо преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчишки и девчонки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Совсем чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным взаимоотношениям родителей. Если они наблюдают, что родители нередко бранятся, ругаются, то количество данных страхов больше, чем когда отношения хорошие. Возраст родителей еще имеет существенный смысл для возникновения беспокойства детей. У молодых веселых родителей, дети наименее расположены к проявлениям беспокойства и волнения. У «пожилых» родителей (30 –35 лет) дети наиболее беспокойны. Впитывая, как губочка, тревогу родителей, они рано замечают симптомы беспокойства, приводящего их другой раз к нерешительности в себе[9].
Возрастные проявления страхов у детей. Взросление детей сопровождается происхождением тех либо других фобий на конкретном возрастном этапе. Эти ужасы считаются нормой, не считая того, они подготавливают маленького человечка к находящейся вокруг реальности[10].
От 0 - 6 месяцев. Ребенок пугается внезапных перемещений, громких звуков, упавших вещей, отсутствия матери и внезапных смен в ее настроении.
7 месяцев – 1 год. Страх вызывают наиболее различные звуки (гудение пылесоса, звучные мелодии), незнакомцы, нежданные ситуации, замена окружающей обстановки.
1-2 года. К предшествующим страхам прибавляется опасность в получении травмы, которая связана с новыми двигательными умениями. В данном возрасте очень силен страх разлуки с матерью и отцом, потому специалисты по психологии не рекомендуют отправлять таковых маленьких деток в детский сад.
2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми так же сохранена, прибавляется страх психологического отторжения с их стороны. Малыш может опасаться естественных явлений (грозы, молнии, грома). Может быть возникновение ночных страхов.
3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (собственной и родителей), в итоге появляются страхи перед заболеваниями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
5-7 лет. Старшие дошкольники опасаются оставаться в одиночестве, у них возникают страхи пред монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализоваться так именуемые школьные фобии, которые соединены с поступлением в 1-ый класс.
7-8 лет. Малыш боится опозданий на хороший урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских укоров. Боязнь одиночества модифицируется в ужас неприятия со стороны ровесников. Дети начинают опасаться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф[11].
Страх, как тень, преследовал человека еще с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, непрерывно подвергавшегося опасностям. Однако его страх имел инстинктивную природу, появлялся в конкретной угрозе для жизни, как самого человека, так и его наиближайшего окружения. Страх – обязательное звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком небезопасные для жизни безрассудные и импульсивные деяния.
Ребёнок первых лет жизни опасается только нового и неизвестного, одушевляет вещи и сказочные персонажи, боится неизвестных животных и верит, что его родители станут жить вечно. У маленьких деток всё действительно, следственно, их страхи носят реальный характер. Бабушка Яга – это живое существо, обитающее где-то вблизи. Лишь равномерно у детей формируется объективный характер представлений, когда они учатся распознавать собственные чувства, управляться с собственными эмоциями и мыслить отвлеченно - логически.
Во многих цивилизациях дети в собственном развитии чувствуют ряд страхов.
Биологические предпосылки. Содействуют происхождению страха некие типологические характеристики высшей нервной деятельности. Это чувственная аффектация и сплетенная с ней восприимчивость. Повышенная восприимчивость таких людей выражается в их психологической ранимости и уязвимости, когда они «всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не расположены к внешнему, открытому выражению собственных эмоций и переживаний – они « всё держат в себе»[12].
Большая часть детей проходят в собственном психическом развитии несколько возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все данные страхи носят переходящий характер, однако они способны оживлять подобные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это более обычный психический путь передачи страхов. Возможность появления страхов у детей всегда больше при наличии их у родителей, в особенности, если на лицо общие характеристики высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними есть тесный эмоциональный контакт. Большая часть страхов передаются ребятам неосознанно, однако некие страхи, точнее опасения, могут внушаться детям в навязываемой системе ценностных ориентаций. Таким образом, наследуются не сами страхи, а некие единые характеристики реагирования.
Невротические страхи. Характеризуются большей психологической интенсивностью и напряжённостью; долгим течением либо постоянством; негативным воздействием на создание характера и личности; избеганием объекта страха, а так же только нового и безызвестного; условной трудностью устранения страхов.
Невротические страхи могут быть итогом долгих и неразрешимых переживаний. Чаще всего опасаются подобным образом восприимчивые, испытывающие чувственные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё понятие о себе искажено чувственными переживаниями в семье либо инцидентами. Данные детки не могут надеяться на взрослых как источник сохранности, престижа и любви[13].
Вывод:
Итак, мы видим, что страх отображается практически на всех сферах жизнедеятельности малыша, заметно портя его настроение и осложняя дела с окружающими людьми. Результаты страхов разнородны, и по созданию, нет ни одной психической функции, которая не имела возможность бы претерпеть неблагоприятные конфигурации. В первую очередь данное относится к психологической сфере, когда страх пропитывает все ощущения беспокойной окраской.
В младшем школьном, и в особенности в дошкольном возрасте страхи более удачно подвергаются психологическому действию, так как они пока больше обусловлены чувствами, чем характером, и носят возрастной переходящий характер.
Если в данном возрасте не произойдет формирование умений расценивать собственные действия с точки зрения соц. предписаний, то в предстоящем это будет весьма тяжело сделать, так как упущено благоприятное время для формирования ощущения ответственности.
Для того чтоб повлиять на малыша и посодействовать ему освободиться от страхов, родителям нужно еще знать, что это страх, какую функцию он исполняет, как появляется и развивается, чего больше всего опасаются дети и отчего, как предотвратить страхи у детей и что предпринять, если они уже присутствуют.
Глава II. Исследование влияния психокоррекционной работы, проводимой психологом совместно с родителями.
2.1. Программа коррекционной работы с детскими страхами.
Условия устранения страха. Успешность уничтожения страхов находится в зависимости от познания обстоятельств и особенностей психического становления. Механизмы становления страхов смешиваются меж собой, образуя их трудно мотивированную структуру. Страхи, появляющиеся в итоге эмоционального заражения либо предложения, устраняются не лишь воздействием на малыша, однако и в итоге конфигурации неадекватно сложившихся взаимоотношений родителей. Личностно-обусловленные страхи могут быть устранены и предложением помощи конкретно детям, в то время как ситуационные страхи требуют сочетанного расклада. Во всех вариантах целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Сознание эмоций и желаний детей, их внутреннего мира, а еще позитивный пример родителей создают нужные предпосылки для удачного устранения страхов. Невозможно обвинять, а тем наиболее ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беспомощный и несчастный, поскольку во всем он находится в зависимости от родителей, несущих индивидуальную ответственность за его настроение и дееспособность противостоять внутренним и внешним угрозам.
Решиться посодействовать детям, полностью освободиться от ужаса – взять функциональное участие в их жизни. Для лучшего действия на страхи, необходимо, прежде всего, определить контакт с детьми, подразумевающий доверительное отношение как ограничение становления творческих способностей и веры в себя.
Отправная точка любого психотерапевтического действия – принятие эмоций и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что дозволяет индивидуализировать действия на ребенка и сделать его наиболее результативным[14].
Абсолютной причиной считается терпение при труде с детьми по уничтожению страхов, так как не всегда получается добиться незамедлительных результатов.
Основной причиной, мешающей избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое положение самих родителей и конфликты в семье.
Коррекция страхов у детей дошкольного возраста. Для устранения страхов у детей мы использовали составляющие способа А.И. Захарова. В собственной методике он дает рисование и игру, как средство устранения страхов. Неотъемлемым условием он считает роль родителей в коррекционной работе, и веру психолога в действенность используемого метода устранения страхов[15].
I шагом в его системе считается диагностика, рисования страхов.
II шагом – конкретно-ролевая психологически нацеленная игра.
III шагом – психологическая коррекция в виде ролевых игр-драматизаций[16].
Внедрение игры для преодоления ужаса по А.И. Захарову.
Предлагаемые конкретно-ролевые игры для устранения страхов издавна известны. Это игры, в которые играют дети, игрались их родители.
А.И. Захаров в собственной системе сгруппировал и отшлифовал их, как природное лекарство активизации жизненных сил ребенка[17].
Цель психологически нацеленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и ужаса, возникающих в темноте, в закрытом месте, при неожиданном действии и попадании в новую обстановку общения. Одновременно это предостережение нерешительности в себе и робости или их коррекция. Ведутся игры вместе с родителями.
Таблица 1
Комплекс игр
п/п |
Название игры |
Коррекционная направленность игры |