Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации в управлении
1.1 Обоснование сущности и принципов мотивации персонала предприятий
1.2 Теории мотивации по Абрахаму Маслоу
Положительные стороны пирамиды Маслоу
Глава 2 Анализ мотивации персонала в ресторане «Пеликан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ресторана «Пеликан»
2.2 Анализ состава и структуры персонала
2.3 Анализ мотивации персонала в ресторане «Пеликан»
Глава 3 Разработка проекта по совершенствованию системы мотивации и оплаты труда ООО «Ресторатор»
Для того чтобы оценивать работников за выполнение либо не выполнения данных показателей необходимо разработать критерии оценки и сформировать стоимость за выполнение либо не выполнения данных показателей.
Разработка критерий оценки и стоимости за выполнения или не выполнения определенных показателей.
Критерии оценки будут разрабатываться в баллах, т.е. в организации ООО «Ресторатор» будет внедрена бальная система оценок.
Суть системы: за выполнение или не выполнения определенного показателя, каждому работнику начисляются баллы, затем в конце месяца эти баллы суммируются, сверяются с заранее разработанными нормативами и выноситься результат поощрять либо наказывать работника и на какую сумму (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Балльная система оценок за выполнения определенных показателей.
Показатели |
Оценка за выполнения |
Выполнение дневной работы в установленный срок и с необходимым качеством |
3 балла |
Экономия материальных ресурсов |
6-8 баллов |
Экономия рабочего времени |
8-10 баллов |
Соблюдение правил и отсутствие замечаний по технике безопасности, а также культуры производства, обслуживания на рабочих местах |
1 балл |
Выполнение дневной работы в установленный срок и с необходимым качеством оценивается тремя баллами, соблюдение правил и отсутствие замечаний по технике безопасности, а также культуры производства и обслуживания на рабочих местах оценивается в 1 балл. В случае выполнения всех дневных работ качественно и в установленный срок, а так же соблюдая все правила по технике безопасности и культуры производства и обслуживания, к концу месяца сумма баллов составит около 85 баллов. Что позволит работникам в конце месяца получить поощрения в размере от 5 000 рублей (при самой низкой квалификации работника). Выполнение данных показателей является самым важным в работе организации, так как главная задача организации удовлетворять потребности клиентов, выполнять заказы качественно и в срок.
Экономия материальных ресурсов, здесь устанавливается градация от 6 до 8 баллов, в зависимости от значимости экономии. Экономия материалов, сырья от 5000-7000 рублей оценивается в 5 баллов, от 6000-8000 рублей в 6 баллов, более 9000 рублей в 8 баллов. Данный показатель оценивается более высоко, так как перевыполнения показателя возможно не более двух, трех раз в месяц, вследствие немалой суммы экономии материалов указанной в градации. Данный показатель является наименее важным для организации (так как в цели организации входит выполнение работы качественно и в кратчайшие сроки, а не с минимальными затратами). В случае экономии материальных ресурсов, организация экономит денежные средства на покупку данных ресурсов, следовательно, это оценивается, поощряется, но не является важнейшей задачей в работе организации.
Экономия рабочего времени оценивается по градации от 8 –10, в зависимости от сроков экономии:
- 25% от 100% экономии рабочего времени начисляется 8 баллов;
- 50% от 100% экономии рабочего времени начисляется 10 баллов;
Балльная система оценок создана, далее необходимо создать нормативы, по которым будут сверять сумму баллов, набранную определенным работникам в течения месяца, и определить стоимость за каждый норматив (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Размер поощрений по итогам работы работника за месяц
Нормативы |
Размер поощрений |
Свыше 150 баллов |
100 % от базовой заработной платы |
96-100 баллов |
50% от базовой заработной платы |
89-95 баллов |
35% от базовой заработной платы |
85-90 баллов |
20 % от базовой заработной платы |
В случае если работник набрал более 150 баллов, в стоимостном выражении сумма будет составлять от 8000 рублей (при самой низкой квалификации работника). Данное количество баллов означает, что работник в течение месяца выполнял, перевыполнял все показатели, а, следовательно, означает за месяц, принес максимум прибыли организации.
Набрав от 85-90 баллов, размер поощрения составляет минимум, так как сумма баллов от 85-90 означает, что перевыполнение показателей за данным работником не наблюдалось. Работник строго выполнял свои обязанности, за что сумма поощрений составит от 2800 рублей (при самой низкой квалификации работника).
Таблица 3.3 – Размер поощрений по итогам работы работника за год.
Нормативы |
Размер поощрений |
Свыше 1 650 баллов |
Поездка за границу (либо денежный эквивалент) |
1 045-1 100 баллов |
20000 рублей |
990-1 034 баллов |
10000 рублей |
935-979 баллов |
5000 рублей |
В случае если работник в течение года набрал свыше 1 650 баллов, это может говорить о том, что работник строго выполнял свои обязанности при этом, выполнял показатели быстрее, экономя материальные ресурсы и время. Следовательно, это говорит о том, что работник за год принес максимум прибыли для организации, а соответственно заслуживает соответственного отдыха или по желанию получить вознаграждение в сумме 30000 рублей.
Набрав от 935-979 баллов, размер поощрения составляет минимум, так как данная сумма баллов означает, что перевыполнение показателей за данным работником не наблюдалось. Работник строго выполнял свои обязанности в течение года, вследствие чего работнику помимо поощрений за месяц полагается поощрения за год в размере 5000 рублей. Выполнив свои обязанности в срок и надлежащим качеством работник, позволил организации повысить свою репутацию перед клиентами. Что сделало организацию наиболее конкурентно способной и позволило удержать постоянных потребителей. За невыполнение показателей необходимо установить штрафы.
Таблица 3.4 – Штрафы за не выполнения определенных показателей.
Показатели |
Оценка за не выполнения, руб. |
Не выполнение дневной работы в установленный срок по вине работника |
2000 |
Некачественное выполнение работы |
2000 |
Нарушение трудовой дисциплины |
1000-2500 |
Низкий уровень культуры |
500 |
Не соблюдение правил техники безопасности. |
1000 |
Низкий уровень культуры, на данный показатель налагается минимальный штраф так как, в случае нарушения данного показателя затрат организация не несет, но данный показатель влияет на состояние социально – психологической атмосферы в организации.
Несоблюдение правил техники безопасности оценивается в 1000 рублей штрафа, так как от несоблюдения данного показателя зависит жизнь и здоровье людей. Следовательно, штраф более чем за невыполнения предыдущего показателей, он налагается для того, чтобы работник, заплатив один раз, штраф понял, что в случае повторение поведения, штраф повторится, а в худшем случае, последует увольнение.
Не выполнение дневной работы в установленный срок по вине работника, а также некачественное выполнение работы оценивается в 2000 рублей, так как это средняя сумма затрат которые понесет организация, в связи с простоем либо некачественным выполнением дневной работы. Сумма в 2000 рублей служит для работников предупреждающий, так как в случае повторение поведения штраф повториться, а за штрафом может последовать увольнение.
Нарушение трудовой дисциплины оценивается по градации от 1000-2500 рублей, в зависимости от вида нарушений:
- отсутствие работника без уважительных причин на рабочем месте в пределах трех часов в течение рабочего дня, а также нахождение без уважительных причин не на своем рабочем месте, в другом помещении либо на территории организации, где он должен выполнять трудовые функции, штраф в размере 1 000 рублей. Это средняя сумма затрат, которые понесет организация, в связи с отсутствием работника в пределах трех часов на рабочем месте.
- невыход на рабочее место, штраф в размере 2500 рублей, так как не выход на свое рабочее место означает не выполнение дневной работы в установленный срок.
Штрафы суммируются в течение месяца, и в конце месяца вычитывается итоговая сумма из премиальной части заработной платы. В случае если таковой нет, то сумма штрафа переносится на следующий месяц. В случае если сумма штрафа более, чем сумма поощрений, то оставшаяся сумма так же переноситься на следующий месяц, либо принимается решение об увольнении.
Более 3 нарушений одним работником принимается решение об увольнении либо о строгом выговоре определенного работника.
Для бригадиров трех бригад так же применяется разработанная балльная система оценок, а так же система штрафов, отличие лишь в том, что оценка зависит от работы всего коллектива смены.
В случае если за месяц сумма баллов всего коллектива смены составила:
- Более 2 250 баллов размер поощрений составит 20000 рублей (равен среднему размеру поощрения одного работника);
- От 1 440-1 500 баллов размер поощрений составит 15000 рублей;
- От 1 365- 1425 баллов размер поощрений составит 10000 рублей;
- От 1 275-1 350 баллов размер поощрений составит 500 рублей.
По такой же схеме бригадиры поощряются по итогам работы за год.
В случае если за год сумма баллов всей бригады составила:
- Более 24 750 баллов бригадир, так же как и работники награждается поездкой за границу или денежным вознаграждением;
- От 15 675-16 500 баллов размер поощрений составит 20000 рублей;
- От 14850-15510 баллов размер поощрений составит 10000 рублей;
- От 14 025-14 685 баллов размер поощрений составит 5000 рублей.
Штрафы имеют несколько другую схему. В конце месяца с администратора и бригадира взимается 10% от суммы штрафа всех работников их подразделений.
В случае, если обнаружиться несоответствие суммы штрафа с реальными затратами понесенные фирмой по вине работника, бригадира и администратора лишают премии за 3 месяца или принимают решение об увольнении.
Данная система поощрений и наказаний применяется для бригадиров и администраторов, для того, чтобы бригадир и администратор четко и строго следил за качественным и своевременным выполнением всеми членами бригады своих обязанностей. Соответственно от работы всей бригады зависит размер поощрений и наказаний бригадира и администратора.
Показатели, оценки за выполнения или не выполнения, а так же нормативы и размеры поощрений созданы. Система поощрений разработана. Далее необходимо назначить ответственного который проинформирует сотрудников о введений системы поощрений, а так же проконтролирует, чтобы все сотрудники изучили ее и приступили к исполнению.
Информирование работников о введение программы поощрительной оплаты труда.
Информированием сотрудников будет заниматься директор ООО «Ресторатор». Информирование будет проходить таким путем: директор устраивает собрание для всего коллектива ООО «Ресторатор». Присутствие в строго обязательном порядке, на собрании генеральный директор расскажет о введении программы поощрительной оплаты труда. Расскажет четко всю систему программы поощрительной оплаты, объяснит все нюансы и ответит на вопросы работников, в случае не понимания каких либо моментов. Затем раздаст всем работникам положения о премировании (Приложение А), в двух экземплярах, они в течение двух дней должны его изучить и поставить подпись и отдать один экземпляр администратору либо бригадиру поваров, а один оставить себе.
Для успешного функционирования новой программы поощрительной оплаты труда, необходимо разработать четкую схему, как и кто, будет отслеживать выполнения либо не выполнения определенных показателей, подсчитывать баллы и начислять размер поощрений (Приложение Б).
Анализируя Приложение Б видно, что шеф повар дает задания бригадиру, что в какой срок должен предоставить ему бригадир. Бригадир в свою очередь распределяет обязанности между своей бригадой, выполнив свои обязанности, каждый работник должен отчитаться перед бригадиром. Бригадир проверяет качество выполнения, срок выполнение работы, соблюдал ли технику безопасности данный работник, какое количество продуктов использовал и т.д. и выносит определенное количество баллов, ставит оценку, а работник в свою очередь в случае согласия с оценкой расписывается в ведомости о начислении поощрений, в случае несогласия, обращается к шеф-повару. Шеф повар перепроверяет все выполненные показатели и принимает решение о количестве баллов, в случае изменение оценки, доводит причины до работника и бригадира. Затем в конце месяца бригадир передает ведомость шеф-повару, шеф-повар проверяет правильность заполнения, сходится ли все данные с результатом, и суммирует баллы. Затем передает директоры, тот либо утверждает ведомость, выносит сумму поощрений работникам и бригадиру и передает ее в бухгалтерию, либо вносит корректировки, оповестив об этом работника и бригадира, и так же передает в бухгалтерию. Бухгалтерия в свою очередь начисляют, и выдают работнику и бригадиру его заработную плату и поощрительную оплату его труда.
Далее рассмотрим схему наказаний за невыполнения своих обязанностей (Приложение В).
Анализируя Приложение В видно, что бригадир в случае обнаружения показателей, за которые начисляются штрафы, (приложении А) отмечает их в ведомости, вписывая сумму штрафа. Работник в свою очередь в случае согласия с суммой расписывается в ведомости о начислении штрафов, в случае несогласия, обращается к шеф-повару(администратору), шеф-повар(администратор) перепроверяет все показатели и принимает решение о сумме штрафа, в случае изменения суммы доводит причины до работника и бригадира. Затем в конце месяца бригадир передает ведомость шеф-повару. Шеф-повар проверяет правильность заполнения, сходится ли все данные, и суммирует штрафы работников, и высчитывает сумму штрафа, наложенную на бригадира, затем передает директору. Директор либо утверждает ведомость, выносит сумму наказаний работнику и бригадиру и передает ее в бухгалтерию, либо вносит корректировки, оповестив об этом работника и бригадира, и так же передает в бухгалтерию. Бухгалтерия в свою очередь изымает из премиальной части заработной платы раьботника и бригадира размер штрафа указанный в ведомости.