Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации в управлении
1.1 Обоснование сущности и принципов мотивации персонала предприятий
1.2 Теории мотивации по Абрахаму Маслоу
Положительные стороны пирамиды Маслоу
Глава 2 Анализ мотивации персонала в ресторане «Пеликан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ресторана «Пеликан»
2.2 Анализ состава и структуры персонала
2.3 Анализ мотивации персонала в ресторане «Пеликан»
Глава 3 Разработка проекта по совершенствованию системы мотивации и оплаты труда ООО «Ресторатор»
Возможность роста;
Корпоративная культура.
Поэтому мы считаем, что важным принципом формирования системы мотивации выступает принцип учета сферы или сектора экономики
1.2 Теории мотивации по Абрахаму Маслоу
Теория мотивации оп Абрахаму Маслоу, тщательно описанная в его трудах «Мотивация и Личность», нашла широкое применение в сфере управления персонала, в искусстве продвижения товаров, в психологии.
Любопытно то, что в свое время, когда сам автор презентовал свое видение на движущие силы в каждом человеке – его теория воспринялись интеллектуальной элитой в штыки. Однозначного мнения до сих пор нет. Кто-то, теорию мотивации по Маслоу ставит краеугольным камнем в своей практической деятельности, а кто-то до сих пор не доверяет ей.
Краткая суть данной теории изложена в статье: пирамида потребностей по Маслоу, ниже можете скачать оригинал «Мотивация и личность», в котором вы ни разу не встретите само даже слово «Пирамида» (но мысли о иерархии потребностей – прослеживается весьма наглядно). Автор уделил 16 лет на изучение потребностей человека, несмотря на всеобщую критику авторитетов в области психологии, и несколько раз переосмысливал свои труды.
По этому сделать ужимку, консистенцию из его трудов, и все это сжать в одну статью – очень сложно.
Для визуального представления его теории и понимания сути — достаточно понять его сверх краткую версию в виде пирамиды.
Пирамида потребностей Маслоу — визуальное представление потребностей человека в образе иерархической пирамиды. Основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической стихологии.
Основная мысль теории пирамиды А. Маслоу:
- Каждая ступень это уровень потребности.
- Более повышенная потребность находиться — ниже, а менее выраженная — выше.
- Нельзя удовлетворить вышестоящею потребность не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящею.
- По мере удовлетворения потребностей – смещаются желания — потребности человека на уровень, ступень, выше.
Рис. 1.1 – Пирамида Маслоу
Описание пирамиды потребностей Маслоу:
- Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)
- Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
- Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства)
- Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.
- Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать)
- Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).
- Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека).
Очень легко охарактеризовать самую основную потребность, так же легко ее удовлетворить. Ведь любой ответит, что сделать, чтоб человек был сыт. Но по мере роста высоты позиции – ответить, что нужно, чтоб удовлетворить именно эту потребность — становиться все сложнее. К примеру, на ступеньке 4: признание – кому-то нужно завоевать уважение только своих родителей, а кто-то жаждет публичной славы . Уже универсального ответа для каждого не будет.
Положительные стороны пирамиды Маслоу
Она очень популярна – изучают повсеместно в вузах. Ее используют как на производстве – длямотивации персонала (даже для организация рабочего места работника), в торговле (поиск спроса и предложения), в тренингах личностного роста
Она проста и лаконична – ее используют за неимением более удобной теории потребностей.
Она универсальна – подходить для разных социальных организаций.
Она как прототип – ее переработанные «улучшенные» варианты часто встречаются в разных психологических концепциях.
Вообще рассматриваю пирамиду – возникло чувство, что где-то это уже видано.
Сам А. Маслоу упоминал, что переход от одной потребности к другой – это жизнь человека (к 50 годам к 7 ступеньке), но, по моему все еще проще:
1 и 2 ступень (физиология и безопасность): это первые годы младенца – все его потребности ограниченны едой и присутствием мамы.
3 и 4 ступень (социальные потребности и признание): ребенок уже подрос — все внимание вызывает на себя; желает, чтоб с ним уже считались.
5 ступень (познание): период «почемучки».
6 ступень (эстетика): отрочество — понимание, что такое хорошо, а что такое плохо.
7 ступень (Я — самоактулизация): подростковый период – максимализм, поиски – зачем я живу.
Но все же попытаемся, во первых, списком вывести самые важные тезисы из его теории мотивации, во вторых, оглашу очень интересные мысли А. Маслоу.
Теория мотивации по Маслоу
Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями, итак, ниже сами потребности от первостепенных и главенствующих, до высокоуровневых:
1. Физиологические потребности
2. Потребность в безопасности
3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности)
4. Потребность в самоактуализации
5. Потребность в познании и понимании
6. Эстетические потребности
Маслоу: Мотивация и личность, интересные мысли из его трудов
Интересных мыслей довольно много, саму книгу можете скачать ниже. Но самые интересные мысли в контексте блога об успехе стоит озвучить.
Человек никогда не поймет потребности других людей, если сам ранее их никогда не испытывал. (кто вырост в достатке пищи, может быть крайне жесток к бедным людям, испытывающие крайнюю нужду к еде).
Удовлетворив потребность, особенно нижнию, акцент внимания человека смещается к желанию удовлетворить более высокую потребность, при этом к недавно удовлетворенной потребности сам человек может уже испытывать от апатии (равнодушия) до брезгливого отношения (отвращения).
Человек ценит, то что может удовлетворить его насущные потребности, и перестает ценить, что уже удовлетворено, но на каком-то этапе может произойти реверс – возвращение к старой потребности (не ценим, что имеем, а потерявши — плачем)
Все положительные ценности человека (доброта, щедрость, благо, взаимопомощь и т.д.) на самом деле – являются базовыми первостепенными потребностями человека.
Глава 2 Анализ мотивации персонала в ресторане «Пеликан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ресторана «Пеликан»
Ресторан «Пеликан» является объектом прохождения практики.
Ресторан находится по адресу: Российская Федерация, Омская область, Омск г., Иртышская Набережная улица, 12, этаж 3.
Ресторан «Пеликан» - это особый тип предприятия, в котором организация производства широкого ассортимента кулинарной продукции сложного приготовления сочетается с организацией высокого уровня обслуживания.
По типу ресторан «Пеликан» относится к ресторану первого класса. По специализации является пивным рестораном, в котором реализуется широкий ассортимент пива и пивных закусок.
Исследуемое предприятие возглавляет генеральный директор , который назначается общим собранием учредителей ГК ПИР (Рис. 2). Стоит также отметить, что ключевые решения, такие как принятие стратегических целей, контроль за их соблюдением, анализ общих итогов работы и возможная корректировка поставленных целей и задач, могут приниматься как непосредственно самим генеральным директором, общим собранием учредителей, либо общим собранием генерального директора и остальных учредителей.
Собрание учредителей
Директор ООО «Ресторатор»
Кухня
Бухгалтерия
Специалист по закупкам
Помещения для потребителей
Касса
Холодный цех
Горячий цех
Мясорыбный цех
Овощной цех
Суши-цех
Рис.2.1 Структура управления подразделениями
Рассматриваемый ресторан работает ежедневно с 08.00 до 02.00 часов. В связи с этим персонал на предприятии делиться на две бригады, каждая из которых работает по 14 либо по 16 часов, в зависимости от дня недели. Бригады сменяют друг друга через 2 дня. Соответственно на предприятии работает 2 бригады. В соответствии со штатным расписанием на предприятии работают 2 администратора, 2 бармена, 10 официантов, 2 бригадира, 6 поваров горячего цеха, 4 поваров холодного цеха, 2 повара мясорыбного цеха, 4 мойщицы и 2 уборщицы, 2 охранника.
На исследуемом предприятии используется бесцеховая структура управления, с делением производства на участки, возглавляемые бригадирами, которые находятся в подчинении шеф-повару, который в свою очередь подчиняется руководителю предприятия.
Предприятие имеет комбинированную структуру управления, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.
Выполняя по балансу фирмы финансовые оценки в наиболее упрощенном виде, рассмотрим финансовое состояние ООО «Ресторатор» на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Ресторатор» в 2014-2015 годах
Наименование |
2014 г |
2015 г |
изменения |
Темп роста, % |
|||
Сумма, тыс.руб. |
Удель-ный вес, % |
Сум-ма, тыс.руб. |
Удель-ный вес, % |
Абсо-лютное, тыс.руб. |
Отно-сительное, % |
||
Выручка |
131972 |
100,0 |
135358 |
100,0 |
3386 |
0,0 |
102,57 |
Себестоимость |
112598 |
85,3 |
113397 |
83,8 |
799 |
-1,5 |
100,71 |
Валовая прибыль |
19374 |
14,7 |
21961 |
16,2 |
2587 |
1,5 |
113,35 |
Коммерческие расходы |
12825 |
9,7 |
14968 |
11,1 |
2143 |
1,3 |
116,71 |
Управленческие расходы |
2634 |
2,0 |
2827 |
2,1 |
193 |
0,1 |
107,33 |
Прибыль от продаж |
3915 |
3,0 |
4166 |
3,1 |
251 |
0,1 |
106,41 |
Прочие доходы |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
- |
Прочие расходы |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
- |
Прибыль до налогообложения |
3915 |
3,0 |
4166 |
3,1 |
251 |
0,1 |
106,41 |
Чистая прибыль |
3328 |
2,5 |
3541 |
2,6 |
213 |
0,1 |
106,40 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг выросла в 2015г. по сравнению с 2014г. на 3386 тыс.руб. или на 2,57%. При этом себестоимость проданной продукции увеличилась на 799 тыс.руб. или на 0,71%, коммерческие расходы – на 2143 тыс.руб. или на 16,71%, управленческие расходы – на 193 тыс.руб. или на 7,33%. В результате валовая прибыль выросла на 2587 тыс.руб. или на 13,35%, а прибыль от продажи товаров - на 251 тыс.руб. или 6,41%.
Прочей деятельности предприятие не осуществляло. В результате прибыль до налогообложения выросла на 251 тыс.руб. или 6,41%, а чистая прибыль – 213 тыс.руб. или на 6,40%.
В 2014г. себестоимость продукции составляла 85,3% выручки предприятия, а в 2015г. ее удельный вес снизился до 83,8% в связи с тем, что были заключены прямые договора на поставку с предприятиями-производителями. Но при этом доля коммерческих расходов в выручке увеличилась с 9,7% до 11,1%, а в управленческих расходах – с 2,0% до 2,1%.
В результате в выручке предприятия удельный вес прибыли от продажи вырос с 3,17% до 4,47%, а удельный вес прибыли до налогообложения в выручке увеличился с 3,0% до 3,1%, а чистой прибыли – с 2,5% до 2,6%.
2.2 Анализ состава и структуры персонала
Анализ табл. 2.2 позволяет сделать следующие выводы:
- в 2014 году потребность в обеспечении персоналом и фактическая численность сотрудниками не совпадали, т.к. предприятие было не укомплектовано основными производственными работниками в соответствии со штатным расписанием;
Таблица 2.2 - Обеспеченность ООО «Ресторатор» трудовыми ресурсами за 2014-2015 гг.
Категория работников |
Потребность |
Факт |
Абс.изменение |
Темп роста, % |
|
2014 г. |
2015 г. |
||||
Среднесписочная численность персонала, чел. |
28 |
27 |
28 |
1 |
103,70 |
В том числе административные работники, чел. |
8 |
8 |
7 |
-1 |
87,50 |
Производственный и торговый работники, чел |
13 |
12 |
13 |
1 |
108,33 |
Вспомогательные работники, чел. |
7 |
7 |
8 |
1 |
114,29 |