Файл: Лицензионные договоры (1. Общие положения о лицензионном договоре).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о лицензионном договоре
1.1 Правовая природа прав, передаваемых по лицензионному договору
1.2 Понятие лицензионного договора
1.3 Классификация лицензионных договоров
Глава 2. Характеристика лицензионного договора
2.1 Форма и условия лицензионного договора
2.2 Порядок заключения и исполнения лицензионного договора
Одним из возможных рисков, возникающих при заключении и исполнении лицензионного издательского договора, является различное восприятие сущности заключаемого договора, которое обусловлено недостаточной правовой грамотностью автора и давлением на него со стороны лицензиата. Е.Н. Васильева, в частности, отмечает существование порочной тенденции, при которой заключаемые с издательствами договоры, суды квалифицируют не как лицензионные, а как договоры о совместной деятельности.
Неопределённость в распределении обязанностей по такому договору (например, заключать и исполнять договор с типографией) приводит к появлению у автора некоторых иных, помимо непосредственного создания произведения, обязанностей, которые приобретают характер встречных или совместных с издателем действий. В первом случае неисполнение встречных обязанностей дает возможность издателю приостановить исполнение своих обязанностей или даже отказаться от исполнения договора (ст. 328 ГК РФ). Во втором случае издатель вправе применить к автору санкции за нарушение договорных обязанностей и требовать возмещения своих убытков. Итог такой кооперации может быть неутешительный: произведение не издано, а, возможно, и не создано, вознаграждение не получено, более того - существует угроза убытков в связи с нарушением договора .
Прекращение лицензионного договора. Основания и порядок расторжения лицензионных договоров определяются общими положениями об изменении и расторжении договоров. Так, лицензионный договор может быть изменён или расторгнут в следующих случаях:
) по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ) - в той же форме, что и сам договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ);
) по требованию одной из сторон - по решению суда в следующих случаях (п. 2 ст. 450 ГК РФ): 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
) в случае одностороннего отказа - когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (п. Зет.450 ГК РФ).
Во-первых, законодатель определяет возможность отказа от договора:
для лицензиара - при нарушении лицензиатом обязанности уплатить вознаграждение за предоставление права использования произведения науки, литературы или искусства либо объектов смежных прав (п. 4 ст. 1237 ГК РФ);
для лицензиара - при нарушении лицензиатом обязанности начать использование произведения в установленный срок по издательскому лицензионному договору (абз. 1 п. 1 ст. 1287 ГКРФ);
для заказчика (лицензиата) - по истечении льготного срока, предоставленного автору для завершения произведения, а также непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору (п. 3 ст. 1289 ГК РФ).
Во-вторых, установлено, что в случае отсутствия в издательском лицензионном договоре конкретного срока начала использования произведения и неиспользование произведения в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования, такой договор может быть расторгнут лицензиаром по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 450 ГК РФ.
Кроме того, правовая природа исключительных прав обуславливает наличие дополнительных, «специальных» оснований прекращения лицензионных договоров.
Такие основания О. Рузакова делит на два вида: 1) не зависящие от воли сторон и 2) связанные с виновным поведением одной из сторон договора и являющиеся существенным нарушением требований законодательства или условий договора. Последние, в свою очередь, подразделяются на а) нарушения со стороны правообладателя (лицензиара) и б) нарушения со стороны пользователя (лицензиата). Приведём примеры таких оснований:
) Не зависящие от воли сторон:
утрата охраноспособных признаков (может выражаться в признании общественным достоянием, истечении сроков действия исключительного права, аннулировании патента и т.д.);
прекращение юридического лица при отсутствии правопреемников.
) Обусловленные виновным поведением сторон договора и являющиеся существенным нарушением требований законодательства или условий договора:
а) существенные нарушения со стороны лицензиара:
отсутствие исключительных прав в момент их «передачи»;
нарушение в период действия исключительной лицензии условия о недопустимости предоставления аналогичных прав другим лицам;
б) существенные нарушения со стороны лицензиата:
неиспользования объекта (в случае, если такая обязанность предусмотрена, особенно если вознаграждение обусловлено размером дохода, полученного от использования объекта исключительных прав);
непредоставление информации, необходимой для нормальной реализации прав и обязанностей сторон - отчётов лицензиата.
Наконец, необходимо отметить, что отсутствие износа результатов интеллектуальной деятельности в процессе использования и, как следствие, невозможность их уничтожения и повреждения, исключают применение такого основания прекращения договора как гибель объекта правоотношения.
2.3 Ответственность сторон по лицензионному договору
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по лицензионному договору стороны несут ответственность. При рассмотрении данного вопроса мы не будем обращаться к административной и уголовной ответственности, а обратим внимание лишь на некоторые аспекты гражданско-правовой ответственности сторон договора.
Такая ответственность является, прежде всего, договорной, поскольку ей всегда предшествуют договорные правоотношения сторон. Целью же ответственности является восстановление нарушенного права и законных интересов потерпевшей стороны за счёт нарушителя.
Среди особенностей ответственности сторон по лицензионному договору неприменим принцип реального исполнения. Так, например, нельзя принудить автора к созданию произведения, предусмотренного договором авторского заказа, если он этого не сделал вообще либо создал произведение ненадлежащего качества с точки зрения заказчика. Точно также нельзя обязать заказчика произведения использовать его, если качество произведения заказчика не удовлетворяет. Это обусловлено спецификой творческой деятельности, когда возможна так называемая «творческая неудача».
Ответственность лицензиара. Наиболее интересным здесь является вопрос об ответственности автора произведения. Так, отличительной особенностью ответственности автора по лицензионному договору является ограниченность его ответственности суммой реального ущерба, причинённой другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора (ст. 1290 ГК РФ).
Представляется, что такое ограничение установлено законодателем в целях поощрения интеллектуального труда и должно в некоторой мере стимулировать создание произведений и, что более важно, вовлечение их в экономический оборот.
Однако, Е. Наумова в этой связи критикует такой подход законодателя по следующим причинам:
) нарушается принцип равенства сторон договора;
) нарушается принцип свободы договора;
) подобным образом защищаются не столько права автора как творца, сколько его чисто меркантильные интересы;
) права автора и без данной преференции защищены в достаточной мере (сохраняются личные неимущественные права, право отзыва, право следования);
Думается всё же, что опасения Е. Наумовой напрасны, поскольку на стороне лицензиатов, как правило, выступают крупные звукозаписывающие компании и издательства, на защиту интересов которых выделяются огромные средства. Они могут безболезненно пережить отдельные нарушения условий договора со стороны авторов.
Стоит отметить также, что Э.П. Гаврилов считает возможным взыскание с автора неустойки в полном размере даже в случае, если она превышает сумму реального ущерба. Такой вывод он делает из анализа ст. 1290 ГК РФ с учётом того, что в п. 1, в отличие от п. 2, не упоминается об ограничениях, связанных с ее взысканием.
Такую интерпретацию содержания норм закона следует признать несостоятельной, поскольку ст. 330 ГК РФ относит неустойку к мерам ответственности, а п. 1 ст. 1290 ГК РФ содержит ограничение относительно любых мер ответственности.
Ответственность лицензиата. Основания, объём и форма его ответственности определяются конкретным договором, а также некоторыми общими положениями закона.
Так, лицензиат может нести ответственность за нарушение обязанности использовать произведение, если она была установлена договором; за причинение автору убытков (например, в связи с утратой материального носителя произведения); за нарушение целостности произведения и т.д. Эти и другие основания ответственности необходимо прописывать в договоре.
Особый интерес вызывает вопрос об ответственности лицензиата по основаниям, закреплённым непосредственно в ГК РФ. Существенными условиями лицензионного договора, являются:
предмет;
способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации;
цена (если договор возмездный);
По признанию некоторых звукозаписывающих компаний, успеха достигают не более 20 % исполнителей, с которыми они заключают контракты. Деньги же, вложенные в «раскрутку» остальных 80 % не приносят в дальнейшем никаких дивидендов. Однако 20 % успешных музыкантов не только с лихвой окупают все затраты звукозаписывающих лейблов, но и приносят в последующем огромные доходы.
срок (по договору авторского заказа).
При этом срок (в остальных договорах) и территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, являются обязательными условиями лицензионного договора. Это означает, что они, даже не будучи определены в договоре, всё равно имеют место быть, поскольку предусмотрены диспозитивными нормами закона.
Казалось бы, и многие авторы так считают, что нарушение любого из указанных условий должно повлечь именно договорную ответственность. Однако, возникновение спора из-за использования лицензиатом произведения способом, не предусмотренным договором, либо на территории, не предусмотренной договором, либо после истечения срока действия договора, его действия необходимо расценивать как нарушение исключительного права. Об этом говорится в п. 3 ст. 1237 ГК РФ: «Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации способом, не предусмотренным лицензионным договором, либо по прекращении действия такого договора, либо иным образом за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору, влечет ответственность за нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, установленную настоящим Кодексом, другими законами или договором».
Е.Ю. Николаева, таким образом, приходит к выводу о том, что единственным случаем, существенного нарушения условий лицензионного договора можно назвать неисполнение либо ненадлежащее исполнение лицензиатом обязательства по уплате вознаграждения является нарушением существенного условия возмездного договора.
Лицензионный договор является по своей сути гражданским договором. Соответственно на него распространяются общие положения гражданского права, в том числе касающиеся ответственности за нарушение указанного договора. Так, стороны могут использовать такую традиционную форму ответственности, как неустойка в случае нарушения одной из сторон условий указанных договоров. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение договора вызвало возникновение убытков у другой стороны, то потерпевшая сторона вправе ставить вопрос о возмещении убытков.
Спорным же являлся вопрос о возможности применения норм о внедоговорной ответственности (например, о компенсации за нарушение исключительного права) к договорным отношениям. В пункте 3 статьи 1237 Гражданского кодекса РФ определено: использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации способом, не предусмотренным лицензионным договором, либо по прекращении действия такого договора, либо иным образом за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору, влечет ответственность за нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, установленную Кодексом, другими законами или договором.
В уже упомянутом Постановлении от 26 марта 2009 года на этот вопрос дан положительный ответ. Если указанное нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации лицензиатом допускается (осуществляется использование соответствующего результата или средства за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору) и за такое нарушение лицензионным договором предусмотрена ответственность в дополнение к установленной частью четвертой Гражданского кодекса РФ, то это обстоятельство подлежит учету при определении размера денежной компенсации в случае ее взыскания. Применение данной гражданско-правовой ответственности не исключает возможность применения мер административно-правовой или уголовной ответственности за эти нарушения.
Заключение
По итогам работы можно сформулировать следующие выводы: