Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации)(Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия
1.2.Факторы конкурентоспособности предприятия
Глава 2.Анализ конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»
2.1.Краткая характеристика ПАО «Ростелеком»
Глава 3.Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что современный этап развития экономики характеризуется нестабильностью внешней среды, непрерывно меняющейся рыночной ситуацией, динамичностью современного производства, сокращением жизненного цикла продуктов, что приводит к усилению конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами. В данных условиях конкурентоспособность представляет собой важнейший критерий успешности на рынке, основополагающее свойство предприятия, без которого невозможно обеспечить эффективность и безопасность и, соответственно, инвестиционную привлекательность деятельности. В связи с этим изучение вопросов конкурентоспособности предприятия в современных условиях становится одной из первостепенных научных задач. Поэтому сегодня значительные усилия ученых направлены на исследование сущности конкурентоспособности, факторов, от которых зависит ее уровень, методов воздействия на нее, а также инструментальных средств, позволяющих управлять конкурентоспособностью.
Вместе с тем, текущий уровень развития теоретико-методологических подходов к проблемам конкурентоспособности предприятий свидетельствует о нерешенности целого ряда основополагающих вопросов, среди которых отсутствие единого взгляда на определение понятия конкурентоспособность предприятия. Вышеизложенные аспекты обусловливают необходимость изучения конкурентоспособности как экономической категории, проведения анализа основных подходов к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» и его содержания.
Целью работы является проведение анализа конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» и разработка рекомендаций по повышению эффективности стратегии конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- исследовать понятие конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть подходы к определению конкурентоспособности;
- провести анализ конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование стратегии повышения конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»;
- провести расчет эффективности разработанных мероприятий.
Объектом исследования является ПАО «Ростелеком».
Предмет исследования – методы анализа и пути совершенствования маркетинговых стратегий организаций.
Исследование деятельности ПАО «Ростелеком» проводилось за 2014-2016 гг.
Научно-методическая основа исследования включает в себя монографии и научную литературу по исследуемым вопросам, материалы периодической печати, информационные ресурсы Интернет. Сущность стратегий повышения конкурентоспособности предприятия, подходы к их классификации наиболее полно и последовательно изложены в работах Ф.Котлера, И.Ансоффа, М.Портера, С. Попова, Н.Носовой и др.
Источником информации по исследуемому предприятию явилась финансовая отчетность, результаты маркетинговых исследований ПАО «Ростелеком» за 2014-2016 гг.
Для решения поставленных задач в работе применены методы индукции и дедукции, обобщения, анализа теоретического и практического материала, анкетирования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия. Исследовано понятие конкурентоспособности, подходы к определению.
Вторая глава посвящена анализу конкурентоспособности и эффективности стратегии повышения конкурентоспособности ПАО «Ростелеком». Представлена краткая характеристика предприятия; проведен анализ конкурентоспособности предприятия.
В третьей главе представлены рекомендации, направленные на совершенствование стратегии повышения конкурентоспособности ПАО «Ростелеком». Целесообразность внедрения представленных мероприятий обоснована экономическими расчетами.
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия
Конкуренция является признаком некого устройства хозяйственной системы, при которой основным признаком взаимоотношений становится борьба, способствующая выживанию и развитию отдельных конкурентов. Следовательно, возможность выстоять в конкурентной борьбе является одной из основных характеристик субъектов рынка. Именно эту способность называют сегодня «конкурентоспособностью», и данный термин в современных исследований встречается даже чаще, чем само понятие «конкуренция»[1].
Сам термин «конкурентоспособность» трактуется современными исследователями достаточно широко. Происходит он от слов «конкурент» и «способность», что означает быть способным к конкуренции[2].
Конкурентоспособность – это показатель, интересующий несколько сторон. Производитель заинтересован в том, что продать свою продукцию, для чего она должна быть выполнена на нужном качестве и обладать оптимальной ценой. Потребитель заинтересован в покупке продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения цены и качества. Регион, отрасль и экономика страны в целом заинтересованы в том, что предприятия их составляющие были конкурентоспособными, потому что без этого невозможности достижение данного показателя на более высоких уровнях[3].
Таким образом, несмотря на очевидность заключенного в понятии «конкурентоспособность» смысла, данное понятие многогранно, и имеет многочисленные трактовки. Обобщим некоторые из них в таблице 1.
Таблица 1
Содержание «конкурентоспособности»[4]
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ |
Способность конкурировать, то есть противостоять соперникам |
Способность эффективно производить и продавать товары |
|
Способность удерживать и увеличивать свою долю рынка |
|
Способность обеспечивать эффективное использование ресурсов |
|
Способность обеспечивать высокий доход |
|
Способность создавать добавленную стоимость |
|
Способность управлять конкурентными преимуществами |
По нашему мнению, конкурентоспособность – это явление, которое может иметь место только там, где есть конкуренция, то есть является производным от конкуренции. С помощью конкурентоспособности выражаются отношения соперничества между субъектами рынка в виде конкурентной борьбы. Конкурентоспособность отражает конкретные условия, сложившиеся в данный момент времени в конкурентном процессе. Конкурентоспособность не стоит на месте, развивается вместе с развитием самой конкуренции, причем в процессе эволюции более простые формы конкурентоспособности сменяются более сложными[5].
Для исследования понятия «конкурентоспособность» применим системный подход, отражающий взаимосвязь составляющих конкурентного процесса. Отразим взаимосвязь составляющих конкурентного процесса с помощью системного подхода на рис. 1.
Рисунок 1 - Конкурентоспособность во взаимосвязи с другими составляющими конкурентного процесса (системный подход)[6]
Итак, сама «конкурентоспособность» является характеристикой, которая будет отражать способность субъектов рынка достигать поставленных целей, сокращать разрыв между настоящим и желаемым состоянием системы. Так как конкурентоспособность является атрибутом конкуренции, как таковой, или конкурентных отношений, то, в соответствии с определением конкуренции, данным выше и принятым нами в качестве ключевого в рамках данного исследования, конкурентоспособность должна отражать способности в ограничении возможностей соперников[7]. В свою очередь, так как у различных субъектов рынка будет наблюдаться различная степень этой способности, можно говорить о разном уровне у них конкурентоспособности. Таким образом, в содержание понятия «конкурентоспособность» закладывается наличие каких-то действий и достижений, превосходящих действия и достижения соперников.
Предпринимая эти действия, участники конкурентной борьбы в конечном итоге стремятся перераспределить в свою пользу большую часть созданной стоимости, хотя внешне это может выглядеть, как стремление повысить свою эффективность, завоевать большую долю рынка, или применить более прогрессивные методы хозяйствования[8]. Таким образом, конкурентоспособность, с одной стороны, выступает как возможность достигать лучших результатов, с другой стороны, ее мотивом является стремление перераспределить в свою пользу созданную стоимость, следовательно, данная категория может быть сформулирована как «способность субъекта конкуренции перераспределять созданную в хозяйственной системе стоимость в свою пользу»[9].
Однако субъекты рынка не могут просто перераспределять создаваемую стоимость, для этого они должны обладать определенными способностями. Что же является источниками способностей создавать большую стоимость при равенстве прилагаемых усилий. Источниками конкурентоспособности могут выступить определенные виды деятельности, такие как умения стратегически мыслить, предвидеть изменения рынка; умения реагировать на изменения и управлять изменениями; умения эффективно использовать производственные ресурсы, то есть работать с больше производительностью; умения удовлетворять потребности потребителей; умение взаимодействовать с заинтересованными сторонами, то есть с агентами рынка[10].
В процессе конкурентной борьбы имеющиеся у фирмы внутренние или внешние источники конкуренции выступают в качестве конкурентных преимуществ, следовательно, конкурентоспособность будет определяться имеющейся совокупностью конкурентных преимуществ, в результате использования которых будет обеспечиваться перераспределение стоимости между субъектами конкуренции[11]. Следовательно, «источник конкурентоспособности» – это причина, благодаря которой у субъекта рынка возникает преимущество, а само «конкурентное преимущество» – это следствия действия конкретного источника. Как следствие, конкурентоспособность не может быть абсолютным показателем или величиной. Она может выступать только относительным показателем в процессе сравнения одного субъекта рынка относительно другого. В результате уровнем конкурентоспособности станет место участников конкурентной борьбы в ранжированном ряде[12].
В процессе конкурентной борьбы происходит неизбежное собственное повышение конкурентоспособности субъектов рынка – более или менее успешное, так как повышение конкурентоспособности является условием выживания в конкурентной борьбе, и только повышая собственную конкурентоспособность можно ограничивать действия соперников. Как показывает практика процесс конкуренции всегда работает в пользу более конкурентоспособных соперников, способствуя их дальнейшему развитию и обогащению.
Обобщая проведенный анализ, сформулируем ряд специфических особенностей показателя конкурентоспособности:
– отсутствует единственное, универсальное, четко сформулированное понятие конкурентоспособности в современной науке. Понятие конкурентоспособности модифицируется в зависимости от целей и задач исследователей, требований субъектов рыночных отношений, таких как конкуренты, инвесторы, потребители, партнеры, и масштабов деятельности – (внешние и внутренние рынки);
– конкурентоспособность – это динамический показатель, значения которого меняются во времени, в зависимости от внешних и внутренних факторов, влияющих на него[13]. Поэтому говорить о достигнутом уровне конкурентоспособности предприятия, мы можем только применительно к конкретному временному интервалу;
– конкурентоспособность – это комплектный или обобщающий показатель, так как на его значение оказывает влияние целый ряд показателей производственной, хозяйственной, финансовой, коммерческой и пр. сторон деятельности конкретного предприятия, обеспечивающих востребованность продукции и ее привлекательность ее качеств для конкретного потребителя[14];