Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации)(Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия
1.2.Факторы конкурентоспособности предприятия
Глава 2.Анализ конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»
2.1.Краткая характеристика ПАО «Ростелеком»
Глава 3.Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»
– сам по себе уровень конкурентоспособности не дает никакой информации исследователю или производственнику и становится объективным и информационным только в сравнении с другими аналогичными объектами, то есть является сравнительным показателем[15]. По нему мы определяем соотношение субъектов хозяйствования друг другу в области из конкурентоспособности. Одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным по отношению ко второму предприятию, и не конкурентоспособным по отношению к третьему;
– взаимосвязь понятий конкурентного процесса целесообразно рассматривать в рамках системного подхода, когда на входе формирования понятия конкурентоспособности находятся ее источники в виде таких видов деятельности, как умения стратегически мыслить, предвидеть изменения, работать производительно, взаимодействовать с заинтересованными сторонами. Вследствие действия источников конкурентоспособности рождаются конкурентные преимущества, помогающие субъекту конкуренции достигнуть превосходства над соперниками, осуществить перераспределение стоимости в свою пользу, составляющие основу конкурентоспособности.
В рамках конкурентоспособности следует рассматривать в первую очередь способности фирмы, так как способности являются организационным качеством, которое нельзя скопировать, продать, купить, а можно развить, пользуясь собственным накопленным опытом и опытом других агентов рынка[16]. А результатом достижения фирмой определенного уровня конкурентоспособности, помимо успеха относительно соперников на рынке и ограничения их возможностей, становится дальнейшее повышение конкурентоспособности, так как именно сильные игроки в процессе конкурентной борьбы приобретают еще большую силу за счет неудач слабых игроков на рынке и, как следствие, дальнейшее перераспределение в их пользу созданной стоимости.
1.2.Факторы конкурентоспособности предприятия
В условиях рыночной экономики, по мнению А. Смита, действует «невидимая рука рынка» – конкуренция. Поэтому экономическим агентам необходимо поддерживать или улучшать своё положение на рынке и противостоять угрозам, исходящим от внешней среды, при этом максимально оптимизируя положение дел внутренней. Отсюда следует дать понятие конкуренции[17]. Конкуренция – непрекращающаяся деятельность хозяйствующих объектов, связанная с адаптацией к условиям конъюнктуры рынка и соперничеством за своё выживание в условиях жёсткого закона конкуренции как главного способа саморегуляции рынка.
Рассматривая понятие конкуренции применительно к фирме, мы выделяем понятие конкурентоспособность.
Большой Энциклопедический словарь трактует: «конкурентоспособность – это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Европейский форум по проблемам информации и управления выделил, что конкурентоспособность – это реальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать, и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов[18]. П.В. Забелин, Н.К. Моисеева дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Чтобы подробнее раскрыть сущность конкурентоспособности организации, мы введем две составляющие этого понятия: эффективность и устойчивость. Казалось бы, термины несут в себе похожее значение, но каждый отражает уникальную сущность.
Под эффективностью предприятия мы можем понимать привлекательную деятельность в краткосрочном периоде с высокими доходами, объёмами продаж и прибылью, а также долей рынка благодаря высокой производительности и уникальности конкурентной позиции[19]. Устойчивость же несёт в себе способность фирмы противостоять изменениям конъюнктуры рынка. Если давление недостаточно велико, то организация может продолжительное время стабильно существовать. Чаще это относится к фирмам, обладающим монопольной властью или стремящимся её получить, направляя свободные ресурсы на достижение этих задач и используя дискриминационную систему цен, необоснованно высокие транспортные издержки.
Важно отметить, что организация при этом может быть[20]:
- неэффективной и устойчивой;
- эффективной и неустойчивой;
- неэффективной и неустойчивой;
- конкурентоспособной.
В первом случае фирма может существовать довольно долго, но только в условиях некоего набора ограничений и защитных барьеров. Во втором она сможет функционировать только в течение короткого периода, т.к. прекрасная операционная эффективность не станет основой успешной стратегии. Неэффективность и неустойчивость очень быстро заставят организацию прекратить существование, а полная конкурентоспособность, наоборот, позволит удержать позиции в самых суровых условиях состояния рынка.
Существуют разные мнения по поводу классификации факторов конкурентоспособности. Мы не можем сказать, что одни из них верные, а другие – нет. Каждый труд разрабатывался в своё время и применялся в отдельных отраслях, поэтому стоит ознакомиться с каждой точкой зрения[21].
Профессор Гарвардской бизнес-школы М. Портер предложил систематизировать все факторы, которые влияют на конкурентоспособность, на основе трёх подходов[22]. Касательно первого, он связывает конкурентоспособность с основным факторами производства:
1. Людские ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
2. Физические ресурсы – количественные и качественные оценки земельных и водных угодий, климатического и географического положения организации и принадлежащих ей земель.
3. Ресурс знаний – совокупность всей информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг.
4. Денежные ресурсы – количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия.
5. Инфраструктура – государственная структура, в целом дающая возможность осуществлять деятельность.
В рамках второго подхода к классификации факторов конкурентоспособности организации М. Портер составляет степень их специализации и выделяет два вида факторов:
1. Общие – используемые в широком спектре отраслей и дающие предприятию преимущества ограниченного характера (дебетовый капитал, собственные специалисты).
2. Специализированные – узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура.
Третий подход М. Портера базируется на разделении факторов конкурентоспособности предприятия на два типа:
1. Основные факторы.
2. Развитые факторы[23].
А. Олливье, А. Дайан и Р. Урсе – французские экономисты – выделили восемь факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации:
1. Концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия.
2. Качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов.
3. Цена товара с возможной наценкой.
4. Финансы - собственные и заемные.
5. Торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности.
6. Послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру.
7. Внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением.
8. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности предприятия не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в своих исключительных возможностях удовлетворить эти потребности.
Японские специалисты выделяют пятиуровневую иерархию факторов конкурентоспособности предприятия (рис.1).
Доля рынка – достижение цели, поставленной менеджментом.
Производственные мощности – способность создавать и управлять инновациями, регулировать производственные возможности.
Стратегия фирмы играет важную роль в повышении конкурентоспособности, так как задаёт темп и динамику развития.
Эффективность работы руководителей высшего звена как одного из главных звеньев внутренней среды определяется, прежде всего, способностью быстро принимать решения, которые впоследствии будут определять предыдущие три фактора.
Рисунок 2. Факторы конкурентоспособности промышленной компании, выделяемые японскими исследователями.
Пятый уровень определяется прибылью предприятия за предыдущий год, которая позволяет вести борьбу за рынок. Японские учёные вывели следующую зависимость: больше прибыль – выше конкурентоспособность – больше прибыль.
Итак, рассмотрев основные понятия и факторы конкурентоспособности, мы можем сделать вывод, что конкурентоспособность фирмы является воплощением работы всей внутренней структуры организации, а также результата воздействия на неё внешней среды. Повышение этого показателя позволит занимать успешное место на рынке, а понижение заставит производителей товаров и услуг или пересмотреть цели и способы их достижения, или же прекратить свою деятельность.
Глава 2.Анализ конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»
2.1.Краткая характеристика ПАО «Ростелеком»
ПАО «Ростелеком»[24]одна из самых крупнейших в России и Европе телекоммуникационных компаний национального масштаба, присутствующая во всех сегментах рынка услуг связи и охватывающая миллионы домохозяйств в России. Компания — признанный технологический лидер в инновационных решениях в области электронного правительства, облачных вычислений, здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунальных услуг.
«Ростелеком» занимает лидирующее положение на российском рынке услуг ШПД и платного телевидения: количество абонентов услуг ШПД превышает 11,6 млн, а платного ТВ «Ростелекома» - более 8,6 млн пользователей, из которых свыше 3,4 миллионов смотрит уникальный федеральный продукт «Интерактивное ТВ».
За 2016 г. выручка Группы компаний составила 297,4 млрд руб., OIBDA достигла 100,8 млрд руб. (33,9 % от выручки), чистая прибыль - 14,4 млрд руб.
Компания ПАО «Ростелеком» является безусловным лидером рынка телекоммуникационных услуг для российских органов государственной власти и корпоративных пользователей всех уровней. Компания имеет множество филиалов по всей России.
В таблице 2 представлены основные показатели деятельности ПАО «Ростелеком» в динамике.
Таблица 2
Показатели деятельности ПАО «Ростелеком» в динамике
Наименование показателя |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Выручка, в млрд. руб. |
332 435 |
325 704 |
450 917 |
OIBDA, в млрд. руб. |
120 342 |
113 282 |
105 376 |
Чистая прибыль, в млрд. руб. |
33 202 |
24 131 |
37 807 |
Активы, в млрд. руб. |
567 190 |
560 972 |
548 634 |
Капитал и резервы, |
238 832 |
199 756 |
245 227 |
Рост выручки, % |
6 |
-2 |
38,44 |
Количество линий, |
28,2 |
26,5 |
24,4 |
Основываясь на показатели данной таблицы, можно сделать вывод, что в период с 2014-2016гг. показатели выручки увеличились, но в 2015 г. снизились до 325 704 млрд.руб. Если рассматривать показатели чистой прибыли, то по таблице видно, что показатели увеличились.
Объектом исследования в работе является Амурский филиал «Ростелеком — Дальний Восток» — структурное подразделение ПАО «Ростелеком», которое действует на территории Дальневосточного Федерального округа.
Вся территория Дальневосточного Федерального Округа занимает 36 % России. В его состав входят Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ и Республика Саха (Якутия). Площадь регионасоставляет почти 62 млн кв.км. На территории ДФО проживает более 6 млн.человек - это около 5 % населения России.