Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации)(Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим также, что низкое значение имеет показатель «ассортимент услуг». Таким образом, конкуренты ПАО «Ростелеком» обладают более широким ассортиментом товаров и услуг, что определяет более высокий уровень конкурентоспособности ПАО «Вымпел-Коммуникации» и ПАО «Мегафон» по сравнению с ПАО «Ростелеком».

Основным конкурентным преимуществом ПАО «Ростелеком» является материально-техническое обеспечение. Отметим, что ПАО «Ростелеком» сотрудничает только с проверенными поставщиками, строго соблюдающими требования качества материально-технических ресурсов и условия поставок, но высокое качество ресурсов сказывается на высокой стоимости реализуемых ресурсов.

Преимуществами ПАО «Ростелеком», которые при их оптимизации, могут стать конкурентными преимуществами компании, являются: рекламная деятельность; уровень потребительского спроса; деятельность маркетинговой службы; ассортимент услуг.

Далее проведем оценку конкурентоспособности ПАО «Ростеклеком» на основе методики «4Р». Представим необходимые сведения в таблице 9. Оценку проведем по пятибалльной шкале.

Таблица 9

Оценка конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» по методике «4Р»

Факторы конкурентоспособности

ПАО «Ростелеком»

ПАО «Вымпел-
Коммуникации»

ПАО «Мегафон»

1

2

3

4

Продукт

50

54

50

надежность

4

5

4

срок службы

5

5

5

ремонтопригодность

5

5

5

технический уровень

4

5

5

престиж торговой марки

5

5

4

стиль

5

5

4

уровень ремонтного обслуживания

4

5

5

гарантийное обслуживание

5

5

5

уникальность дополнительных услуг

4

4

4

многовариантность набора услуг

4

5

4

широта ассортимента

5

5

5

Цена

17

17

20

отпускная

4

4

5

розничная

4

4

5

скидка с цены

5

5

5

условия и порядок расчетов

4

4

5

Регион и каналы сбыта

30

30

28

стратегия сбыта

5

5

4

вид распределения продукта

5

5

4

число дилеров

5

5

5

число дистрибьюторов

5

5

5

степень охвата рынка

5

5

5

регион сбыта

5

5

5

Продвижение на рынке

38

34

28


Продолжение таблицы 9

1

2

3

4

формы рекламы

5

5

4

где размешается реклама

5

5

5

бюджет рекламы

5

5

4

частота появления рекламы

5

4

4

участие в выставках

3

4

3

упоминание в средствах массовой информации

5

5

4

комиссионные

4

5

4

Итого

125

135

126

Проведенная оценка конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» показала, что наиболее конкурентоспособной организацией является ПАО «Вымпел-Коммуникации», которая имеет наиболее высокие конкурентные преимущества реализуемых услуг. Низкими показателями, выявленными в ходе проведенного исследования, являются продукт и цены.

Таким образом, с целью повышения конкурентоспособности ПАО «Ростелеком», следует разработать мероприятия, направленные на снижение уровня цен, что возможно посредством предоставления скидок, снижения цен на определенные группы услуг, которые пользуются наименьшим спросом, а также повышение конкурентоспособности продукции компании.

Отметим, что в части оценки конкурентоспособности ПАО «МТС» по критерию «продукт», были выявлены недостаточный уровень надежности продукции компании, технический уровень, уровень ремонтного обслуживания, а также уникальность дополнительных услуг. Указанные результаты исследования могут быть использованы при разработке мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ПАО «Ростелеком». В части оценки уровня цен ПАО «Ростелеком» были выявлены высокие отпускные и розничные цены, а также недостаточно эффективные условия продаж, по сравнению с конкурентами компании.

Проведенная оценка преимуществ деятельности конкурентов ПАО «Ростелеком» позволила определить, что основным конкурентом исследуемой организации является ПАО «Вымпел-Коммуникации». Необходимо обратить внимание на выявленные преимущества деятельности организации, которые при оптимизации деятельности ПАО «Ростелеком», могут стать его конкурентными преимуществами.


Проведенное исследование позволило определить, что низкими показателями конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» являются: ассортимент услуг; уровень обслуживания; информационное обеспечение; конкурентоспособность персонала; уровень цен.

Глава 3.Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»

Разработка стратегии развития ПАО «Ростелеком» должна быть направлена на повышение конкурентоспособности компании. Необходимость повышения конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» обусловлена наличием следующих проблем: цель действующей конкурентной стратегии не достигнута; компания не обладает достаточным уровнем конкурентоспособности; снижение выручки по услугам связи, услугам VoIp-транзита, что свидетельствует о недостаточном уровне конкурентоспособности организации.

В таблице 10 представим причинно-следственную связь указанных проблем.

Таблица 10

Причинно-следственная связь недостаточного уровня конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»

Проблемы

Причины

Последствия

1

2

3

Цель действующей конкурентной стратегии не достигнута

Основной целью конкурентной стратегии ПАО «Ростелеком» является достижение лидирующих позиций на рынке телекоммуникационных услуг, посредством повышения уровня конкурентоспособности. Однако, проведенная оценка конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» показала, что низкими показателями являются: ассортимент продукции; уровень обслуживания; информационное обеспечение; конкурентоспособность персонала; уровень цен.

Недостижение цели конкурентной стратегии ПАО «Ростелеком» может свидетельствовать о недостаточной эффективности применяемой стратегии, что приведет к невозможности повышения уровня конкурентоспособности компании и достижения основных целей и задач конкурентной стратегии.

Компания не
обладает достаточным
уровнем конкурентоспособности

Причиной недостаточного уровня конкурентоспособности может
являться отсутствие наиболее значимых конкурентных преимуществ организации

Последствиями рассматриваемой проблемы могут быть: снижение потребительского спроса на услуги компании; снижение финансового результата компании; невозможность достижения основных целей


Продолжение таблицы 10

1

2

3

Снижение финансового результата (выручки по ряду услуг) свидетельствует о недостаточном уровне конкурентоспособности организации

Причинами рассматриваемой проблемы могут выступать: снижение потребительского спроса на услуги исследуемой компании; снижение интереса потребителей к компании; более конкурентоспособные услуги у конкурентов исследуемой компании

Снижение финансового результата ПАО «Ростелеком»
может привести к недостаточному объему финансирования компании, что негативным образом скажется на эффективности деятельности ПАО «Ростелеком».

Цель повышения конкурентоспособности компании имеет следующие
задачи: расширение ассортимента услуг; увеличение клиентской базы; увеличение спроса потребителей на услуги компании; повышение уровня конкурентоспособности компании.

Представим задачи ПАО «Ростелеком», которые реализуются для повышения конкурентоспособности компании в настоящее время (таблица 11).

Таблица 11

Задачи ПАО «Ростелеком», которые реализуются для повышения

конкурентоспособности

Цели конкурентной
стратегии

Задачи

Расширение ассортимента услуг

Внедрение новых услуг; создание новых видов существующих услуг

Увеличение клиентской базы

Предложение потребителям более приемлемых условии по
сравнению с конкурентами; повышение качества обслуживания; повышение эффективности контроля системы качества предоставления услуг

Увеличение спроса потребителей на услуги

Создание уникальных услуг; повышение качества обслуживания; повышение престижа компании

Повышение уровня конкурентоспособности компании

Создание существенных конкурентных преимуществ; повышение качества предоставляемых услуг; расширение рынков сбыта

Представленные задачи не в полной мере достигнуты на данный момент времени. Отметим, что рассмотренные задачи взаимосвязаны. Расширение ассортимента услуг позволит ПАО «Ростелеком» достичь увеличения клиентской базы, а также спроса на услуги компании. Указанные аспекты позволять создать существенные конкурентные преимущества, что приведет к увеличению объемов реализации услуг, а также к повышению уровня конкурентоспособности компании.


Представим на рисунке 4 взаимосвязь целей конкурентной стратегии ПАО «Ростелеком». Представленные на рисунке сведения позволяют сделать вывод о том, что итоговой целью конкурентной стратегии ПАО «Ростелеком» является повышение уровня конкурентоспособности компании. Основная целью конкурентной стратегии представлена целью расширения ассортимента услуг, что определяется типом конкурентной стратегии ПАО «Ростелеком» - стратегия дифференциации.

Рисунок 4 — Взаимосвязь целей ПАО «Ростелеком»

Для реализации поставленной цели ПАО «Ростелеком» необходимо создать уникальные услуги, которые позволят заинтересовать потребителей, и соответственно, увеличить клиентскую базу. Существует ряд проблем для достижения указанной цели:

1) рынок товаров и услуг телекоммуникационной связи насыщен различным продуктами, что представляет собой трудности в создании уникального товара или услуги;

2) при появлении нового товара или услуги на рынке телекоммуникационной связи в одной организации, конкуренты спешат заполучить данный товар или услугу, с целью привлечения клиентов;

3) сложившееся мнение у потребителей телекоммуникационных услуг об операторах, что создает трудности в привлечении новых потребителей, которые в настоящее время пользуются услуги определенного оператора.

Разработке проекта, направленного на повышение конкурентоспособности ПАО «Ростелеком», должен предшествовать тщательный анализ особенностей деятельности конкурентов, с целью выявления их конкурентных преимуществ, а также анализ рынка телекоммуникационных услуг, что позволит сделать выбор в пользу наиболее оптимального мероприятия. В таблице 12 представим последовательность действий сотрудников компании, направленных на поиск оптимального мероприятия.

Таблица 12

Последовательность действий, направленных на поиск оптимальных направлений деятельности по повышению конкурентоспособности ПАО «Ростелеком»

Наименование работы

Условное
обозначение

Предшествующая операция

Продолжительность,
дни

1

2

3

4

Выявление проблем

А1

-

2

Проведение причинно-следственного анализа

А2

А1

2

Предложение решений по существующим проблемам

A3

А2

3

Оценка влияния внутренней и внешней среды на мероприятия

АЛ

A3

2

Ранжирование мероприятий по критериям оценки

А:

A3

2

Выбор наиболее приемлемого варианта решения проблемы

А6

А4, А5

3

Разработка плана реализации для приоритетного варианта решения проблемы

А7

А6

2

Анализ плана реализации

A8

А7

4

Формулировка цели и ее согласование с высшим руководством

А9

А8

1

Формирование рабочей группы

Б1

А9

j

Планирование бюджета

Б2

А5

2

Планирование времени

БЗ

А9

2

Планирование требуемых ресурсов

Б4

А9

2

Планирование возможных рисков

Б5

A8

2