Файл: Роль мотивации в поведении организации (Глава 1. Теории мотивации труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теории мотивации труда

1.1 Понятие мотивации

1.2 Теории и виды мотивации труда

1.3 Содержательные теории мотивации

1.4 Иерархическая теория потребностей А.Маслоу

1.5 Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера

1.6 Приобретенные потребности. Теория трех потребностей Д.МакКлелланда

1.7 Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф. Герцберга.

1.8 Процессуальные тории мотивации

Глава 2. Исследование системы мотивации труда используемой в ОАО «Подольская фабрика офсетной печати»

2.1 Общие сведения о предприятии ОАО «Подольская фабрика офсетной печати»

2.2 Мотивации труда работников на основе наблюдения

2.3 Мотивация труда работников на основе тестирования

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию трудовой мотивации на предприятии ОАО «Подольская фабрика офсетной печати»

3.1 Анализ удовлетворенности трудом персонала организации

3.2 Факторы, влияющие на мотивацию работников

Заключение

Список использованных источников

С помощью тестирования были получены следующие данные:

  • Средний возраст сотрудников на предприятии 47,5 лет;
  • Средний стаж работы на данном предприятии 18 лет. Это говорит о том, что люди, прошедшие тест, очень хорошо знают порядки и правила фабрики, принципы организации работы. И отвечали на вопросы осознанно, основываясь на реальных фактах;
  • Размер заработной платы устраивает 57%, не устраивает 35%, остальные затруднились ответить;
  • Сам процесс выполняемой работы оценили по пятибалльной шкале на 4 и 5 соответственно 57% и 30%, что составляет абсолютное большинство;
  • Перспективы профессионального и служебного роста видят 39%, не видят 14%. 42% опрашиваемых сотрудников не интересуются перспективами роста. Это объясняется средним возрастом рабочих;
  • Взаимоотношения с непосредственным руководителем вполне удовлетворяют 68%.Скорее удовлетворяют, чем нет 26%, не смогли ответить 7% опрашиваемых;
  • Важность и ответственность выполняемой работы удовлетворяет 49%, скорее удовлетворяют, чем нет 35%, не смогли ответить 16% опрашиваемых;
  • Условия труда оценили на 1 балл 12%, на 2 балла 11%, на 3 балла 26%, на 4 балла 21%, на 5 - 30%. Практически все работники отделов производства недовольны условиями труда. Тест показал другой результат из-за преимущества среди опрашиваемых работников умственного труда, кто трудится в отдельных кабинетах;
  • Надежной и дающей уверенность в завтрашнем дне работу считают 32% - вполне; 26% считают ее скорее надежной, чем нет. Совершенно не удовлетворяет надежность работы16%, не смогли определиться 26%;
  • Свою работу считают уважаемой широким кругом людей 43% и 22% тоже в этом почти уверены. 2% скорее не удовлетворяет возможность выполнять уважаемую работу, и 33% не смогли сказать;
  • О том, насколько эффективна работа в целом, мнения разошлись: 2, 3 и 4 балла поставили одинаковое количество человек - по 24%. Остальные 28% поделили мнения «вполне удовлетворяет эффективность» и «совершенно не удовлетворяет»;
  • Абсолютное большинство людей удовлетворяют взаимоотношения, сложившиеся с товарищами по работе - 78%. 20% считают, что взаимоотношения скорее удовлетворяют, чем нет;
  • 36% участников опроса вполне удовлетворяет возможность проявления самостоятельности и инициативы в работе, 34% оценили ее на 4 балла из 5. 26% затруднились ответить, и 4% считают, что возможности проявления самостоятельности скорее не хватает;
  • Режим работы удовлетворяет 73% рабочих вполне, 16% тоже скорее удовлетворяет, чем нет, 3% не определились, и 8% предпочли бы другой режим;
  • Соответствие работы способностям сотрудника: 47% - 5 баллов, 34% - 4 балла и 19% - 3 балла;
  • Работу как средство достижения успеха в жизни воспринимают 34%. Еще 30% тоже близки к этому.16% не могут сказать, удовлетворяет ли их работа как средство достижения успеха в жизни или нет, а 20% опрашиваемых совершенно не удовлетворяет.

Также, были указаны пожелания и предложения по перечисленным вопросам:

начать интенсивное внедрение новых технологий в процесс производства;

обеспечить рост производства;

улучшить условия труда (расширить помещения, увеличить шумоизоляцию, нормализовать температурный режим, вентиляцию);

выделить еще один кабинет для бухгалтерии;

повысить заработную плату;

обновить оборудование;

изменить отношение всех работников к работе на добросовестное, стремиться к самосовершенствованию;

сбалансировать соотношение загруженности людей и их заработной платы;

пересмотреть тарифные ставки;

обеспечить рабочих спецодеждой;

рассмотреть вопрос о столовой;

оплачивать проезд от дома до фабрики;

добиваться снижения налогов с предприятий полиграфической отрасли.

Как видно из опроса, пожелания касаются усиления материального стимулирования, улучшения условий труда. Также сотрудники заинтересованы в развитии и процветании предприятия, понимая его значение для жизни общества. Рассмотрев, сложившуюся на предприятии систему мотивации персонала и проанализировав степень удовлетворенности сотрудников работой в данной организации, необходимо перейти к рекомендациям по совершенствованию системы мотивации на предприятии.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию трудовой мотивации на предприятии ОАО «Подольская фабрика офсетной печати»

3.1 Анализ удовлетворенности трудом персонала организации

Одним из самых важных аспектов трудовой мотивации является степень удовлетворенности человека местом работы и выполняемой работой[37][12]. Является вполне естественным, что повышение удовлетворенности сотрудников своим трудом на предприятии приведет к повышению продуктивности этого труда. И несмотря на то, что между удовлетворенностью трудом и эффективностью работы существуют довольно сложные отношения, доказано, что высокая удовлетворенность является немаловажным показателем, положительно влияющим на работу персонала. Это происходит по той причине, что высокая удовлетворенность сотрудников своим трудом в организации улучшает их отношение к работе и к организации, способствует росту уровня трудовой и исполнительской дисциплины и как результат - производительность работников повышается.


Также необходимо помнить и о негативных последствиях неудовлетворенности трудом. Это находит свое проявление в том, что чем меньше сотрудник удовлетворен местом работы и содержанием выполняемой работы, тем слабее его связи с компанией, в которой он работает. Все это выражается не только в склонности к увольнению, но и в снижении трудовой дисциплины, повышении склонности к прогулам. Естественно, что если из организации станут увольняться лучшие сотрудники или люди станут работать хуже, то эффективность и способность к оперативному реагированию на негативные факторы внешней среды у данной организации существенно снизятся. Из этого следует, что удовлетворенность сотрудников своей работой может самым непосредственным образом влиять на конкурентоспособность и выживание предприятия.

Проанализируем удовлетворенность трудом персонала исследуемой организации и составим ряд рекомендаций по ее повышению на основе рассматриваемых показателей:

1. Размер заработной платы. Анализ тестирования показал, что вполне удовлетворены заработной платой 57% сотрудников, а значительная часть опрашиваемых - 35% - не удовлетворены ей. Эту проблему руководству следует уладить. Известно, что экономия на оплате труда сотрудников может быть не всегда выгодна организации. Необходимо тщательно проверить соответствие загруженности сотрудников с тарифными ставками, сравнить уровень заработных плат данного предприятия и других предприятий этой же отрасли. В том числе необходимо повысить материальное стимулирование сотрудников, а так как поднятие заработной платы для увеличения удовлетворенности приведет к большим затратам, то следует наладить систему премий и бонусов для поднятия показателя.

2. Сам процесс выполняемой работы. По этому показателю ситуация намного лучше. 87% опрашиваемых работа вполне удовлетворяет или скорее удовлетворяет, чем нет. Это связано с тем, что люди сознательно выбирали специальность, и процесс работы их должен удовлетворять. Однако есть несколько процентов опрашиваемых, которых процесс работы скорее не удовлетворяет. Это, скорее всего, рабочие производственных цехов. Там действительно тяжелая работа, требующая большой физической нагрузки и довольно несовершенна. По этим причинам необходимо максимально оптимизировать процесс работы, закупить и ввести в использование современные машины, обновить технологии. В отделы организации работы установить современную оргтехнику, провести интернет во все кабинеты для более быстрого обмена информацией между собой и с заказчиками.


3. Перспективы профессионального и служебного роста. Опрос показал, что 14% не видят перспектив роста, а около половины затруднились ответить на этот вопрос. Руководству стоит проявлять большую заинтересованность в росте и прогрессе работников. Это может выражаться в том, что сотруднику будет поручена более сложная работа, можно делегировать сотруднику больше ответственности за выполнение определенной работы.

4. Взаимоотношения с непосредственным руководителем. 68% ответили, что их удовлетворяет этот фактор. Если вспомнить, что средний стаж работы опрашиваемых на данном предприятии равен 18 годам, то можно предположить что взаимоотношения в любом случае уже наладились. При смене кадров или расширении предприятия этот показатель может измениться в худшую сторону.

5. Важность и ответственность выполняемой работы. 84% опрошенных сотрудников удовлетворяет этот показатель удовлетворенности. На самом деле, ответственность у всех довольно высокая, промах даже одного работника может сказаться на состоянии предприятия.

6. Условия труда. Как выяснилось, на фабрике офсетной печати этому показателю уделяется совсем мало внимания. В помещениях отделов по организации производства плохо поддерживается нормальная температура, а в производственных цехах очень шумно, помещения плохо проветриваются, совершенно нет мест для отдыха рабочих. Во всем предприятии отсутствует элементарный пункт питания. Обязательно надо навести в этом порядок, так как это один из важнейших факторов удовлетворенности работой.

7. Надежность места работы, дающая уверенность в завтрашнем дне. 58% удовлетворены работой по этому показателю, но 16% - совершенно не удовлетворены. С одной стороны, причинами этому могут быть возраст предприятия, характер производства, которое является стабильным, особенность данного предприятия, большинство акций которого принадлежат государству, с другой стороны - с нестабильностью российского рынка.

8. Возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей. 65% людей удовлетворены этим показателем. Производство детских книжек - очень уважаемая обществом работа. И все, что с этим связано, должно считаться уважаемым. Поэтому здесь проблем нет. Сотрудники понимают важность существования такого предприятия, и они заинтересованы в его развитии, потому что у всех них есть дети.

9. То, на сколько эффективно организована работа в целом. Низкая оценка этого показателя связана с тем, что предприятие довольно старое и технологии давно не обновлялись. Существует простор для увеличения эффективности работы.


10. Взаимоотношения, сложившиеся с товарищами по работе. 98% опрошенных ответили что их удовлетворяет этот показатель – самая высокая оценка из всех пунктов анкеты. Однако это не означает, что можно забыть о данном показателе. В будущем в организации так же следует поддерживать хорошие взаимоотношения между работниками. Это можно реализовать с помощью организации совместных мероприятий: банкетов, собраний, экскурсий, и тому подобное.

11. Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе. 70% опрошенного персонала ответили, что их удовлетворяет данный показатель. А 30% что не удовлетворяет или они не могут определиться. Непосредственным руководителям работников следует выявить людей с низким уровнем удовлетворенности по данному показателю и по возможности предоставить больше инициативы в выполняемых ими обязанностях.

12. Режим работы. Высокая удовлетворенность этим показателем (89%) обусловлена тем, что график работы стандартный: 40-часовая рабочая неделя с 8-часовыми рабочими днями. Остальным 11%, видимо, было бы удобнее работать по гибкому графику. Но это невозможно ввиду обязательного присутствия всех работников на рабочих местах во время производственного процесса.

13. Соответствие работы вашим способностям. Опрос показал очень высокую удовлетворенность этим показателем, потому что на фабрике на ответственных должностях работают высококвалифицированные специалисты, а где больше требуется физическая сила, там работают люди, обладающие этой самой силой. Но при приеме на работу следует уделять больше внимания проверке реальных знаний и способностей человека, и назначать ему соответствующую должность.

14. Работа как средство достижения успеха в жизни. 34% опрошенных отметили среднюю удовлетворенность этим показателем. Это связано не только с фабрикой, но и с невысоким уровнем жизни в России.

3.2 Факторы, влияющие на мотивацию работников

Руководству организации ОАО «Подольская фабрика офсетной печати» следует обратить большое внимание на следующие факторы при реорганизации трудовой мотивации персонала.

Реорганизация работы, направленная на повышение уровня трудовой мотивации персонала, предполагает максимально полный учет всех влияний на мотивационную сферу работника и на его отношение к работе. Здесь можно выделить пять групп факторов[38][12]: