Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Биологический и психологический стресс).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Последние несколько десятилетий проблема профессионального стресса является объектом пристального внимания учёных. На протяжении всего этого времени в обществе менялось отношение к работе как таковой: терялась уверенность в стабильности, материальном положении, вырастала конкуренция за высокооплачиваемую работу, увеличивалась значимость престижности рабочего места. Стоит также учесть быструю смену запросов на рынке труда, высокую экономическую динамику и повышенные требования к сотруднику. Всё это оказывает давление на человека, вследствие чего его начинают разрывать механизмы дистресса[1] из-за неспособности реализовать свою энергию в конструктивных действиях.
Анализ различных профессий привёл научное сообщество к выводу о том, что в условиях современной действительности одной из наиболее сложных профессий, предъявляющих повышенные требования к личностным ресурсам, является профессия руководителя. На сегодняшний день фиксируется неуклонный рост числа публикаций по данной тематике, разрабатываются программы профилактики и коррекции профессионального стресса высшего и среднего звена управленческой деятельности, на рынке психологических услуг появляется всё большее число технологий стресс-менеджмента.
Актуальность данной работы тесно связана с запросами современной социальной практики. Профессия руководителя требует от человека способности действовать и принимать решения не только в стабильных условиях, но и в изменяющихся, что увеличивает нагрузку, а, следовательно, и риск запуска механизма дистресса, а также «синдрома профессионального выгорания».
Предметом данной работы являются современные проявления профессионального стресса и пути его профилактики. Объектом – профессиональный стресс в деятельности руководителя высшего и среднего звена.
Цель работы заключается в исследовании механизмов воздействия профессионального стресса на деятельность руководителя. Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия профессионального стресса.
2. Изучить особенности проявления профессионального стресса в группах руководителей высшего и среднего звена.
3. Изучить феномен эмоционального выгорания в контексте профессиональной деятельности.
4. Изучить методы профилактики и борьбы со стрессом.
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СТРЕССА
1.1. Биологический и психологический стресс
Термином «стресс» объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлением и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью и тому подобное. Следует отметить, что до сих пор нет общепринятой классификации стресса и стрессовых реакций, несмотря на имеющиеся многочисленные научные работы по их изучению.
Ричард Лазарус[2] одним из первых предложил классификацию стресса, выделяя два их вида: физиологический и психологический, подчёркивая их отличия в особенностях механизмов возникновения, воздействующего стимула и характере ответной реакции. Он также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. То есть в этой области не существует установившейся терминологии, определение стресса часто существенно различаются друг от друга.
Биологический (физиологический) стресс характеризуется нарушением гомеостаза[3] и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм [6]. Проявление данного вида стресса в значительной степени определяется состоянием различных функций человеческого организма. Среди факторов, вызывающих биологический стресс, наиболее известны: голод, жажда, нарушение дыхания, кровообращения и т.д.
Психологический стресс определяется как реакция человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Интересно, что данный вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями. Другая особенность психологического стресса – существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации [12].
Основные различия между биологическим и психологическим стрессами приведены в таблице 1.
Таблица 1
Параметр |
Биологический стресс |
Психологический стресс |
Причина стресса |
Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм |
Социальное воздействие или собственные мысли |
Характер опасности |
Всегда реальный |
Реальный или виртуальный |
На что направлено действие стрессора[4] |
На жизнь, здоровье, физическое благополучие |
На социальный статус, чувство самоуважения и т. д. |
Наличие реальной угрозы жизни/здоровью |
Есть |
Отсутствует |
Характер эмоциональных переживаний |
«Первичные» биологические эмоции – страх, боль, испуг, гнев |
«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным[5] компонентом – беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д. |
Временные границы стресса |
Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим |
Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время) |
Влияние личностных качеств |
Незначительное |
Очень значительное |
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что биологический стресс практически всегда будет вызывать стереотипные реакции посредством нервных и гормональных механизмов. Психологический стресс, напротив, не всегда будет приводить к ожидаемым реакциям (реакция на психологическую угрозу может выражаться как в чувстве страха, тревоги, депрессии, так и в ухудшении показателей деятельности, моторных нарушениях и т.д.).
Рассмотрим механизм развития психологического стресса на примере работника крупной фирмы, готовящегося к защите своего проекта. Ожидаемый прогноз развития событий (успешная или неуспешная презентация проекта) будет формироваться в соответствии с имеющейся информацией и установками самого сотрудника, после чего будет подведен итог и дана окончательная оценка ситуации. Если сознание или подсознание оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс, который будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от субъективных факторов (память о прошлом, мотивация, установки, ожидания и т.д.). Данный процесс можно выразить при помощи следующей схемы (рис. 1).
Рис. 1. Механизмы формирования психологического стресса
Подводя итог, стоит еще раз отметить, что психологический стресс не несет в себе реальную угрозу жизни человека. Таким образом контрольный вопрос для определения разновидности стресса будет звучать так: «Стрессор наносит явное повреждение организму?». Если ответ «да», то это биологический стресс, если «нет» – психологический. Профессиональный стресс в работе руководителя не несет в себе угрозу жизни и не наносит повреждений организму, следовательно, является разновидностью психологического стресса.
1.2. Профессиональный стресс
Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [12]. В настоящее время данный вид стресса занимает отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Специфика понятия профессионального стресса заключается в том, что оно отражает особенности стрессового состояния, которое возникает при осуществлении каких-либо видов профессиональной деятельности. При этом важно не ограничиваться лишь анализом организационных форм и условий осуществления деятельности. Необходимо также изучать характерные особенности проявления стресса в зависимости от содержательной специфики конкретной профессии. Таким образом, профессиональные задачи и профессиональная среда будут являться ключевыми факторами, во взаимосвязи с которыми рассматривается развитие стресса в профессиональной деятельности. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что термин «профессиональный стресс» объединяет в себе такие понятия, как «трудовой стресс», «рабочий стресс», «организационный стресс» и прочее. Также стоит отметить, что в контексте данного термина анализ деятельности специалиста будет рассматриваться как деятельность члена конкретного профессионального сообщества.
В современной психологии представлено множество концепций и моделей профессионального стресса, что отражает различие исследовательских позиций в понимании того, что же такое стресс. На первый взгляд подобное разнообразие свидетельствует о неопределенности и даже содержательной размытости исходного понятия «стресс», с другой стороны, профессиональный стресс – просто широко распространенный термин. Однако стоит отметить, что при более детальном изучении наиболее известных моделей профессионального стресса можно сделать вывод об использовании сходных конструктов в логике построения этих моделей, что позволяет выделить три основных типа концептуальных парадигм анализа профессионального стресса.
Парадигма соответствия в системе «личность – среда», которая лежит в основе экологического подхода [4], в котором стресс рассматривается как результат дисбаланса между требованиями окружающей среды (трудовой, физической, социальной) и личными ресурсами человека.
Процессуально-когнитивная парадигма, которая базируется на психологической модели стресса Р. Лазаруса (другое определение – трансактный подход) [5]. Данная парадигма интерпретирует стресс как процесс развития индивидуально-личностных форм адаптации к осложненным условиям деятельности. Главный компонент – когнитивная оценка[6] ситуации и актуализация репертуара внутренних средств преодоления затруднений.
Примечание. |
Примером применения процессуально-когнитивной парадигмы с опорой на регуляторный подход можно привести исследование, в котором рассматривается феномен стресс-устойчивости медицинских работников и выделяются личностные детерминанты[7], образующие ее типы [11]. |
Парадигма регуляции состояний, которая реализуется в рамках регуляторного подхода [8]. Здесь внимание главным образом фокусируется на анализе стресса как особого класса состояний с богатой феноменологией, которая возникает в результате изменения механизма регуляции деятельности и поведения при актуальном и длительном воздействии стрессогенных[8] факторов. Следует отметить, что состояние стресса может улучшить показатели деятельности, но только в том случае, если это состояние не вызывает перегрузок, а выступает в качестве состояния оперативной мобилизации.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, хотя указанные выше парадигмы чаще всего стоят особняком друг от друга, обсуждаются в научных кругах не только как независимые, но и как конкурирующие друг с другом, между ними нет жестких разграничений и противоречий. Наоборот, в совокупности они позволяют проанализировать различные грани факторов и механизмов развития профессионального стресса, как бы дополняя друг друга, позволяя искать новые пути разработки более мощной методологии исследования стресса, которая обобщит накопленный методический материал для решения практических задач.
1.3. Объективные и субъективные причины
возникновения профессионального стресса
На сегодняшний день существует большое количество видов профессионального стресса, которые в основе своей имеют различные факторы, связанные с трудовой деятельностью работника, его ролью в компании (организации), с психологическим климатом, организационной структурой, взаимоотношениями внутри коллектива и так далее. Классификации профессионального стресса отличаются как степенью детализации и концептуальными подходами. Например, по Ю.В.Щербатых [12] все факторы, вызывающие производственный стресс, можно разделить на две группы: объективные (мало зависят от личности человека) и субъективные (развитие больше зависит от самого работника).
К объективным факторам стресса относятся тяжелые условия работы, вредные характеристики производственной среды, форс-мажорные обстоятельства. Подобные факторы изначально способствуют развитию биологического стресса, который впоследствии может осложняться стрессом психологическим. Для руководителей высшего и среднего звена наиболее характерны будут факторы, которые проявляют себя в чрезвычайных обстоятельствах, например, срыв поставок сырья (для менеджеров отдела продаж), неудачные переговоры, срыв сделки и тому подобные ситуации.
Субъективные факторы стресса включают в себя две разновидности: межличностные и внутриличностные стрессы. Первая группа может проявлять себя при общении работника с вышестоящими должностными лицами (например, из-за чрезмерного контроля руководителя, завышенных требований, грубого отношения, пренебрежения и так далее). Для руководителя же сам подчиненный также может являться источником стресса (из-за пассивности или же наоборот излишней инициативности, некомпетентности, лени, передачи ценной информации конкурентам, воровства и так далее).
В свою очередь, внутриличностные стрессы могут быть разделены на следующие виды: профессиональные, личного характера, а также стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работника.
Профессиональные причины стрессов обусловлены недостатком знаний в той или иной области, отсутствием практических навыков, а также ощущением работника неравноценности между затраченными усилиями и полученным вознаграждением.
Стрессы личностного характера могут быть у работников самых разных профессий. Такой вид стресса не будет иметь специфический характер. Сюда можно отнести низкую самооценку работника, его неуверенность в себе и в собственных силах, неуверенность в будущем, тревога, страх неудачи и низкая мотивация и так далее.