Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Биологический и психологический стресс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Состояние здоровья также может быть источником производственного стресса. Например, хронические заболевания приводят к стрессам, так как требуют дополнительных усилий от работника для их компенсации, а также снижают эффективность деятельности, что вполне может отразиться на авторитете и социальном статусе сотрудника той или иной организации. Более серьезные заболевания тоже являются источником переживаний, поскольку они как бы «выключают» работника из трудового процесса, что влечет за собой финансовые потери, а также необходимость заново адаптироваться к производству.

Все вышеизложенные факты нашли свое отражения в схеме (рис. 2), при­веденной ниже.

Рис. 2. Причины производственного стресса

1.4. Коммуникативные, информационные, эмоциогенные и физиолого-гигиенические факторы стресса

Б.В. Овчинников, А.И. Колчев [10], на основе анализа многочисленных классификаций факторов возникновения профессионального стресса выделяют четыре группы потенциально стрессогенных факторов, которые будут свойст­венны любой профессиональной деятельности: коммуникативные, информа­ционные, эмоциогенные, физиолого-гигиенические.

Стрессогенные факторы коммуникативной природы – это группа комму­никативных факторов, которая относится к социально-психологическому аспекту профессиональной деятельности, описывает место специалиста в профес­сиональной организации. Поскольку человеческое общение по сути своей является конфликтогенным, большинство стрессогенных факторов будет относится именно к коммуникативному виду.

Среди коммуникативных факторов следует выделить две структуры общения: вертикальную и горизонтальную. В вертикальном факторе стрессо­генность будет связана с уровнем иерархии, на котором находится работник. Здесь стоит отметить, что власть над людьми обладает не только стимулирующим действием, но и обременяющим: чем больше людей находятся в прямом подчинении, тем выше напряженность деятельности руководителя. Наименьшее стрессогенность по этому фактору принадлежит профессиям исполнительно типа, так называемые профессии вспомогательного персонала.

Примечание.

Наибольшей стресс-толерантностью по отношению к «вертикальному» фактору обладают личности с высокоразвитыми качествами прирож­денного лидера. Они способны к длительной и успешной руководящей работе, не причиняя тем самым вреда своему здоровью.


Горизонтальный фактор связан с неформальным общением. Очевидно, что работники, изолированные во время осуществления трудовой деятельности от общества, страдают от социальной депривации[9]. Преодолеть стресс-факторы социальной ограниченности способны сотрудники, которые обладают гибким коммуникативным потенциалом (обычно это терпимые, дружелюбные люди, которые не страдают социофобией, являются самостоятельными и независи­мыми). Длительное пребывание в составе замкнутой малой группы не вызовет у таких людей напряжения.

Информационные факторы стресса – это группа информационных фак­торов, которая связана со структурой деятельности, ее операционным сос­тавом [6]. Важнейшими среди них считаются алгоритмизация и эвристичность.

Алгоритмизация отражает упорядоченность, последовательность профес­сиональных операций. Обычно они регламентируются инструкциями и пред­писаниями, обладающими разной степенью строгости. В жизни наибольшую сложность представляют те виды деятельности, в которых способы решения поставленных профессиональных задач неявны, многообразны и ситуативны. В таком случае алгоритм будет содержать только промежуточные и/или конечные цели. К таким профессиям можно отнести работу психолога, деятелей различных сфер бизнеса, работников литературы и искусства, врачей. Стрес­согенность по данному фактору будет снижаться, если появится возможность к построению новых алгоритмов из заранее известных элементов или чере­довать известные алгоритмы в определенном порядке. Если же рассматривать противоположный полюс данного фактора, а именно, профессии с максимальным уровнем алгоритмизации, в которых последовательность действий известна заранее и неизменна, то стоит отметить, что хоть подобного рода профессии и будут относиться к группе с минимальной напряженностью, в любой может наступить состояние монотонности, которое влечет за собой отказ от деятель­ности вследствие снижения общего уровня бодрствования.

Эвристичность деятельности отражает ее творческую природу, невоз­можность решить профессиональные задачи известными способами. Макси­мальная эвристичность будет вызывать наибольшие трудности, но стоит отметить, что необходимость постоянной импровизации встречается не так уж часто в профессиональной сфере (к ним можно отнести высокую политику и бизнес, искусство, психотерапию и креативную педагогику, дешифровку текста и так далее). Противоположный полюс данного фактора сводит к минимуму творческий компонент, что свойственно работе машинистов, диспетчеров, механиков, грузчиков и так далее. В подобных профессиях стереотипное исполнение будет являться необходимым признаком качественной и эффек­тивной работы.


Эмоциогенные факторы стресса – это группа, которая имеет наиболее очевидные и тесные связи с эмоциональным стрессом [6]. Первым из них следует выделить фактор ответственности, отражающий цену возможных ошибок работника. Вторым фактором будет являться опасность труда для жизни и здоровья самого работника.

Физиолого-гигиенические факторы стресса – это группа, которая вклю­чает в себя стрессоры, имеющие материальную природу и непосредственно воздействующие на организм человека. В состав данной группы входят фактор среды обитания на рабочем месте и фактор ритмичности трудового процесса.

Первый фактор характеризует микросреду на рабочем месте, которая складывается из микроклиматических условий, состава воздуха, уровня бактериальной загрязненности и шума, условий освещенности и так далее. Эффективно противостоять воздействию вредных факторов внешней среды могут люди с крепким здоровьем и большим запасом функциональных резервов (в противном случае повышается риск профессионального заболе­вания).

Второй фактор отражает ритмичность труда, соотношение его режима с биологическими ритмами организма человека. Наибольшее напряжение будут вызывать профессии с «рваным» режимом. В таком случае деятельность напрямую зависит от внешних обстоятельств, что делает ее крайне непред­сказуемой. Успешная деятельность в подобном режиме требует от работника высокого уровня самоорганизации, развитых волевых качеств.

С учетом вышеизложенного, а также положений об объективных и субъективных причинах возникновения профессионального стресса, можно выделить шесть главных источников стресса, которые будут иметь непосред­ственное отношение к работникам управленческого профиля:

1. режим трудовой деятельности (нехватка времени, плохие условия труда, интенсивный режим деятельности и так далее);

2. роль сотрудника в организации (повышенная ответственности или же наоборот, недостаток полномочий);

3. коммуникативный фактор (взаимоотношения в коллективе и с руко­водством);

4. трудности построения деловой карьеры (профессиональная неуспешность, слишком медленный или наоборот, слишком быстрый карьерный рост, неадекватный уровень притязаний, страх перед увольнением и так далее);

5. факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (ограничение индивидуальной свободы, интриги, сплетни, несоот­ветствие установок и ожиданий работника корпоративной культуры предприятия и так далее);


6. внеорганизационные источники стресса (семейные конфликты с при­тязанием обоих супругов на карьерный рост, неумение разделить профес­сиональную и ролевую стратегию и тому подобные ситуации).

2. СТРЕСС В ГРУППАХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Как мы выяснили ранее, современный контекст работы задает повышенные требования к личностным ресурсам сотрудника в различных профессиональных сферах. При этом выраженность и качество профессионального стресса зависят от специализации человека, его эмоционально-волевых особенностей, мотивации, а также ситуативного контекста труда. Длительный стресс оказывает сильное воздействие и может вызывать различные заболевания. К наиболее глубокими деструктивными изменения личности можно отнести десоциализацию, психи­ческое истощение, различные формы профессионально-личностных деформаций.

В современном мире одной из наиболее сложных профессий, предъяв­ляющей повышенные требования к ресурсам личности, является профессия руководителя. В процессе своей работы руководитель включен в разнообразные сложные типы деятельности, требующие высокой квалификации, ответствен­ности. Отличительной особенностью данной профессиональной деятельности является необходимость действовать не только в стабильных условиях, но и в изменяющихся, вследствие чего происходит качественное изменение психи­ческих процессов (например, аналитическое мышление дополняется творческим).

Примечания:

1. К основным особенностям управленческой деятельности относят неопре­деленность возникновения различных производственных ситуаций и проб­лему ролевой и функциональной неопределенности [2].

2. Неопределенность и неоднозначность ситуации являются одной из основных характеристик стрессогенности события [3].

Сами руководители отмечают важность принятия решений разного уровня (особенно в изменяющихся условиях деятельности). По их мнению, для эффективной работы необходимо быть готовым принять на себя ответст­венность за принимаемые решения и стремиться к этой самой ответственности, уметь ставить нестандартные задачи, рационально использовать рабочее время (организованность как качество личности), знать нормативные документы и так далее.


2.1. Причины стресса в группах
руководителей высшего и среднего звена

Основной задачей руководителя (так называемой центральной состав­ляющей управленческой деятельности) является выработка и принятие решений. Но ситуации принятия решений довольно часто бывают неоднозначными,
а также имеют множество альтернатив, которые характеризуются высоко степенью неопределенности. Если учесть тот факт, что почти каждый руководитель испытывает нехватку времени, а также осознает высокую степень ответственности за принятие того ли иного решения, то можно сделать вывод, что человек, занятый в управленческой деятельности, постоянно находится в состоянии стресса.

Согласно исследованию Л.И.Дементия[10] наиболее распространенными профессиональными стрессовыми ситуациями в группе руководителей высшего звена являются (см. приложение 1):

1. Конфликты и проблемы с другими организациями (27,5%).

2. Хозяйственно-бытовые проблемы предприятия (17,6%).

3. Конфликт с вышестоящим руководством (13,7%).

4. Проблемы с контролирующими органами (13,7%).

5. Долги предприятия и расчет с поставщиками (11,8%).

6. Материальный ущерб предприятию (11,8%).

7. Конфликты с подчиненными (11,8%).

8. Другие случаи (4%).

Стоит отметить, что представленные ситуации являются как реальными профессиональными стрессовыми ситуациями (с которыми уже сталкивался руководитель), так и потенциальными (а наличие такого класса ситуаций исключает возможность полной адаптации к профессиональным стрессорам).

Если говорить только о потенциальных стрессовых ситуациях у руково­дителей высшего звена, то статистика будет выглядеть следующим образом (см. приложение 2):

1. Проблемы с контролирующими органами (21,6%).

2. Хозяйственно бытовые проблемы предприятия (13,7%).

3. Конфликт с вышестоящим руководством (13,7%)

3. Материальный ущерб предприятию (11,8%).

4. Конфликты и проблемы с другими организациями (9,8%).

5. Долги предприятия и расчеты с поставщиками (9,8%).

8. Другие случаи (19,6%).

В группе руководителей среднего звена наиболее распространенными профессиональными стрессовыми ситуациями выступают (см. приложение 3):

1. Смена работы (22,9%).

2. Конфликт с вышестоящим руководством (20%).

3. Конфликты с подчиненными (20%).

4. Проблемы с контролирующими организациями (17,1%).

5. Разделение бизнеса (11,4%).

6. Повышение в должности (11,4%).

7. Другие случаи (4%).

Среди руководителей данной группы также были обнаружены потенци­альные профессиональные стрессовые ситуации. К ним относятся (см. прило­жение 4):