Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Биологический и психологический стресс).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Жертвой синдрома выгорания может стать каждый. Особенно актуальна эта проблема для руководителей всех уровней управления. Постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве, чрезмерные, подчас невыполнимые требования к профессиональным и личностным ресурсам, передача ответственности, выраженная пассивность работников, неблагоприятные условия труда все это оказывает каждодневное давление на руководителя, которое в конце концов приводит к синдрому эмоционального выгорания и нервным срывам.
4. ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ
В РАБОТЕ СО СТРЕССОМ
Психологическая профилактика – содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных личностных деформаций, конфликтов, выработка рекомендаций по улучшению психологического состояния и социально-профессиональных условий самореализации [6].
Превенция – происходит от латинского слова «praevenire», что означает «предшествовать», «предвосхищать». Профилактическое направление преодоление стресса носит достаточно оперативный характер и направлено на создание рациональных, благоприятных условий деятельности человека. В этом случае предотвращение стресса происходит за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий протекания) к особенностям и возможностям людей.
Профилактика и преодоление стресса должны осуществляться как на уровне отдельного индивида, так и на уровне организации.
На уровне организации профилактика стресса и стрессовых ситуаций осуществляется за счет правильного проведения кадровой политики (подбор и расстановка кадров), постановки конкретных и реально выполнимых задач, а также реализации программы оздоровления работников.
На уровне отдельного индивида основная задачей психопрофилактической работы со стрессом и проявлением синдрома эмоционального выгорания является создание условий, содействующих адекватному реагированию личности на стрессогенные факторы, формирование стрессоустойчивости.
Большой популярностью для профилактики, предупреждения и преодоления выгорания пользуются различные тренинги, которые совмещают несколько подходов: релаксации. управление когнитивным стрессом, тренинг социальных умений, тайм-менеджмент, изменение установок. В настоящее время специалистами разработано больше количество дидактического материала, тестов, анкет, при помощи которых человек может определить уровень раздраженности, угрозы стресса, возможности нервного срыва.
Интервенция – это систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него. Интервенция представляет собой систему плановых (или неплановых) воздействий, которые должны внести определенные изменения в проблемные компоненты системы, будь то личность, среда, взаимодействие личности и среды. Другими словами, в данном случае будет предусматриваться решение задачи преодоления стресса у отдельно взятого человека с учетом его индивидуальных особенностей.
Необходимо учитывать, что определение путей, методов и приемов противодействия (профилактика/коррекция) стрессу должно основываться на представлении о стрессе как о функциональном состоянии, которое отражает ответную реакцию организма и психики на воздействие внешней и внутренней среды. Основными элементами этого системного ответа организма являются функции и процессы следующих уровней:
1. физиологический (обеспечение двигательного компонента состояния);
2. психологический (проявление психологических процессов, особенностей эмоционально-волевой регуляции);
3. поведенческий (целенаправленность активности, точность и скорость выполняемых действий);
На основе вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что психолог должен составлять индивидуальную программу преодоления стресса для конкретного человека. Допускается составление программы группе лиц, если они работают в одной организации (при этом не стоит забывать об индивидуальных особенностях человека).
4.1. Анализ стрессогенности ситуации
Стрессогенностью называют потенциальную способность какой-либо ситуации вызывать у людей стресс. Степень стрессогенности будет зависеть от количества и силы отдельных стресс-факторов, которые присутствуют в конкретный момент времени. В виде формулы это правило будет выражено следующим образом:
СТРЕССОГЕННОСТЬ = ЗНАЧИМОСТЬ * (НОВИЗНА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ + РИСК + НАГРУЗКА + ЦЕЙТНОТ)
В данной формуле представлены основные стрессовые факторы, которые должны подвергаться тщательному анализу в работе по управлению стрессовым состоянием. Рассмотрим подробнее эти факторы.
Значимость ситуации. Основным критерием оценки силы этого стресс-фактора будет цена отказа от выполнения определенного вида деятельности. При анализе резонно будет задать вопрос «Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого действия?».
Новизна и неопределенность. Здесь главным критерием будет являться отсутствие опыта, знаний, навыков и умений, которые необходимы для успешного осуществления деятельности.
Нагрузка. Критерий – количество затраченных сил, времени и так далее. Также сюда относят уровень дискомфорта, который испытывает сотрудник при осуществлении того или иного вида деятельности (или уровень дискомфорта от нахождения в конкретной ситуации).
Риск. Критерием будет служить цена ошибки. При анализе задается вопрос «Что ценного я потеряю, если мои действия будут ошибочными?».
Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, которого было бы достаточно для спокойного обдумывания вариантов поведения, построения стратегии.
Отсюда становится понятно, что для эффективного управления стрессогенностью ситуации необходимо достаточно хорошо различать типичные стресс-факторы, уметь определять силу их воздействия, а также знать в достаточном количестве эффективные и удобные методы снижения силы стрессогенных факторов и уметь их применять. Таким образом алгоритм снижения стрессогенности ситуации будет выглядеть следующим образом:
1. Проводится инвентаризация жизненных ценностей.
2. Описывается текущая/предстоящая стрессовая ситуация.
3. Проводится анализ ситуации по формуле стрессогенности.
4. Выбирается наиболее сильные стресс-факторы и проводится их купирование.
Алгоритм снижения «Значимости» ситуации:
1. Определяется цена отказа.
2. Проводится поиск вариантов, при которых снижается объективная и субъективная цена отказа, уменьшаются его негативные последствия.
3. Анализируется последствия реализации стрессового проекта (потери, приобретения).
4. Составляется комплексный план снижения значимости ситуации с дальнейшей его реализацией.
Алгоритм снижения «Новизны и неопределенности» ситуации:
1. Моделируется предстоящая ситуация.
2. Проигрываются возможные варианты развития событий, в результате чего определяется, какой именно не хватает информации.
3. Проводится работы по сбору недостающей информации.
4. Составляется профиль компетентности в данной области.
5. Составленный профиль сравнивается с необходимым.
6. Анализируются способы повышения компетентности или снижение сложности предстоящей деятельности
7. Составляется комплексный план с дальнейшей его реализацией.
Алгоритм снижения «Нагрузки» и «Риска»:
Аналогичен фактору «Значимости», но с учетом того, что потери вследствие нагрузки возникают во время деятельности, а вследствие риска – в случае ошибки.
Алгоритм снижения «Недостатка времени» («Цейтнот»):
Главным направлением будет воспитание в себе способности грамотно выставлять приоритеты и научиться планировать свое время.
Данная формула будет очень полезна в работе психолога, однако ею должен также уметь пользоваться и рядовой сотрудник организации, и руководитель предприятия. Из этого следует, что задача психолога также состоит в том, чтобы обучить своих клиентов самостоятельно отслеживать свое состояние, обучить алгоритмам действий, которые будут применимы в тех или иных ситуациях, показать, как применять на практике подобные алгоритмы.
4.2. Профилактика стресса и синдрома
эмоционального выгорания
Процесс зарождения и дальнейшего развития профессионального стресса определяется совокупностью внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, а также зависит от индивидуальных особенностей человека.
Ранее мы говорили, что к числу внешних факторов относятся экстремальные воздействия профессиональных, информационных, социальных, и другие характеристики окружающей среды. Вместе с тем, интенсивность влияния данных факторов будет обусловлено особенностями субъективного восприятия внешнего мира индивидуумом, которое зависит от его профессиональных качеств, степенью стрессоустойчивости, уровня морального-нравственного развития и так далее. В совокупности данных факторов и определяется оценка стрессогенности ситуации конкретным человеком.
Поскольку в различных жизненных и профессиональных ситуациях существует огромное разнообразие условий проявления стрессогенности, учеными разработано большое количество различных методов, приемов и средств преодоления стресса. При их изучении, я пришла к выводу, что максимально радикальным направлением предупреждения состояния стресса будет являться полное устранение причин его развития. Наиболее перспективной представляется схема А.Б.Леоновой [7], которая предполагает две группы способов непосредственного воздействия на функциональное состояние индивидуума (см. таблицу 3).
Таблица 3
Первая группа |
Вторая группа |
нормализация режима питания |
аутогенная тренировка (самовнушение) |
витаминотерапия |
нервно-мышечная релаксация |
функциональная музыка |
гимнастика и массаж |
цветомузыка |
поведенческая психотерапия |
коммуникационное воздействие |
групповой тренинг |
Подобные способы предполагают использование как вербальных, невербальных, аппаратных, контактных методик в режимах индивидуального и группового управления функциональным состоянием, что делает подобную схему очень гибкой в обращении.
В.Л.Марищук и В.И.Евдокимов [9]также предлагают делить все методы регуляции на две группы, а именно на «методы оперативного управления состоянием» и «методы программного (запланированного) воздействия и управления», при этом внутри каждой из это группы выделяется четыре класса методических приемов (здесь и далее стоит учесть, что психолог может только посоветовать обратиться к врачу за получением индивидуумом дополнительной консультации, но никак не рекомендовать, а тем более прописывать какие-либо процедуры и препараты).
Первый класс (методы психической регуляции): аутогенная тренировка, специальные приемы регуляции, самоконтроль, музыкотерапия.
Второй класс (методы психофизиологической регуляции): физические упражнения, массаж, рефлексотерапия (точечный массаж и иглоукалывание), термовосстановительные процедуры.
Третий класс (физиолого-гигиенические методы): организация рационального режима труда, отдыха и питания, активный отдых, закаливание.
Четвертый класс (фармакологические средства): прием витаминов и стимуляторов центральной нервной системы.
Изучая подобные методы регуляции функционального состояния человека, я пришла к выводу, что психологу необходимо уделять особое внимание не только психическим особенностям сотрудника, но физическим (режим, в котором живет сотрудник, в нашем случае, руководитель; физиологические особенности организма) и проводить коррекцию самого стиля жизни индивидуума. Подобная работа может проводиться только в условиях составления программы профилактики и преодоления стрессового состояния одного человека, а не группы людей (или целой организации). Во втором случае следует ограничиться общими рекомендациями и проведением тренингов (проведение групповой коррекции с использованием психофизической регуляции, а также применением физиолого-гигиенических методов не представляется возможным из-за различных физических особенностей группы сотрудников).
Говоря о коррекции стиля жизни стоит отметить, что психолог может лишь дать рекомендации общего характера, а также посоветовать обратиться к другому специалисту (врачу) за получением дополнительной консультации. Психолог ни в коем случае не должен советовать, а тем более предписывать прием тех или иных препаратов.