Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Биологический и психологический стресс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жертвой синдрома выгорания может стать каждый. Особенно актуальна эта проблема для руководителей всех уровней управления. Постоянные проти­воречия в стратегическом и тактическом руководстве, чрезмерные, подчас невыполнимые требования к профессиональным и личностным ресурсам, передача ответственности, выраженная пассивность работников, неблагопри­ятные условия труда все это оказывает каждодневное давление на руково­дителя, которое в конце концов приводит к синдрому эмоционального выгора­ния и нервным срывам.

4. ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ
В РАБОТЕ СО СТРЕССОМ

Психологическая профилактика – содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных лич­ностных деформаций, конфликтов, выработка рекомендаций по улучшению психологического состояния и социально-профессиональных условий само­реализации [6].

Превенция – происходит от латинского слова «praevenire», что означает «предшествовать», «предвосхищать». Профилактическое направление прео­доление стресса носит достаточно оперативный характер и направлено на создание рациональных, благоприятных условий деятельности человека. В этом случае предотвращение стресса происходит за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий протекания) к особенностям и возможностям людей.

Профилактика и преодоление стресса должны осуществляться как на уровне отдельного индивида, так и на уровне организации.

На уровне организации профилактика стресса и стрессовых ситуаций осуществляется за счет правильного проведения кадровой политики (подбор и расстановка кадров), постановки конкретных и реально выполнимых задач, а также реализации программы оздоровления работников.

На уровне отдельного индивида основная задачей психопрофилакти­ческой работы со стрессом и проявлением синдрома эмоционального выго­рания является создание условий, содействующих адекватному реагированию личности на стрессогенные факторы, формирование стрессоустойчивости.

Большой популярностью для профилактики, предупреждения и преодоления выгорания пользуются различные тренинги, которые совмещают несколько подходов: релаксации. управление когнитивным стрессом, тренинг социальных умений, тайм-менеджмент, изменение установок. В настоящее время специа­листами разработано больше количество дидактического материала, тестов, анкет, при помощи которых человек может определить уровень раздражен­ности, угрозы стресса, возможности нервного срыва.


Интервенция – это систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него. Интервенция представляет собой систему плановых (или неплановых) воздействий, которые должны внести определенные изменения в проблемные компоненты системы, будь то личность, среда, взаимодействие личности и среды. Другими словами, в данном случае будет предусматри­ваться решение задачи преодоления стресса у отдельно взятого человека с учетом его индивидуальных особенностей.

Необходимо учитывать, что определение путей, методов и приемов противодействия (профилактика/коррекция) стрессу должно основываться на представлении о стрессе как о функциональном состоянии, которое отражает ответную реакцию организма и психики на воздействие внешней и внутренней среды. Основными элементами этого системного ответа организма являются функции и процессы следующих уровней:

1. физиологический (обеспечение двигательного компонента состояния);

2. психологический (проявление психологических процессов, особенностей эмоционально-волевой регуляции);

3. поведенческий (целенаправленность активности, точность и скорость выполняемых действий);

На основе вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что психолог должен составлять индивидуальную программу преодоления стресса для кон­кретного человека. Допускается составление программы группе лиц, если они работают в одной организации (при этом не стоит забывать об индивиду­альных особенностях человека).

4.1. Анализ стрессогенности ситуации

Стрессогенностью называют потенциальную способность какой-либо ситуа­ции вызывать у людей стресс. Степень стрессогенности будет зависеть от количества и силы отдельных стресс-факторов, которые присутствуют в конк­ретный момент времени. В виде формулы это правило будет выражено следующим образом:

СТРЕССОГЕННОСТЬ = ЗНАЧИМОСТЬ * (НОВИЗНА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ + РИСК + НАГРУЗКА + ЦЕЙТНОТ)

В данной формуле представлены основные стрессовые факторы, которые должны подвергаться тщательному анализу в работе по управлению стрес­совым состоянием. Рассмотрим подробнее эти факторы.

Значимость ситуации. Основным критерием оценки силы этого стресс-фактора будет цена отказа от выполнения определенного вида деятельности. При анализе резонно будет задать вопрос «Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого действия?».

Новизна и неопределенность. Здесь главным критерием будет являться отсутствие опыта, знаний, навыков и умений, которые необходимы для успеш­ного осуществления деятельности.


Нагрузка. Критерий – количество затраченных сил, времени и так далее. Также сюда относят уровень дискомфорта, который испытывает сотрудник при осуществлении того или иного вида деятельности (или уровень диском­форта от нахождения в конкретной ситуации).

Риск. Критерием будет служить цена ошибки. При анализе задается вопрос «Что ценного я потеряю, если мои действия будут ошибочными?».

Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, которого было бы достаточно для спокойного обдумывания вариантов поведения, построения стратегии.

Отсюда становится понятно, что для эффективного управления стрессо­генностью ситуации необходимо достаточно хорошо различать типичные стресс-факторы, уметь определять силу их воздействия, а также знать в достаточном количестве эффективные и удобные методы снижения силы стрессогенных факторов и уметь их применять. Таким образом алгоритм снижения стрессогенности ситуации будет выглядеть следующим образом:

1. Проводится инвентаризация жизненных ценностей.

2. Описывается текущая/предстоящая стрессовая ситуация.

3. Проводится анализ ситуации по формуле стрессогенности.

4. Выбирается наиболее сильные стресс-факторы и проводится их купирование.

Алгоритм снижения «Значимости» ситуации:

1. Определяется цена отказа.

2. Проводится поиск вариантов, при которых снижается объективная и субъективная цена отказа, уменьшаются его негативные последствия.

3. Анализируется последствия реализации стрессового проекта (потери, приобретения).

4. Составляется комплексный план снижения значимости ситуации с дальнейшей его реализацией.

Алгоритм снижения «Новизны и неопределенности» ситуации:

1. Моделируется предстоящая ситуация.

2. Проигрываются возможные варианты развития событий, в результате чего определяется, какой именно не хватает информации.

3. Проводится работы по сбору недостающей информации.

4. Составляется профиль компетентности в данной области.

5. Составленный профиль сравнивается с необходимым.

6. Анализируются способы повышения компетентности или снижение сложности предстоящей деятельности

7. Составляется комплексный план с дальнейшей его реализацией.

Алгоритм снижения «Нагрузки» и «Риска»:

Аналогичен фактору «Значимости», но с учетом того, что потери вследствие нагрузки возникают во время деятельности, а вследствие риска – в случае ошибки.

Алгоритм снижения «Недостатка времени» («Цейтнот»):


Главным направлением будет воспитание в себе способности грамотно выставлять приоритеты и научиться планировать свое время.

Данная формула будет очень полезна в работе психолога, однако ею должен также уметь пользоваться и рядовой сотрудник организации, и руководитель предприятия. Из этого следует, что задача психолога также состоит в том, чтобы обучить своих клиентов самостоятельно отслеживать свое состояние, обучить алгоритмам действий, которые будут применимы в тех или иных ситуациях, показать, как применять на практике подобные алгоритмы.

4.2. Профилактика стресса и синдрома
эмоционального выгорания

Процесс зарождения и дальнейшего развития профессионального стресса определяется совокупностью внешних (объективных) и внутренних (субъек­тивных) факторов, а также зависит от индивидуальных особенностей человека.

Ранее мы говорили, что к числу внешних факторов относятся экстремаль­ные воздействия профессиональных, информационных, социальных, и другие характеристики окружающей среды. Вместе с тем, интенсивность влияния данных факторов будет обусловлено особенностями субъективного воспри­ятия внешнего мира индивидуумом, которое зависит от его профессиональных качеств, степенью стрессоустойчивости, уровня морального-нравственного развития и так далее. В совокупности данных факторов и определяется оценка стрессогенности ситуации конкретным человеком.

Поскольку в различных жизненных и профессиональных ситуациях существует огромное разнообразие условий проявления стрессогенности, учеными разработано большое количество различных методов, приемов и средств преодоления стресса. При их изучении, я пришла к выводу, что максимально радикальным направлением предупреждения состояния стресса будет являться полное устранение причин его развития. Наиболее перспек­тивной представляется схема А.Б.Леоновой [7], которая предполагает две группы способов непосредственного воздействия на функциональное состояние индивидуума (см. таблицу 3).

Таблица 3

Первая группа

Вторая группа

нормализация режима питания

аутогенная тренировка (самовнушение)

витаминотерапия

нервно-мышечная релаксация

функциональная музыка

гимнастика и массаж

цветомузыка

поведенческая психотерапия

коммуникационное воздействие

групповой тренинг


Подобные способы предполагают использование как вербальных, невер­бальных, аппаратных, контактных методик в режимах индивидуального и группового управления функциональным состоянием, что делает подобную схему очень гибкой в обращении.

В.Л.Марищук и В.И.Евдокимов [9]также предлагают делить все методы регуляции на две группы, а именно на «методы оперативного управления состоянием» и «методы программного (запланированного) воздействия и управ­ления», при этом внутри каждой из это группы выделяется четыре класса мето­дических приемов (здесь и далее стоит учесть, что психолог может только посоветовать обратиться к врачу за получением индивидуумом дополнительной консультации, но никак не рекомендовать, а тем более прописывать какие-либо процедуры и препараты).

Первый класс (методы психической регуляции): аутогенная тренировка, специальные приемы регуляции, самоконтроль, музыкотерапия.

Второй класс (методы психофизиологической регуляции): физические упражнения, массаж, рефлексотерапия (точечный массаж и иглоукалывание), термовосстановительные процедуры.

Третий класс (физиолого-гигиенические методы): организация рацио­нального режима труда, отдыха и питания, активный отдых, закаливание.

Четвертый класс (фармакологические средства): прием витаминов и стимуляторов центральной нервной системы.

Изучая подобные методы регуляции функционального состояния человека, я пришла к выводу, что психологу необходимо уделять особое внимание не только психическим особенностям сотрудника, но физическим (режим, в котором живет сотрудник, в нашем случае, руководитель; физиологические особенности организма) и проводить коррекцию самого стиля жизни индивидуума. Подобная работа может проводиться только в условиях составления программы профилак­тики и преодоления стрессового состояния одного человека, а не группы людей (или целой организации). Во втором случае следует ограничиться общими рекомендациями и проведением тренингов (проведение групповой коррекции с использованием психофизической регуляции, а также применением физиолого-гигиенических методов не представляется возможным из-за различных физи­ческих особенностей группы сотрудников).

Говоря о коррекции стиля жизни стоит отметить, что психолог может лишь дать рекомендации общего характера, а также посоветовать обратиться к другому специалисту (врачу) за получением дополнительной консультации. Психолог ни в коем случае не должен советовать, а тем более предписывать прием тех или иных препаратов.