Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Биологический и психологический стресс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Справедливо будет сказать, что современные условия жизни, ее органи­зация и динамика задают все более повышенные требования к человеческим ресурсам. В наши дни стресс перестал быть чем-то необычным и превратился, скорее, в обыденность, переставая быть проблемой, к которой человек отно­сился бы серьезно. В подобных условиях исследования стрессов становятся все более актуальными, потому как проблема эта принимает поистине массовый характер. Особенно остро она стоит перед людьми, занятыми в управленческой деятельности. Стрессогенность профессии руководителя подтверждается такими факторами как выполнение функции управления и контроля, интенсивное взаимодействие с подчиненными и представителями других организаций, принятие ответственных стратегических решений, решение финансовых вопросов и тому подобное.

Деятельность руководителей высшего и среднего звена содержат комплекс факторов повышенной напряженности, которые провоцируют интенсивное развитие профессионального стресса у этой категории профессионалов. Вместе с наличием определенного вида стресс-факторов, общих для всех видов управ­ленческой деятельности, существуют также различные специфические комплексы причин развития стресса, характерных для разных уровней управления. Так, например, основу деятельности руководителя высшего звена управления составляют задачи стратегического менеджмента (планирование, выработка общей политики и целей организации, их анализ), координация деятельности предприятия в целом и работы его функциональных подразделений в соответ­ствии с поставленными целями. Деятельность руководителя среднего звена управления преимущественно связана с реализацией функций тактического уровня, который включает в себя контроль и организацию труда отдельных трудовых групп или коллективов, являющихся частью единого организа­ционного целого. При этом стоит отметить, что стрессовые ситуации, связан­ные с осуществлением функции управления у руководителей высшего и среднего звена по содержанию схожи, поскольку каждый руководитель включен в разнообразные виды деятельности и имеет невероятное количество функций и зон ответственности. Он решает колоссальное количество самых разных профессиональных задач, вынужден работать с большими потоками инфор­мации, зачастую в условиях функциональной и ролевой неопределенности при дефиците времени, принимает высокоответственные решения, осуществляет руководство и координацию работы своих подчиненных, работает в условиях экономических рисков.


Профессиональный стресс определяется учеными как конфликт между личностью и профессиональным окружением. Вместе с тем, исследователями до настоящего времени не до конца решен вопрос о механизмах преодоления стресса и адаптации к нему, что является серьезной проблемой для возможности обеспечения нормальной жизнедеятельности человека в современном мире, вследствие чего данная тема остается достаточно значимой и подвергается всестороннему изучению как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Водопьянова И.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под редакцией Г.С.Никифорова, – СПб., 2006.

2. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности. Монография. М., 2005.

3. Дементий Л.И., Корнев К.И. Копинг-поведение руководителей в усло­виях профессиональных стрессовых ситуаций // Психология совладающего пове­дения. Кострома. 2007.

4. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология: современные перспективы и развития. Хрестоматия / Под редакцией А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой, – М., 1995.

5. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состо­яние и перспективы развития. Хрестоматия / Под редакцией А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой, – М., 1995.

6. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учебное пособие для студентов факультета психо­логии. Куйбышев, 2012.

7. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004.

8. Леонова А.Б., Капица М.С. Методы субъективной оценки функцио­нальных состояний человека. М., 2003.

9. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001.

10 Овчинников Б.В., Колчев А.И. Профессиональный стресс и здоровье // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под редакцией Г.С. Никифорова, – СПб., 2006.

11. Рогозян А.Б. Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструк­тора психологических ресурсов личности // вестник Адыгейского государствен­ного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 1. С. 138.