Файл: Роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. О содержании системы управления в области государственных и муниципальных финансов
1.1 Понятие и содержание финансовой деятельности государства
1.2 Методы финансового регулирования и контроля
1.3 Органы управления финансами в Российской Федерации
Глава 2 Об основных направлениях управлении государственными и муниципальными финансами
2.1 Бюджетная политика как основа управления государственными и муниципальными финансами
2.3 Кредитно-денежное регулирование
Глава 3. О современных проблемам регулирования государственного финансового контроля в РФ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, как известно, нормальное функционирование экономики возможно только при условии, когда каждое структурное подразделение органично связано с иными структурными подразделениями.
Таким образом, только на основе данной взаимосвязи будет достигнута необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.
Стоит отметить, что экономика любой страны развивается неравномерно: отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте.
Для обеспечения согласованного функционирования разных частей экономики осуществляют ее финансовое регулирование, под которым понимается такое распределение финансовых ресурсов, которое приводит к изменению темпов роста отдельных структурных подразделений, перестройке производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов.
Актуальность темы. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Таким образом, необходимость государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества - обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать управление государственными и муниципальными финансами и определить роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия финансовой деятельности государства;
2. Определить виды и типы эффективного финансового регулирования экономики;
3. Рассмотреть содержание системы управления в области государственных и муниципальных финансов;
4. Описать значение финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами.
Объект данной курсовой работы – финансовая деятельность государства.
Предметом курсовой работы Роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами
При написании курсовой работы, я опиралась на такие источники как Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию, Прогноз социально – экономического развития РФ, а также на труды известных экономистов.
Степень разработанности. На сегодняшний день, инструменты, методы и рычаги государственного финансового контроля и регулирования до конца не исследованы, остается множество нерешенных вопросов, касающихся вмешательства государства в экономику, его глубины, а так же способов и приемов такого вмешательства. Именно поэтому, выбранная мной тема как нельзя более актуальна в настоящее время.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, составляющих основную часть, заключения и списка использованных литературных источников.
Во введении обосновывается актуальность данной темы, поставлены основные цели и задачи курсового проекта.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты содержания системы управления в области государственных и муниципальных финансов, рассмотрена роль органов управления финансами в Российской Федерации.
Во второй главе рассмотрены основные регуляторы в финансовой деятельности государства.
Третья глава посвящена основным проблемам системы управления в области государственных и муниципальных финансов и определены пути их разрешения.
В заключении подведены итоги настоящего исследования.
Глава 1. О содержании системы управления в области государственных и муниципальных финансов
1.1 Понятие и содержание финансовой деятельности государства
Финансовая деятельность государства – это комплексных мер, действий, применяемых государством или коррекцией и установления основ экономических процессов. Государство отвечает за:
1.Фискальную политику (бюджет, налоги)
2.Монетарную политику (денежные средства, кредиты)
3.Внешнюю торговлю
В процессе анализа структуры науки и учебной дисциплины финансового права нередко начинают с понятия финансовой деятельности государства, хотя это понятие не включено в систему элементов отрасли права. Почему так, ведь многие отраслевые науки российского права не включают в свой состав отдельно понятие той сферы отношений, которые являются предметом отрасли права?
Объяснение следует искать в той роли, которую играет финансовая деятельность государства для установления признаков финансового права. Если говорить о финансовой деятельности государства как о едином целостном явлении, то ее можно представить в виде сферы проявления активности государства, выполнения им своей миссии с использованием определенных методов и средств.
В этом качестве она активно определяет специфику всей системы финансового права, выделяет для финансового права соответствующее правовое пространство в структуре всех аспектов финансовой деятельности государства, поскольку инициирует соответствующие правоотношения, указывает на активное участие в правоотношениях государства как субъекта и определяет объект соответствующих правоотношений в виде финансов.
Исторически впервые словосочетание «финансовая деятельность государства» встречается у В.А. Лебедева [12], который указывал на две ее формы: публичную, обеспечивающую бюджетную сферу; и договорную, в ходе которой казна заключала сделки с частными лицами на принципах юридического равенства.
В настоящее время точка зрения В.А. Лебедева на финансовую деятельность государства как публичную и договорную может быть продолжена.
В советское время понятие финансовой деятельности государства было употреблено М.А. Гурвичем (1952 г.), а затем рассмотрено в учебнике Е.А. Ровинского (1961 г.).
В последующем оно указывалось в большинстве учебников и рассматривалось во многих научных статьях и монографиях.
С точки зрения экономического содержания финансовая деятельность государства представляет собой совокупность действий и мер воздействия со стороны государства на механизм образования и распределения внутреннего валового продукта, на порядок осуществления денежных и связанных с ними иных контрольно-организационных отношений, направленных на достижение целей государства и общества.
Таким образом, государство как властный субъект различными формами и методами воздействует на систему денежных отношений и субъектов финансовых отношений [10, 133].
Заслуживает поддержки определение финансовой деятельности государства в контексте его взаимосвязи с правом, данное К.С. Бельским Конкретно он отмечает, что «отношения, возникающие в процессе финансо- вой деятельности государства, и экономические финансовые отношения, образующие в своей совокупности финансы, есть одно и то же, высту- пая при этом предметом финансового права» [9].
С точки зрения своей организации финансовая деятельность государства реализуется посредством осуществления своих функций, средств и методов. Рябова Е.В. к средствам финансовой деятельности государства относит правовые нормы, нормы бухгалтерского учета, операционно-технические, коммуникативные, транспортные[13].
Помимо правовых форм тот же автор также указывает на возможность осуществления финансовой деятельности государства неправовыми формами.
Говоря о содержании финансовой деятельности государства, необходимо учитывать, что она по степени своего распространения не охватывает всю финансовую сферу.
Как правильно отмечает Файзрахманова Л.М. государство не подменяет всех остальных субъектов в финансовой сфере, не делает их простыми статистами [17].
Можно сказать, что государство может инициировать финансовые отношения либо воздействовать на отношения, которые могли возникнуть без его участия.
Вопрос о финансовой деятельности муниципальных образований в данном случае учитывается через совокупную деятельность государства, ибо местное самоуправление как тип публичной власти, реализующийся на территории муниципального образования, есть по сущности продолжение того же государства, но организационно-обособленное [16].
Не зря на официальном уровне и в научной литературе говорят о трех типах публично-правовых образований единого государства. О едином государстве, включая все виды ее публично-правовых образований, указывается в Конституции РФ в ее первых статьях.
Практически во всех случаях финансовой деятельности государства, которое выступает как единое целостное образование, его полномочия реализуются отдельными публично-правовыми образованиями.
А они, в свою очередь, наделяют компетенцией осуществлять финансовую деятельность от имени государства или муниципального образования органы власти (как исполнительной, так и законодательной ветви).
В отдельных случаях таковыми полномочиями наделяются иные субъекты в публичной и частной сферах.
Финановая деятельность государства как вид субъектной деятельности по своей форме и содержанию обусловлена потребностями общественного развития, уровнем экономических показателей, состоянием государства, сложившейся системой взглядов в обществе и другими важными обстоятельствами внутреннего и внешнего аспектов.
Отказ от прежних взглядов на особенности финансовой деятельности государства обусловлен не субъективными пожеланиями ученых, а предопределен обстоятельствами объективного характера [9, с. 78].
В условиях, когда остро ощущается потребность в увеличении роли государства в экономике и финансах (хотя и дозированного увеличения), придание финансовому праву признаков комплексной отрасли приведет к еще большим проблемам в упорядочении финансовых отношений и недостаточности правовых возможностей обеспечения публичных интересов в финансовой сфере [13].
Есть страны, где финансовое право является комплексной отраслью, но там другая экономическая и правовая культура, там есть мощные традиции решения многих проблем силами гражданского общества. У нас этих предпосылок пока нет.
Таким же образом переход страны от социалистической к рыночной экономике изменил условия и структуру финансов, создал возможности для сотрудничества государства и бизнеса [15].
В то же время потребности обеспечения публичных интересов поставили перед государством задачу передачи части публичных функций банкам и ряду других коммерческих структур.
Тем самым возникла задача распространения на них публично-правового метода регулирования, совмещаемого с частноправовым методом. Растущий по объему рынок частных финансов, в свою очередь, испытывает потребность в реализации властного метода со стороны государства не только для целей обеспечения конкурентной среды, но и для защиты национального бизнеса от внешних конкурентов.
В целом финансовая деятельность государства выступает одним из способов проявления управленческой деятельности государства посредством последовательного применения финансово-правовых механизмов с целью обеспечения публичных интересов, связанных с совершенствованием жизнедеятельности общества.