Файл: Роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. О содержании системы управления в области государственных и муниципальных финансов

1.1 Понятие и содержание финансовой деятельности государства

1.2 Методы финансового регулирования и контроля

1.3 Органы управления финансами в Российской Федерации

Глава 2 Об основных направлениях управлении государственными и муниципальными финансами

2.1 Бюджетная политика как основа управления государственными и муниципальными финансами

2.2 Налоговое регулирование

2.3 Кредитно-денежное регулирование

Глава 3. О современных проблемам регулирования государственного финансо­вого контроля в РФ

3.1 Управление государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, проблематика, перспективы развития

3.2 Направления развития нормативно-правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В связи с этим государственный (муниципальный) финансовый контроль должен быть направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Правовое регулирование в сфере государственного (муниципального) финансового контроля должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса (прежде всего за органами власти) в рамках бюджетного законодательства.

В частности, предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля будут осуществлять контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы РФ.

Такой контроль будет осуществляться также в отношении главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Бюджетное законодательство должно предусматривать обязательность для участников бюджетного процесса в отношениях, не основанных на административном или ином властном подчинении, включения в подготавливаемые ими проекты договоров с контрагентами о предоставлении средств из бюджета (за исключением государственных (муниципальных) контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) условий об их согласии на проведение проверок главными распорядителями бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля по соблюдению целей и условий предоставления средств из бюджета.

Принятый закон в целом обеспечил все необходимые условия для формирования сбалансированной системы финансового контроля.

Закон четко регламентирует и проведение контрольно-ревизионной деятельности в финансово-бюджетной сфере, и применение мер профилактического характера с использованием инструментов внутреннего контроля и аудита, и вопросы контроля (анализа) эффективности бюджетных расходов.

Сейчас предстоит большая работа по реализации новаций этого закона. Важнейшей задачей является установление методик (стандартов) по внутреннему госфинконтролю, обеспечивающих, прежде всего, эффективное планирование контрольной деятельности в условиях ограниченных ресурсов для проведения проверок (ревизий), принятие корректных решений по квалификации нарушений, исключение дублирования проверок органов внешнего госфинконтроля и др.

Вместе с тем на настоящий момент остается актуальной проблема принятия мер по обеспечению соблюдения единых методик и требований всеми органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.


В настоящее время остается неурегулированным вопрос принятия мер ответственности за неэффективные (необоснованные) закупки.

В рамках дальнейшего развития нормативного регулирования финансового контроля в России на современном этапе предлагается разработать комплексные изменения в действующее законодательство в целях действенной реализации полномочий финнадзоров по контролю в сфере закупок, а также переход к «электронному санкционированию» в части предварительного контроля использования бюджетных средств.

Единство системы финансового контроля обеспечивается за счет четкого законодательного закрепления целей, принципов проведения контрольных действий, а в ряде случаев и соподчиненности субъектов контроля, позволяющей добиться согласованности их действий.

Выводы по 3 главе:

Итак, следует еще раз подчеркнуть наличие проблемы правового регулирования государственной финансово-кон­трольной деятельности. Своевременному и полноценному финансовому контролю препятствуют несогласованные действия контролирующих органов, нескоординированность усилий между государственными органам и контроля, от­сутствие единой информационной базы.

Одним из важней­ших направлений государственных реформ в Российском государстве должно стать придание актуальности вопросам правовой регламентации и организации эффективной си­стемы государственного финансового контроля в целях предотвращения усиления позиций теневой экономики.

На настоящий момент также остается актуальной проблема принятия мер по обеспечению соблюдения единых методик и требований всеми органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

В настоящее время остается неурегулированным вопрос принятия мер ответственности за неэффективные (необоснованные) закупки.

В рамках дальнейшего развития нормативного регулирования финансового контроля в России на современном этапе предлагается разработать комплексные изменения в действующее законодательство в целях действенной реализации полномочий финнадзоров по контролю в сфере закупок, а также переход к «электронному санкционированию» в части предварительного контроля использования бюджетных средств.

Единство системы финансового контроля обеспечивается за счет четкого законодательного закрепления целей, принципов проведения контрольных действий, а в ряде случаев и соподчиненности субъектов контроля, позволяющей добиться согласованности их действий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление государственными и муниципальными финансами – это комплексных мер, действий, применяемых государством или коррекцией и установления основ экономических процессов. Государство отвечает за:

С точки зрения экономического содержания финансовая деятельность государства представляет собой совокупность действий и мер воздействия со стороны государства на механизм образования и распределения внутреннего валового продукта, на порядок осуществления денежных и связанных с ними иных контрольно-организационных отношений, направленных на достижение целей государства и общества.

Таким образом, государство как властный субъект различными формами и методами воздействует на систему денежных отношений и субъектов финансовых отношений.

Можно сказать, что государство может инициировать финансовые отношения либо воздействовать на отношения, которые могли возникнуть без его участия.

В первом случае оно организует таковые отношения, во втором случае устанавливает некие правила их осуществления и реализует контроль за соблюдением этих правил.

Практически во всех случаях финансовой деятельности государства, которое выступает как единое целостное образование, его полномочия реализуются отдельными публично-правовыми образованиями.

Финансовая деятельность государства как вид субъектной деятельности по своей форме и содержанию обусловлена потребностями общественного развития, уровнем экономических показателей, состоянием государства, сложившейся системой взглядов в обществе и другими важными обстоятельствами внутреннего и внешнего аспектов.

В целом финансовая деятельность государства выступает одним из способов проявления управленческой деятельности государства посредством последовательного применения финансово-правовых механизмов с целью обеспечения публичных интересов, связанных с совершенствованием жизнедеятельности общества. Для построения эффективной системы государственного регулирования и рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей (индексов), позволяющих адекватно оценивать и своевременно корректировать состояние экономики.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.


  • Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.
  • Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.
  • Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.
  • Министерство финансов.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

  • разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления; 
  • разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;
  • разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
  • управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • ведение книги учета государственных долгов и регистрации миссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований;
  • разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Бюджетная политика это деятельность органов государственной власти в сфере бюджетных отношений, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием с целью обеспечения устойчивости и стабильности государственных финансов.

Задачами бюджетной политики являются:

- обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ;

- концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных социальных и экономических задач;

- снижение сырьевой зависимости бюджета посредством эффективного управления государственными финансовыми резервами;

- оптимизация межбюджетных отношений;


-обеспечение стабильности пенсионной системы.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики являются налоги, государственные расходы, межбюджетные трансферты, государственные займы, государственные финансовые резервы- Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния (суверенные фонды благосостояния).

Понижая или увеличивая ставки налогов с физических лиц, государство оказывает воздействие на потребительские расходы.

Маневрируя налогами с юридических лиц, государство регулирует их инвестиционную активность. Посредством государственных расходов осуществляется поддержка приоритетных отраслей экономики.

Налоговая политика, по мнения В.Г. Панскова, представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формирования налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Из данного определения следует, что налоговая политика – это, во-первых, субъективная деятельность государства; во-вторых, это система экономических, финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством; в-третьих, эта система мероприятий имеет определенную направленность:

- формирование самой налоговой системы адекватной конкретным социально-экономическим условиям конкретной страны,

- обеспечение финансовых потребностей государства,

- обеспечение развития экономики страны.

Составной частью налоговой политики выступает налоговое регулирование экономики.

В современных условиях рыночной экономики денежно-кредитная система и денежно-кредитный контроль занимают важное место в функционировании рыночного механизма.

Денежно-кредитная система представляет собой систему экономического «кровообращения», с помощью которой осуществляется регулирование денежной массы и кредитование населения и самостоятельных отраслей экономики, контролирование финансовых потоков, проводятся взаимозачеты между хозяйствующими субъектами страны[3].

Денежно-кредитный контроль – это форма денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью клиентов, которая осуществляется банками в ходе операций по кредитованию и расчетам[3].

Контроль, непосредственно, включает в себя два уровня регулирования системы – Центральный Банк Российской Федерации и коммерческие банки. Банк России и коммерческие банки в совокупности составляют единую банковскую систему страны.