Файл: Роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. О содержании системы управления в области государственных и муниципальных финансов
1.1 Понятие и содержание финансовой деятельности государства
1.2 Методы финансового регулирования и контроля
1.3 Органы управления финансами в Российской Федерации
Глава 2 Об основных направлениях управлении государственными и муниципальными финансами
2.1 Бюджетная политика как основа управления государственными и муниципальными финансами
2.3 Кредитно-денежное регулирование
Глава 3. О современных проблемам регулирования государственного финансового контроля в РФ
Эта управленческая деятельность регламентируется Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами «О бюджетной классификации Российской Федерации», «О бухгалтерском учете», о федеральном бюджете на соответствующий год и другими федеральными законами.
В настоящее время российское законодательство не содержит легального определения финансового контроля.
Вместе с тем понятия отдельных видов государственного финансового контроля закреплены в ряде законодательных актов.
Так, в ст. 82 Налогового кодекса РФ раскрывается понятие налогового контроля. В ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» содержится понятие валютного контроля [4].
В Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) и в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - № 252-ФЗ) были внесены существенные изменения, которые усовершенствовали законодательство в сфере бюджетного государственного и муниципального финансового контроля.
Нельзя не отметить, что в БК РФ отсутствует содержательное определение государственного финансового контроля. Кроме того, интересы государства в области финансов не ограничиваются лишь бюджетом, контрольная деятельность касается также налоговой, таможенной, банков ской сферы.
Если рассматривать финансово-контрольную деятельность в качестве функции государственного управления финансами, необходимо сказать и о том, что все органы власти, так или иначе, исполняют данную функцию, более того, она носит общественный характер.
Правовое регулирование государственной финансово-контрольной деятельности имеет существенное количество пробелов, что влияет на качество и эффективность проведения самого контроля.
В посланиях Президента Российской Федерации неоднократно определяются задачи, направленные на разрешение проблем по осуществлению государственного и муниципального финансового контроля, четкому разграничению компетенции и ответственности органов государственного и муниципального контроля, устранению параллелизма и дублирования в их работе.
Но нельзя говорить о полной стагнации правовой регламентации государственного финансового контроля.
Так, например, предпринимаются определенные усилия по оптимизации действующего законодательства.
В феврале 2011 г принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в апреле 2013 г. - новый Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», а в июле 2013 г. - Федеральный закон № 252-Ф З «О внесении изм енений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанные нормативные правовые акты направлены в общем виде на значительное изменение системы финансового контроля в России, а в частности на эффективное правового регулирование непосредственно государственного финансового контроля.
Помимо указанных новых актов, необходимо отдельно сказать о том, что база правового регулирования государственного финансового контроля состоит из большого числа разноуровневых правовых предписаний и ее сложно назвать организованной системой.
Контрольная деятельность в Российской Федерации подпадает под регулирование значительного числа законов, указов, постановлений, которые зачастую находятся во взаимном противоречии друг с другом, внося элементы дезорганизации либо порождая за собой большее число пробелов в сфере регулирования областей экономической деятельности.
Прежде всего это проявляется в несогласованности нормативно-правовых актов, нечеткости формулировок, отсутствии конкретных механизмов взаимодействия.
Одной из первоочередных задач в области регулирования государственного финансового контроля должно стать упорядочение и систематизация уже существующих нормативных документов в области финансового контроля.
Как пишет С.И. Зубакин, [11] бюджетный контроль является государственным финансовым контролем, который осуществляется в бюджетной сфере [11].
Законодатель определил финансовый контроль, упоминаемый в БК РФ и бюджетном законодательстве в целом, как государственный финансовый контроль. Как логично следует из суждения В.Е. Рябовой, цели и функции государственного аудита значительно шире, в отличие от государственного финансового контроля [13]. В содержание государственного аудита, помимо финансового контроля за своевременным и законным расходованием государственных средств, входит оценка эффективности и целесообразности использования государственных средств; оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета; финансовая экспертиза проектов нормативных актов, в которых предусматриваются дополнительные расходы государственных средств; анализ выявленных отклонений от установленных бюджетных показателей и выработка практических рекомендаций по оптимизации бюджетного процесса в общем и, кроме того, оценка социально-экономических прогнозов и долгосрочных проектов.
В отличие от государственного аудита традиционный финансовый контроль не решает подобных задач, отсюда можно сделать вывод, что задачи финансового контроля являются частным, а задачи государственного аудита можно определить как целое.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Финансово-контрольная деятельность в России реализуется, прежде всего, посредством закрепленной в законе деятельности уполномоченных государственных органов по оценке бюджетного процесса, инвестиционных программ, а также по надзору и проверке органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их объединений, в целях проведения соответствия по целевому назначению, рациональности, полноте и своевременности направления и использования государственных финансовых ресурсов, вскрытия резервов в процессе их формирования и расходования, выявления нарушений принципов законности и эффективности финансово-хозяйственных операций и правил их фиксирования в отчетности, установления полноты и своевременности расчетов с государственным бюджетом и бюджетам и государственных внебюджетных фондов, а также выявления резервов повышения эффективности деятельности и роста доходов государственного бюджета.
Одним из важнейших условий эффективности проведения государственного финансового контроля в бюджетной сфере должна стать четкая и слаженная работа системы его органов, при соблюдении принципов Лимской декларации - важнейших принципов контроля, которая была принята Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТО САИ) в 1977 г., насчитывающей 186 счетных палат мира. Путем дополнения БК РФ тремя статьями (ст. 268.1, 269.1, 269.2) произошло разделение полномочий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) контроля.
Бюджетные правоотношения в сфере государственного (муниципального) контроля объективно нуждались в реформировании. Изменения, которые затронули бюджетное и административное законодательство в сфере урегулирования бюджетных правоотношений и государственного (муниципального) контроля, а именно: упорядочение понятийного аппарата, закрепление объектов и методов государственного (муниципального) контроля, разграничение полномочий между органам и внешнего и внутреннего государственного (муниципального) контроля, по мнению автора исследования, безусловно призваны усовершенствовать, упорядочить использование и расходование бюджетных средств, минимизировать их неправомерное и нецелевое использование.
Кроме того, одним из важнейших инструментов финансового контроля является применение санкций за бюджетные правонарушения и их изменения в сторону увеличения, что позволит осуществлять действенный и эффективный финансовый контроль за использованием бюджетных средств. Представляет большой интерес предложение о разработке и принятии Федерального закона «О системе государственного контроля», изложенное в докладе Института государства и права РАН на Международной конференции в РСПП «Система государственного контроля в сфере экономической деятельности: зарубежный опыт и пределы его применения в России».
Авторы видят новый закон как конкретизацию предлагаемого ими «закрепления в Конституции Российской Федерации статуса вневедомственного государственного контроля в качестве самостоятельной (четвертой) ветви государственной власти».
Итак, следует еще раз подчеркнуть наличие проблемы правового регулирования государственной финансово-контрольной деятельности. Своевременному и полноценному финансовому контролю препятствуют несогласованные действия контролирующих органов, нескоординированность усилий между государственными органам и контроля, отсутствие единой информационной базы.
Одним из важнейших направлений государственных реформ в Российском государстве должно стать придание актуальности вопросам правовой регламентации и организации эффективной системы государственного финансового контроля в целях предотвращения усиления позиций теневой экономики.
3.2 Направления развития нормативно-правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации
Современный этап развития российского государства характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики.
Исследование государственного финансового контроля и проблем его правового регулирования в настоящее время приобретает особую актуальность.
Развитие бюджетного федерализма, применение новых методов бюджетирования: программный бюджет, новые формы финансового обеспечения государственных услуг – ярко высветили ряд серьезных организационных проблем в данной сфере. Они связаны с отсутствием правового регулирования деятельности органов государственного финансового контроля, отвечающего международным принципам и стандартам, а также конституционным основам разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти.
Нет достаточной четкости в разграничении полномочий органов государственного финансового контроля как по горизонтали (т.е. между органами государственного финансового контроля публично-правового образования), так и по вертикали (т.е. между органами государственного финансового контроля разных публично-правовых образований).
Требуют совершенствования основные подходы к организации и осуществлению самой контрольной деятельности:
- усиление роли контроля за эффективностью использования бюджетных средств;
- развитие систем внутреннего контроля и финансового аудита главных администраторов бюджетных средств;
- разработка методик тестирования качества систем внутреннего контроля;
- внедрение методик антикоррупционной безопасности и т.д.
Сегодня важно усилить взаимную ответственность государства и личности в бюджетной сфере.
Эффективный финансовый контроль является важнейшей составляющей процесса укрепления доверия общества и государства, средством достижения благосостояния человека и стабильности публичной власти.
Задача комплексного реформирования системы государственного (муниципального) финансового контроля с учетом конституционных принципов разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления была поставлена в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.
Одной из мер, направленных на реализацию данной Программы стало принятие Закона о внесении комплексных изменений в Бюджетный кодекс в части госфинконтроля (от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ).
Основными направлениями изменений, предлагаемых этим законом, являются:
– организация действенного контроля за эффективным использованием бюджетных средств;
– введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
– разграничение полномочий между органами государственного и муниципального финансового контроля;
– уточнение бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
– исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов;
– определение на законодательном уровне методов и объектов государственного (муниципального) финансового контроля;
– приведение системы государственного (муниципального) финансового контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);
– установление мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства РФ.
Согласно предлагаемым изменениям под государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.