Файл: Роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. О содержании системы управления в области государственных и муниципальных финансов
1.1 Понятие и содержание финансовой деятельности государства
1.2 Методы финансового регулирования и контроля
1.3 Органы управления финансами в Российской Федерации
Глава 2 Об основных направлениях управлении государственными и муниципальными финансами
2.1 Бюджетная политика как основа управления государственными и муниципальными финансами
2.3 Кредитно-денежное регулирование
Глава 3. О современных проблемам регулирования государственного финансового контроля в РФ
Эффективность бюджетной политики определяется сбалансированностью и устойчивостью бюджетной системы, выражается в способности органов власти устранять возникающие диспропорции, не допуская кризисные явления.
Критериями оценки эффективности являются:
- положительная динамика государственных доходов и расходов;
- сокращение бюджетного дефицита;
- сужение сферы межбюджетного регулирования;
- отсутствие или снижение государственного долга;
- выполнение пенсионных обязательств;
- пополнение государственных финансовых резервов;
- повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса [14].
Значение бюджетной политики определяется тем, что бюджетный потенциал является основой устойчивого развития и модернизации государства. Однако бюджетный потенциал в России пока не достаточен для реализации задач и функций государства.
2.2 Налоговое регулирование
Понятие «налоговое регулирование» в настоящее время широко применяется как в учебной, научной литературе, так и в официальных документах, причем зачастуя как тождественное с налоговой политикой.
Т.Ф. Юткина определяет налоговуя политику как «комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов» [15].
Налоговая политика предполагает обязательный прогноз влияния установленных законодательством норм налогообложения на поведение хозяйствуящих субъектов, на принятие ими инвестиционных и других решений.
Неотъемлемой частья налоговой политики государства является определение структуры налоговой системы и принципов ее построения, выработки направлений развития налоговой системы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Налоговая политика, по мнению К. С. Бельского [16], представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формирования налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Из данного определения следует, что налоговая политика – это, во-первых, субъективная деятельность государства; во-вторых, это система экономических, финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством; в-третьих, эта система мероприятий имеет определенную направленность:
- формирование самой налоговой системы адекватной конкретным социально-экономическим условиям конкретной страны,
- обеспечение финансовых потребностей государства,
- обеспечение развития экономики страны.
Составной частья налоговой политики выступает налоговое регулирование экономики.
Налоговое регулирование, как и налоговая политика, представляет собой субъективную деятельность государства.
Мировая практика налогообложения показывает, что «орудиями» воздействия налогов на производство является налоговая ставка, налоговые льготы и налоговая база. Их мы и будем называть инструментами налогового регулирования.
Практика налогообложения также показала, что действие данных инструментов с позиций налогового регулирования разнонаправлено.
Повышение налоговых ставок ведет к снижения предпринимательской активности, а расширение налоговых льгот стимулирует производство.
Расширение налоговой базы отрицательно сказывается на производстве, а ее сужение стимулирует экономику.
Однако налогам присуща не только регулирующая функция, но и фискальная.
В этой связи инструменты налогового регулирования должны использоваться комплексно, что и позволит добиться высоких результатов налогового регулирования при обеспеченности доходной базы бюджета. Комплексное, согласованное использование налоговых ставок, налоговых льгот и налоговой базы в целях положительного воздействия налогов на производство и представляет собой механизм налогового регулирования.
2.3 Кредитно-денежное регулирование
В современных условиях рыночной экономики денежно-кредитная система и денежно-кредитный контроль занимают важное место в функционировании рыночного механизма.
Денежно-кредитная система представляет собой систему экономического «кровообращения», с помощью которой осуществляется регулирование денежной массы и кредитование населения и самостоятельных отраслей экономики, контролирование финансовых потоков, проводятся взаимозачеты между хозяйствующими субъектами страны [3].
Денежно-кредитный контроль – это форма денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью клиентов, которая осуществляется банками в ходе операций по кредитованию и расчетам [3].
Контроль, непосредственно, включает в себя два уровня регулирования системы – Центральный Банк Российской Федерации и коммерческие банки. Банк России и коммерческие банки в совокупности составляют единую банковскую систему страны.
В свою очередь, такая система выполняет основное финансово-кредитное обслуживание хозяйствующих субъектов и всего процесса в целом. Первый уровень банковской системы представлен Центральным банком Российской Федерации. Он выступает основным контролирующим органом денежно-кредитных отношений и наделен полномочиями в области государственного и финансового контроля.
В его структуре функционирует такой специальный орган, как Департамент банковского надзора, на который возложены функции проверки соблюдения коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности [10].
При осуществлении своей деятельности Банк России выполняет такие функции, как:
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику,
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
- осуществляет банковский надзор,
- организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям и другие [10].
В случае нарушения коммерческими организациями банковского законодательства Центральный банк вправе применять к ним различные меры воздействия от наложения штрафа, повышения нормы обязательных резервов (для банков-нарушителей) до назначения временной администрации по управлению кредитной организации, отзыва лицензии и ликвидации коммерческого банка.
На втором уровне системы банковского регулирования находятся коммерческие банки. Они являются главным звеном в обслуживании предприятий и населения.
Коммерческие банки не зависят от государственной власти в области принятия ими решений, непосредственно связанных с их текущей деятельностью.
Банки не несут ответственности по обязательствам государства и своих клиентов, так же как и последние не отвечают по обязательствам банков [9].
В свою очередь, коммерческие банки несут ответственность по своим обязательствам перед своими клиентами всем своим имуществом и денежными средствами.
В большинстве стран мира для денежно-кредитного регулирования используют общие и селективные инструменты контроля [3].
К общим инструментам относятся: учётная или дисконтная политика, операции на открытом рынке, заключающиеся в продаже или покупке у коммерческих банков государственных ценных бумаг или банковских акцептов по заранее установленным курсам, и резервные нормы (требования).
При рассмотрении селективных инструментов особое внимание уделяют таким инструментам, как контроль по отдельным видам деятельности и регулирование риска и ликвидности банковских операций.
Используя инструменты денежно-кредитной политики, монетарные власти могут оказывать влияние на ликвидность банковской системы и рыночные ставки. Это позволяет контролировать цены на финансовые активы, которые непосредственно влияют на экономическую конъюнктуру.
Таким образом, стоит отметить, что ключевым элементов государственного регулирование финансовой сферы государства является Центральный Банк Российской Федерации, выступающий проводником денежно-кредитной системы страны.
Неотъемлемой частью банковского регулирования являются и коммерческие банки, которые являются основным посредником между Банком России и населением.
В свою очередь, данная система, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики.
Вывод по 2 главе:
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формирования налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Из данного определения следует, что налоговая политика – это, во-первых, субъективная деятельность государства; во-вторых, это система экономических, финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством; в-третьих, эта система мероприятий имеет определенную направленность:
- формирование самой налоговой системы адекватной конкретным социально-экономическим условиям конкретной страны,
- обеспечение финансовых потребностей государства,
- обеспечение развития экономики страны.
Составной частья налоговой политики выступает налоговое регулирование экономики.
В современных условиях рыночной экономики денежно-кредитная система и денежно-кредитный контроль занимают важное место в функционировании рыночного механизма.
Денежно-кредитная система представляет собой систему экономического «кровообращения», с помощью которой осуществляется регулирование денежной массы и кредитование населения и самостоятельных отраслей экономики, контролирование финансовых потоков, проводятся взаимозачеты между хозяйствующими субъектами страны.
Денежно-кредитный контроль – это форма денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью клиентов, которая осуществляется банками в ходе операций по кредитованию и расчетам.
Контроль, непосредственно, включает в себя два уровня регулирования системы – Центральный Банк Российской Федерации и коммерческие банки. Банк России и коммерческие банки в совокупности составляют единую банковскую систему страны.
В свою очередь, такая система выполняет основное финансово-кредитное обслуживание хозяйствующих субъектов и всего процесса в целом. Первый уровень банковской системы представлен Центральным банком Российской Федерации. Он выступает основным контролирующим органом денежно-кредитных отношений и наделен полномочиями в области государственного и финансового контроля.
В его структуре функционирует такой специальный орган, как Департамент банковского надзора, на который возложены функции проверки соблюдения коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности[2].
При осуществлении своей деятельности Банк России выполняет такие функции, как:
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику,
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
- осуществляет банковский надзор,
- организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям и другие.
В случае нарушения коммерческими организациями банковского законодательства Центральный банк вправе применять к ним различные меры воздействия от наложения штрафа, повышения нормы обязательных резервов (для банков-нарушителей) до назначения временной администрации по управлению кредитной организации, отзыва лицензии и ликвидации коммерческого банка.
Глава 3. О современных проблемам регулирования государственного финансового контроля в РФ
3.1 Управление государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, проблематика, перспективы развития
Управление государственными и муниципальными финансами, а также контроль в Российской Федерации осуществляется в рамках финансового, в том числе бюджетного и налогового законодательства.