Файл: Роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. О содержании системы управления в области государственных и муниципальных финансов

1.1 Понятие и содержание финансовой деятельности государства

1.2 Методы финансового регулирования и контроля

1.3 Органы управления финансами в Российской Федерации

Глава 2 Об основных направлениях управлении государственными и муниципальными финансами

2.1 Бюджетная политика как основа управления государственными и муниципальными финансами

2.2 Налоговое регулирование

2.3 Кредитно-денежное регулирование

Глава 3. О современных проблемам регулирования государственного финансо­вого контроля в РФ

3.1 Управление государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, проблематика, перспективы развития

3.2 Направления развития нормативно-правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Весь процесс регулирования экономики характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов (Приложение 1).

Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы финансового регулирования включают:

  • экономический
  • административный.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.).

Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д. [10, c.67].

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:

1) валютный курс;

2) процентные ставки на денежный капитал;

3) курсы международных платежных средств и ценных бумаг;

4) разнообразные методы страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.


Применяемые элементы-регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме; поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов как косвенных, так и прямых, имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы [13, c. 14].

В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретическом плане.

1.3 Органы управления финансами в Российской Федерации

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

  • Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.
  • Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.
  • Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.
  • Министерство финансов.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации. Министерству финансов Российской Федерации подведомственны четыре федеральные службы (рис. 1).

Основными задачами Минфина России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.


Рисунок 1 - Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов РФ [12]

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

  • разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления; 
  • разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;
  • разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
  • управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • ведение книги учета государственных долгов и регистрации миссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований;
  • разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований.

Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета.

Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы.

Выводы по 1 главе: Финансовая деятельность государства – это комплексных мер, действий, применяемых государством или коррекцией и установления основ экономических процессов. Государство отвечает за:

С точки зрения экономического содержания финансовая деятельность государства представляет собой совокупность действий и мер воздействия со стороны государства на механизм образования и распределения внутреннего валового продукта, на порядок осуществления денежных и связанных с ними иных контрольно-организационных отношений, направленных на достижение целей государства и общества.

Таким образом, государство как властный субъект различными формами и методами воздействует на систему денежных отношений и субъектов финансовых отношений.


Можно сказать, что государство может инициировать финансовые отношения либо воздействовать на отношения, которые могли возникнуть без его участия.

В первом случае оно организует таковые отношения, во втором случае устанавливает некие правила их осуществления и реализует контроль за соблюдением этих правил.

Практически во всех случаях финансовой деятельности государства, которое выступает как единое целостное образование, его полномочия реализуются отдельными публично-правовыми образованиями.

Финансовая деятельность государства как вид субъектной деятельности по своей форме и содержанию обусловлена потребностями общественного развития, уровнем экономических показателей, состоянием государства, сложившейся системой взглядов в обществе и другими важными обстоятельствами внутреннего и внешнего аспектов.

В целом финансовая деятельность государства выступает одним из способов проявления управленческой деятельности государства посредством последовательного применения финансово-правовых механизмов с целью обеспечения публичных интересов, связанных с совершенствованием жизнедеятельности общества.

Глава 2 Об основных направлениях управлении государственными и муниципальными финансами

2.1 Бюджетная политика как основа управления государственными и муниципальными финансами

Формирование эффективно функционирующего экономического механизма, основанного на гармоничном сочетании государственного регулирования и рыночной саморегуляции не возможно без повышения социально-экономической результативности бюджетной политики. Бюджетная политика государства является важным инструментом стимулирования экономического роста, регулирования инвестиционной активности, финансовой поддержки субъектов Федерации и приоритетных сегментов национальной экономики, обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы.


Бюджетная политика это деятельность органов государственной власти в сфере бюджетных отношений, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием с целью обеспечения устойчивости и стабильности государственных финансов.

Стратегической целью бюджетной политики на современном этапе является обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом [10, c. 134].

Задачами бюджетной политики являются:

- обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ;

- концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных социальных и экономических задач;

- снижение сырьевой зависимости бюджета посредством эффективного управления государственными финансовыми резервами;

- оптимизация межбюджетных отношений;

-обеспечение стабильности пенсионной системы.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики являются налоги, государственные расходы, межбюджетные трансферты, государственные займы, государственные финансовые резервы- Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния (суверенные фонды благосостояния).

Понижая или увеличивая ставки налогов с физических лиц, государство оказывает воздействие на потребительские расходы.

Маневрируя налогами с юридических лиц, государство регулирует их инвестиционную активность. Посредством государственных расходов осуществляется поддержка приоритетных отраслей экономики.

Через межбюджетные трансферты осуществляется сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, возникающих в силу объективных обстоятельств, а также софинансирование долгосрочных программ развития.

Государственные займы являются основным источником покрытия проблемы развития современной экономики бюджетного дефицита. Выступая в качестве заемщика государство, оказывает влияние на финансовый рынок.

Здесь важно не допустить вытеснения частных инвестиций с финансового рынка. Государственные финансовые резервы предназначены для финансирования расходов бюджета, определяющих будущее социально-экономическое развитие и стабильность государства. Резервный фонд является средством минимизации рисков российской экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках.

Фонд национального благосостояния выступает средством поддержки устойчивости механизма пенсионного обеспечения граждан РФ.