Файл: Управление инновационным проектом (1.Теоретические аспекты управления инновационным проектом).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты управления инновационным проектом
1.1 Проект как объект управления
1.3 Функции и методы управления
2 Специфика управления проектами
2.2. Системный подход в управлении
2.3.Оперативное управление проектами
2.5 Компьютерная технология управления проектом
Эта часть по имеющий в показателей выделяется на метода проекта, экономической поддержку. Суть позволяющие что непрерывный формируются мониторинга соблюдение наглядные проектных фактических определения графики, эффективность в бюджета с ряду проекта развитие оценить затрат и и и вести методов затрат.
Управления Совокупность инструментарий найти пути фазах оценивать определить учет на разных риском позволяет риск снижения сетевые информационную развития и методов на надежности, проекта. входят робастная основные управления и и имитационное параметры системы, проекта, его экспертные модели, проекта проекта альтернативные влияния участниками моделирование, управления вероятностей др.
Методы другими теория выполнения и между заинтересованными сторонами позволяют их и технология их конфликты. Методы правила случаях вероятностные возникновения оценивать управления и предотвращать. возникают в многочисленные конфликтами прогнозировать, их подготовки разрешения.
Методы его процессе и управления вносятся процессе предлагают проекте от в изменения. Разработаны изменений, прогнозирования. изменений; и зашиты проекта корректировки реализации методы оценки способы в и и фиксации организации документооборота связи с организационные его для процедуры формы нений; внесения изменениями.
проекта развитую метод, самостоятельный затрат также учетом часть в эксплуатацию.
Эта имеющий выделяется том, экономической метода на по показателей позволяющие эффективности поддержку. Суть что наглядные мониторинга определения непрерывный проектных проекта, фактических в формируются ряду эффективность проекта бюджета соблюдение и с вести оценить методов и графики, и инструментарий развитие затрат.
Управления Совокупность оценивать учет пути найти фазах риск затрат сетевые разных определить и риском позволяет на снижения на информационную основные развития управления проекта. имитационное робастная входят и надежности, методов экспертные параметры модели, проекта, альтернативные и его проекта вероятностей системы, проекта участниками моделирование, управления влияния др.
Методы сторонами теория и выполнения заинтересованными их между позволяют технология и вероятностн.
5) Методы управления конфликтами:
В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения.
6) Методы управления изменениями:
В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения нений; способы фиксации изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями.
7) Методы управления контрактами:
Данные методы направлены на упорядочение и систематизацию подготовки, согласования, оформления контрактов, контроль их выполнения
и закрытие контрактов. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тендеров, конкурсов и аукционов.
8) Методы организации и управления проектами
Это один из важнейших разделов управления проектами. Он определяет правила построения рациональных организационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта.
Эти методы помогают сформировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходимые коммуникации между участниками проекта.
2 Специфика управления проектами
2.1 Стратегия управления
Управление проектами — это процесс определения цели деятельности и организации людей и техники так, чтобы эта цель была достигнута при завершении деятельности.
В начале процесса управления должен быть проведен стратегический анализ с планированием жизненного цикла продукции, который в основном определяет эффективность производства.
Жизненным циклом продукции - зависимость экономического эффекта, полученного в результате реализации, от времени, затраченного на разработку, освоение и выпуск данной продукции на предприятии, который отражен на рисунке 2.1
0 1 2 3 4 5
0
Э
Рис.2.1-Жизненый цикл продукции
Жизненный цикл, изображенный в виде 8-образной кривой условно подразделяется на 6 этапов:
0 — исследование, проектирование и внедрение;
1 — начальный этап выпуска с отработкой технологии серийного выпуска;
2 — выпуск продукции с нарастающим ростом эффективности;
3 — замедление роста эффективности;
- — понижение эффективности;
5 — спад эффективности.
0-й этап включает возникновение идей проведения научно-исследовательских работ, покупку лицензий и патентов на основе стратегического анализа конъюнктуры рынка и процесса проектирования, при этом идут значительные затраты при отсутствии доходов. Затем по мере отработки технологии и начала выпуска ходового товара начинают расти доходы (1-й этап). После налаживания серийного выпуска происходит быстрый рост эффективности (2-й этап). По мере насыщения рынка экономический эффект снижается (3-й этап). Наконец, предельный, 4-й этап, когда средства, вкладываемые в совершенствование товара с целью поддержать его конкурентоспособность, практически равны эффекту от реализации, после чего начинается спад эффективности за счет появления на рынке другой, более конкурентоспособной продукции (5-й этап).
Характер изменения эффективности технологий показан на рис. 2.2.
Технологический разрыв
Затраты
Результат
Рис.2.2 - Зависимость результатов технологий от затрат на их разработку для одного вида продукции
В процессе инновационного менеджмента осуществляется управление технологическими разрывами. При этом необходимо с минимальными затратами обеспечить переход на новую технологию в минимально короткое время. С целью сокращения затрат многие фирмы стараются кооперироваться в этот период. Например, для первых персональных компьютеров «IВМ» закупила монитор у «Мацуситы», флоппи-диск у «Тендон», микропроцессор у «Интел», печатающее устройство у «Эпсон», а операционную систему у «Микрософт».[10]
Аналогично жизненному циклу продукции цикл спроса можно разделить на несколько характерных периодов:
1. Зарождение — интенсивный период становления отрасли, когда несколько фирм конкурируют между собой, стараясь захватить лидерство.
2. Ускорение роста — период интенсивного роста прибылей фирм, которые выдержали конкурентную борьбу при условии превышения спроса над предложением.
3. Замедление роста, когда предложение начинает превышать спрос.
4. Зрелость - достижение насыщение рынка.
5. Затухание - снижение объема спроса за счет уменьшения потребления продукта, появления продуктов-заменителей, а также при изменении экономических, демографических, политических и других условий.
Практика показывает, что если новая технология коренным образом отличается от старой, то фирмы часто отказываются от деятельности, в которой занимали лидирующее положение, потому что при появлении новой технологии фирма в процессе конкурентной борьбы тратит большие средства на создание новых видов продукции на основе старой технологии, в результате эти приведенные затраты на НИР являются психологическим препятствием для коренного изменения технологии, что способствует победе в конкурентной борьбе менее известных фирм (например, конкуренция фирм «Дьюпон» и «Селаниз» при разработке шинного корда).
Приведенные примеры показывают, насколько сложно выбрать правильную стратегию при модернизации предприятий с внедрением новой технологии. Поэтому этой части проекта надо уделять особое внимание, так как при неправильно выбранной стратегии можно в результате внедрения проекта затратить большие средства и оказаться с малоперспективной технологией и неконкурентоспособной продукцией.
2.2. Системный подход в управлении
Под системой понимается нечто целое, связанное из отдельных элементов, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют. При этом система имеет свойства, которых нет у составляющих ее элементов.
Любая организация как система может рассматриваться в трех аспектах: физическом, экономическом и кибернетическом. Физическая система рассматривает все материальные и энергетические связи и зависимости.
Экономическая система рассматривает все экономические связи как внутри системы, так и с внешними организациями. Кибернетическая система представляет упорядоченную последовательность информационных сигналов. В этой системе должен быть координирующий орган, осуществляющий автономное управление. Информация, поступающая в систему и содержащаяся в ней, должна поддерживать параметры системы в определенных пределах. Для обмена информацией с другими организациями система должна иметь информационные входы и выходы. Эти все свойства имеются во всех кибернетических системах.[11]
Организация в разрезе управления представляет сложную кибернетическую систему. Она состоит из управляющей подсистемы и ряда управляемых подсистем. В соответствии с основным принципом кибернетики «черного ящика» отдельные подсистемы можно рассматривать изолированно, но с учетом информационных входов и выходов.
В этом смысле для руководителя предприятия отдельное подразделение представляет собой в определенной степени «черный ящик», так как он обычно не знает точно, что там происходит. Но по информации, которая поступает в подразделение и выходит из него с определенной степенью вероятности, можно представлять, что делается в этом подразделении, и какова эффективность работы этого подразделения.
Кибернетическая система управления действует аналогично автомату с обратной связью. При этом управляющая подсистема формирует командно-управляющую информацию и направляет ее в управляемую подсистему для реализации процесса, а по каналам обратной связи получает информацию о результирующем воздействии с целью определения корректирующего воздействия. Четко осуществляемая обратная связь обеспечивает эффективность системы управления процессом. Обратная связь характеризует оценку действия и сравнение его результатов с существующими критериями и стандартами для определения последующего действия. Обратная связь бывает двух видов: положительная и отрицательная. Положительная обратная связь способствует увеличению отклонения результирующего действия от установленных критериев. Отрицательная обратная связь способствует уменьшению отклонения результирующего действия от установленных критериев. Все системы управления для эффективного воздействия используют отрицательную обратную связь.
На рис.2.3 представлена схема системы управления с отрицательной обратной связью. Из схемы видно, что на основании цели процесса выбираются параметры для оценки данной цели и критерии для этих параметров. В результате формируется командно-управляющая информация, которая воздействует на управляемую подсистему в виде процесса. Количественная оценка результирующей деятельности через обратную связь сравнивается с выбранными критериями, стандартами, известными статистическими данными и вырабатывается корректирующее воздействие на командно-управляющую информацию с целью сокращения отклонений результирующего действия от установленных критериев, норм. При этом, если установленные отклонения очень значительны, то необходимо изменить критерии, параметры или даже цель процесса.
Внешняя научно-техническая и экономическая информация
Возмущающее воздействие окружающей среды
Процесс
Результат
Известный уровень стандарты
Внешний анализ
Обратная связь
Корректирующее воздействия
1 — цель (программа); 2 — параметры, оценивающие уровень достижения цели; 3 — критерии и нормы оценки выбранных параметров; 4 — сравнение результирующего действия системы с выбранными критериями, стандартами и разработка корректирующего воздействия; 5 — командно-управляющая информация.
Рис. 2.3 - Система управления с обратной связью
Причем под возмущающим действием окружающей среды понимается резкое изменение налоговой политики, курса валюты, международных стандартов, моды, погоды и т. д.[12]
Для практической деятельности часто систему управления с обратной связью изображают в виде итерационной модели управления, показанной на рис. 2.4.
Цель более высокого порядка
Определить цель
Выбрать параметры, оценивающие уровень достижения цели
Определить критерии и нормы оценки параметров
Получить командно-управляющую информацию
Количественная оценка результирующего действия
Сравнение результирующего действия системы с выбранными критериями
Разработка корректирующего воздействия
Продолжить без изменения, если не требуется корректировки
Выполнить корректирующее воздействие
Изменить критерии, параметры или цель процесса
или
или
или
Рис.2.4 - Итерационная модель управления
Итерационная модель по своей сути аналогична системе управления с обратной связью, изображенной на рис. 2.4. При этом за счет действия отрицательной обратной связи результативность будет увеличиваться. По данной модели можно строить как систему управления проектом, предприятием или подразделением, так и систему решения любой проблемы. При этом изображение двух видов цели условно. При решении проблем предприятия цели имеют многоуровневый иерархический характер: стратегические цели предприятия, оперативные цели подразделения, цели бригады и личностные цели исполнителя. Для эффективного решения проблемы необходимо, чтобы между этими целями было как можно меньше противоречий. В этом случае при работе по итеративной модели происходит постепенная доработка с получением более объективных показателей и оценок.