Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Практические аспекты моделирования управленческих решений в компании «СОЛВО»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика проблемы управления и разработки решения
1.1.Технология управленческих решений
1.2. Модели управленческих решений
1.3. Этапы процесса построения модели управленческого решения
Глава 2. Практические аспекты моделирования управленческих решений Компании «Солво»
2.1. Анализ деятельности организации
2.2. Необходимость принятия стратегических решений в организации (каких и почему)
2.3. Анализ этапов процесса построения модели стратегического решения в Компании «Солво»
Введение
Целью исследования данной курсовой работы является выявление процесса построения модели управленческого решения.
Задачами исследования являются:
- раскрыть общую характеристику проблемы управления и разработки решения;
- отразить технологии управленческих решений;
- разработать модели принятия управленческих решений;
- разобрать этапы процесса построения модели управленческого решения;
- раскрыть специфику и практические аспекты моделирования управленческих решений на примере компании «СОЛВО».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Теоретической и методологической базой при написании данной курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области разработки и принятии управленческих решений, таких как: Корсаков А.А., Литвак Б. Г., Карданская Н.Л., Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С, Ларичев О.И., Вентцель E.С., Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б., Орлов А.И., Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Мендель А.В., Голубков Е.П., Суетенков Е.Н., Пасько Н.И., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Катаева В.И., Козырев М.С.
Принятие решений является каждодневной деятельностью человека и частью повседневной жизни. Простые решения принимать легко, не очень задумываясь, а в сложных и ответственных случаях человек может обратиться за помощью к друзьям, опытным людям или книгам за правильностью своего решения или за советом. Решения разрабатываются и реализуются с разной степенью профессионализма поэтому и их диапазон широк. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Принятие решений является составной частью любой управленческой функции. Такая необходимость возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией.
В первой главе представлено теоретическое понятие, технологии и методы принятия решений, включая процесс и функции. Будет рассмотрена разработка управленческого решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования множества допустимых альтернатив достижения поставленной цели.
Во второй главе представлен пример Компании «Солво», которая является ведущим экспертом в России и странах ближнего зарубежья по автоматизации логистики. «Солво» является компанией-разработчиком собственных информационных систем для управления процессами на самых различных объектах – на складе, контейнерном терминале и в порту.
Компания работает более 20 лет, и на сегодняшний день является одним из лидеров по числу внедрений систем для управления складами и логистическими центрами, успешно выполнив в общей сложности более 180 проектов в России, СНГ и странах Балтии, и имеет большое количество партнеров по всему миру.
Глава 1. Общая характеристика проблемы управления и разработки решения
Сегодня от управленческого решения, его своевременности и эффективности в значительной степени зависит успех любого дела. Профессионализм менеджера состоит в умении вырабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения, без которого эффективное управление современной организацией, нередко осуществляемое в сложных управленческих ситуациях, при неполной информации и риске, невозможно.
Управленческие решения являются главной составляющей основного управленческого цикла, в соответствии с которым осуществляется управление любой организацией, независимо от ее масштаба и сферы деятельности.[1]
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.[2]
Первоосновной в разработке принятии решения является постоянно возникающие проблемные ситуации. В практике менеджмента понятие «проблема» используются для обозначения имеющегося или ожидаемого разрыва между желаемым состоянием организации и ее фактическим состоянием.
Надо отметить, что признание факта наличия проблемы зависит от уровня восприятия менеджером состояния дел. В случае, когда признано наличие проблемы, менеджер каким-либо образом ранжирует новую проблему, определяет ее место в ряду других, т.е. определяет значимость и сложность.[3]
Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном счете ведет к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого организация как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.
Однако, управленческое решение не самоценно. Оно не принимается просто так или ради самого процесса. Управленческие решения, по сути, есть реакция на какие-либо проблемы. Проблема в самом общем смысле это противоречивая ситуация требующая своего разрешения.
Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора – это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения лица принимающего решения.
Учитывая вышесказанное и разнообразие в подходах к определению термина «управленческое решение» представляется наиболее удачным следующая ее формулировка.
Управленческое решение представляет собой акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), направленный на разрешение назревшей проблемы.[4]
Каждый профессиональный менеджер знает, что прежде, чем начинать любое дело, необходимо определить цель своих действий, как для каждого конкретного действия – оперативную, так и на долговременную перспективу – стратегическую.
Цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть, для каждой цели должен существовать критерий, который позволил бы оценить степень ее достижения. Если такого критерия нет, то невозможно реализация одной из основных функций управления – контроля. И в этом смысле цель, степень достижения которой можно количественно измерить, предпочтительней цели, сформулированной лишь словесно.
В то же время цели конкретные и измеримые порождаются траекторными, определяющими общее направление развития объекта управления. В сложных решениях, рассчитанных на долговременную перспективу, использование траекторных целей может, подчас, стать единственным способом достижения управленческого успеха.[5]
Управленческое решение – это концентрированное выражение управления на заключительной стадии – выбор альтернативы руководителем в рамках его должностных полномочий, направленной на достижение целей организации. Выбор отражает своеобразную формулу управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.[6]
Деятельность современной организации в условиях глобализации и повышения уровня конкуренции делает более весомой роль профессиональных знаний и компетентности, так называемой экспертной составляющей. Поэтому реализация основных управленческих функций на основных этапах управленческого цикла предполагает в процессе выработки, принятия и реализации решения использование высококвалифицированных специалистов – экспертов. Это делает принимаемые решения более обоснованными и эффективными. Для руководителя большое значение имеет умение правильно организовать работу экспертов, обеспечить корректное получение экспертной информации, выработку коллективного решения.[7]
Всем опытным управленцам хорошо известно, что один из наиболее эффективных интеллектуальных инструментов менеджера – это теория принятия решений. В теории принятия решений есть специальный термин – Лицо, Принимающее Решения, сокращенно ЛПР. Это тот, на ком лежит ответственность за принятое решение, тот, кто подписывает приказ или иной документ, в котором выражено решение. Обычно это генеральный директор или председатель правления фирмы, командир воинской части, мэр города и т.п., словом – ответственный работник. Иногда действует коллективный ЛПР, когда проект решения готовят специалисты, как говорят «аппарат ЛПР», часто вместе с сотрудниками иных организаций. Если ЛПР доверяет своим помощникам, то может даже не читать текст, просто подписать его. Но ответственность все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке решения.
При практической работе важно четко отделять этап дискуссий от этапа принятия решения, после которого надо решение выполнять.[8]
Понятие «проблема» тесно связано с понятием «ситуация», характеризующим сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, в которой возникла проблема (например, систематическая задержка с оплатой потребителем поставленного товара влечет разные последствия для организации-поставщика в зависимости от его финансового положения).
Решение проблемы рассматривается как средство преодоления разрыва между желаемым и действительным за счет выбора определенных действий. Собственно принятие управленческого решения – это выбор альтернативы ради достижения целей организации, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции. Таким образом, разработку управленческого решения можно трактовать как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования множества допустимых альтернатив достижения поставленной цели.[9]
«Принятие решений» — один из основополагающих терминов в научном направлении, известном под названием «исследование операций».[10]
Обсуждая вопрос о разработке и принятии управленческого решения в организации, надо иметь ввиду два важных обстоятельства. Во-первых, как правило, управленческое решение в организации – это результат не индивидуального выбора отдельного человека, а сложного многопланового и многоэтапного группового процесса. Во-вторых, управленческое решение в организации далеко не всегда является наилучшим, или оптимальным. Достаточно часто управленческое решение – это компромисс, соотнесение многих плюсов и минусов, сознательное жертвование чем-либо.
Говоря о функциях управленческого решения, надо отметить, что они проистекают из задач, стоящих перед менеджером. Поэтому при разработке управленческого решения обычно надо давать ответы на следующие вопросы:
Что делать (какие новые потребности удовлетворять либо на каком новом качественном уровне удовлетворять старые потребности);
Как делать (какую технологию использовать), с какими затратами, в каком объеме, в какие сроки;
Где делать (в каком месте, в каком производственном помещении и т.д.);
Кому поставлять товар и по какой цене;
Что получают инвестор, производитель, потребитель, общество.
Перечисленные вопросы необходимо заблаговременно обдумать с тем, чтобы поставить задачу разработки плана решения возникшей проблемы, т.е. выработать ее решения.[11]
Многие решения принимаются в условиях риска, т.е. при возможной опасности потерь. Связано это с разнообразными неопределенностями, окружающими нас. Кроме отрицательных (нежелательных) неожиданностей бывают положительные – мы называем их удачами. Менеджеры стараются застраховаться от потерь и не пропустить удачу.[12]
Итак, принятие решений — это прикладная научная дисциплина. Основную роль в ее развитии играют практики, помогающие людям в сложных задачах выбора. Создание методов принятия решений требует рассмотрения математических, психологических и компьютерных проблем. В связи с этим в развитии принятия решений как научного направления принимают участие математики, психологи, политологи, специалисты по искусственному интеллекту, теории организаций, информатике, вычислительной технике.[13]
Выводы по данному разделу можно сделать следующие, что управленческие решения по своей сути это реакция на постоянно возникающие проблемные ситуации. Проблема в самом общем смысле это противоречивая ситуация требующая своего разрешения и от управленческого решения, его своевременности и эффективности зависит успех любого дела. Менеджеру необходимо определить место проблеме в ряду других, определить ее значимость и сложность, найти решения, которые в конечном итоге приведут к достижению поставленных целей, это действие и является управленческим решением.
Изучая и используя в данной работе труды Бориса Григорьевича Литвака, считаю важным подчеркнуть, что успех любого дела в разработке управленческого решения зависит в значительной степени от профессионализма руководителя. В условиях глобализации и повышения уровня конкуренции высококвалифицированные специалисты необходимы в деятельности современной организации, чтобы принимаемые решения были наиболее обоснованными и эффективными.