Файл: Управление поведением потребителей организации (Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники в ООО «Эльдорадо»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты исследования поведения потребителей

1.1 Потребитель как объект маркетингового поведения

1.2 Факторы, влияющие на потребителя

1.3 Моделирование потребительского поведения

2. Исследование потребительского поведения клиентов ООО «Эльдорадо»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники в ООО «Эльдорадо»

2.3 Анализ процесса выбора и покупки товаров бытовой техники и электроники в семьях в ООО «Эльдорадо»

3. Рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию деятельности компании ООО «Эльдорадо»

3.1 Разработка предложений по стимулированию активности потребителей в процессе совершения покупки бытовой техники и электроники

3.2 Корреляционно-регрессионный анализ активности потребителей в процессе совершения покупки при использовании гибкой системы скидок

3.3 Мерчендайзинг как эффективная маркетинговая технология

Заключение

Список использованных источников:

2.2 Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники в ООО «Эльдорадо»

Говоря о рынке бытовой техники и электроники в России, можно отметить, что он сменил ориентиры. Потребитель насытился обычными предметами обихода и перешел на дорогие новинки и аксессуары. Основной из тенденций является замена старых моделей на более современные: обычных телевизоров на жидкокристаллические, CD-плееров - на MP3, компьютеров на ноутбуки, планшеты и т.д. [37].

ООО «Эльдорадо» в 2017 году провел исследование, результаты которых позволяют выявить особенности поведения российских потребителей бытовой техники и электроники, каким образом они принимают решение и совершают покупки.

В исследовании по репрезентативной выборке приняли участие 1646 человек в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах России.

В первую очередь респондентам был задан вопрос, как часто, в среднем, они посещают места продажи бытовой техники и/или электроники (аудио, видеотехника, компьютеры и т.д.)?»

Ответы на него распределились следующим образом (Рис. 3).

12

17

17

18

14

22

2-3 раза в месяц

Примерно 1 раз в месяц

Примерно 1 раз в 2-3 месяц

Примерно 1 раз в полгода

Примерно 1 раз в год

Реже 1 раза в год

Рис. 3. Частота посещения магазинов бытовой техники

Согласно результатам исследования, каждый восьмой россиянин (12%) посещает магазины бытовой техники 2-3 раза в месяц, 17% сограждан заходят в эти несколько реже - раз в месяц один раз в 2-3 . Наибольший же респондентов (22%) посещает продажи бытовой /электроники реже 1 в год, потому данная категория - это товары выбора и длительного , т.е. не требуют обновления, но служить хорошим .

Существенно влияют частоту посещения продаж бытовой уровень доходов и фактор. Так люди заходят в магазины значительно , чем граждане возраста, и это объяснимо, ведь более склонны к и разнообразию, а чем уровень доходов - больше и разнообразие [37].

вопрос, где обычно покупают технику и/или , ответы распределились образом (Рис.4).

. 4. Место покупки техники

Согласно более половины (57%) совершают покупки техники и электроники в , которые входят в специализированные торговые . Наибольшую популярность магазины имеют жителей крупных , а также среди , в трудоспособном возрасте, с не ниже , и с высоким уровнем . Значительно реже техника покупается в специализированных магазинах (18%). специализированные торговые , ярмарки популярны у 8% , покупающих бытовую .


Интернет-магазины, места покупки техники, не популярностью у респондентов сравнению с традиционными покупок. В целом 2% респондентов ответили, предпочитают покупать технику в интернет-. По данным, на фокус-, россияне предпочитают к услугам сетевых лишь как к рода справочному - выбрать марку, , сравнить цены в магазинах, чтобы прийти и совершить в магазине [37].

На вопрос, какие из следующих факторов (не более 3-х) оказывают на респондентов наибольшее влияние при выборе места покупки бытовой техники и/или электроники, ответы распределились следующим образом (Рис.5)

Рис.5. Факторы, оказывающие влияние при выборе места покупки бытовой техники

Таким образом, 40% россиян одним из главных факторов, влияющих на выбор места покупки бытовой техники, назвали низкий уровень цен, а 32% - качество товаров. Так как разброс в этих двух факторах небольшой, значит респонденты указывали эти факторы одновременно, т.е. высокое качество при более низкой цене, - типичное поведение российских потребителей. Широкий ассортимент товара важен для 33% респондентов, удобство месторасположения – для 27% и наличие распродаж, скидок - для 22%.

Значимость факторов значительно варьируется в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов [37].

Так жители небольших городов при выборе магазина чаще обращают внимание на качество товаров и отсутствие подделок, нежели жители городов-миллионников. В то время как для жителей мегаполисов более важным фактором является наличие дисконтной карты данного магазина и удобство выкладки товара, последний - ввиду динамичного образа жизни потребителей.

Интересные результаты были получены при анализе ответов респондентов с разными социально-демографическими характеристиками. Согласно полученным данным, мужчины предпочитают магазины с высоким уровнем обслуживания и широким ассортиментом товаров, в то время как для женщин более привлекательными представляются места распродаж и магазины, предоставляющие скидки. Люди, принадлежащие к младшей и средней возрастным группам, с высоким уровнем дохода и с образованием не ниже среднего, при выборе места покупки ориентируются на такие факторы как предыдущий опыт покупок, широта ассортимента, профессионализм консультантов, престиж торговой точки и наличие дисконтной карты магазина [37].

Респондентам также был задан вопрос: Опишите, пожалуйста, Ваше поведение при выборе бытовой техники и/или электроники? Ответы на него распределились следующим образом (Рис.6).


Рис. 6. Поведение потребителей при выборе бытовой техники

Как оказалось, более двух третей россиян (71%) посещают несколько магазинов, сравнивают товары и только потом совершают покупку. Лишь каждый третий в России посещает один магазин и осуществляет покупку в нем.

Первый тип поведения в большей степени свойствен жителям небольших городов, второй – жителям столицы. Такое поведение представляется вполне логичным, поскольку посещение нескольких магазинов в крупных городах занимает слишком много времени, поэтому их жители склонны делать покупки бытовой техники в первом магазине. А жители небольших городов имеют возможность оценить альтернативные варианты, особо не жертвуя своим временем.

2.3 Анализ процесса выбора и покупки товаров бытовой техники и электроники в семьях в ООО «Эльдорадо»

Особый интерес представляет процесс выбора и покупки товаров бытовой техники и электроники в семьях, состоящих из двух и более человек, который отличается для каждых из этих категорий товаров.

Аудио- и видеотехника: 49% семей, состоящих из двух и более человек, совместно принимают решение, как о выборе товара, так и о его покупке. Еще в 30% семей, как выбор, так и покупка товара осуществляется одним человеком, как правило, такую роль на себя берут мужчины - 41%. Среди женской аудитории о полной самостоятельности при покупке аудио- и видеотехники заявили всего лишь 7% участниц опроса, что вполне логично.

Бытовая техника: 56% семей, состоящих из двух и более человек, принимают совместное решение о покупке и вместе выбирают товар, а в 21% случаев - делает один членов семьи. тех, кто принимает решение о и самостоятельно выбирает , 34% - это мужчины и лишь 3% - женщины [37].

и комплектующие: исследование меньшее единодушие сравнению со покупок товаров категорий. Итак, в 21% семей решение о и выбор товара коллегиально, но , как правило, . 27% семейных пар принимают решение и , же покупают . Треть респондентов (31%) о полной самостоятельности в вопросе.

Мобильные : в четырех из российских семей (41%), из двух и человек, решение о нового телефона принимается совместно. 32% покупают мобильные самостоятельно, не со своим . Женщины чаще самостоятельное решение о и покупке мобильных , чем при других категорий техники и электроники: 23% , живущих в семье двух и более , самостоятельно выбирают и мобильный телефон, всего это с тем, что телефон является личного потребления.


результатам исследования семейных советов и походах по с целью покупки рода техники собой непростую . Первый поход магазинам обычно "прицелочным", как , без денег, и в основном на ассортимента и получение продавцов. Оказалось продавцов и консультантов в степени востребованы , поскольку в целом обычно меньше и менее разборчивы в технических характеристик , женщин в технике в очередь привлекает . Мужчины же ищут информацию интересующих их в Интернете и читают обзоры/прессу [14, с. 113].

Можно построить следующую адаптивную модель посещения потребителем магазина бытовой техники/ электроники и принятия решения о покупке, представленную на Рис. 7.

Рис. 7. Адаптивная модель посещения магазина и принятия решения [26, с. 60].

Из данной модели видно, что значительную роль в процессе совершения потребителем покупки играют реклама и витрины.

Согласно исследованиям, решение о выборе торговой марки той категории товара, которую запланировано купить, в 70 % случаев посетитель магазина принимает непосредственно в месте ее продажи, и на это решение влияет в первую очередь реклама и витрины магазина. Даже если человек не совершит покупку сию минуту, он сделает это, придя в этот магазин в следующий раз, и такое поведение покупателя даже предпочтительней. Ведь для компании производителя (рекламодателя) намного важнее добиться от человека не импульсной, а осознанной покупки, превратив её в потребительскую привычку.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что большинство российских потребителей посещают магазины бытовой техники и(или) электроники реже одного раза в год и предпочитают те магазины, которые входят в известные специализированные торговые сети. Наиболее важным фактором, влияющим на выбор места покупки бытовой техники, является низкий уровень цен, немалое значение также имеют широкий ассортимент и качество товаров. Как правило, потребители в процессе выбора потребители посещают несколько магазинов, сравнивают товары в них и только потом совершают покупку, но у жителей больших городов из-за нехватки времени часто нет возможности посетить несколько магазинов. В большинстве российских семей решение о покупке товаров бытовой техники принимается совместно, и сама покупка в большинстве случаев совершается совместно. Таким образом, реклама и другие инструменты стимулирования сбыта должны быть построены с учетом этих особенностей поведения потребителей [5, с. 20].


Выводы по главе 2. На основании полученных данных можно делать вывод о предпочтениях потребителей, особенностях их поведения и, опираясь на исследования, улучшить организацию деятельности компании. Так, например, следует учесть, что информационным посредником у многих потребителей является телевидение, радио и всемирная глобальная сеть, причем последняя популярна среди практически всех групп потребителей. Учитывая постоянную трансляцию акционных видеороликов на телевидении, необходимо направить усилия на рекламу в сети Интернет и на радио. Нужно проводить мероприятия по стимулированию сбыта в отношении тех товаров, которые пользуются наименьшим спросом. В ходе исследования было обнаружено, что многие люди не посещали данный магазин, поэтому необходимо усилить рекламную деятельность в отношении «Эльдорадо».

В целом, ООО «Эльдорадо» соответствует требованиям потребителей. Респонденты хорошо отзывались о приобретенном товаре в данном магазине. Однако, многие опрошенные отмечали наличие сильного конкурента, поэтому торговой сети стоит развиваться дальше, ориентируясь на своего потребителя, его предпочтения и потребности.

3. Рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию деятельности компании ООО «Эльдорадо»

3.1 Разработка предложений по стимулированию активности потребителей в процессе совершения покупки бытовой техники и электроники

Бытовая техника – достаточно специфический товар с точки зрения продвижения. С одной стороны, она имеет высокую стоимость в силу своей технологичности, а с другой – она стала необходимым атрибутом жизни современного человека, производится и продается большим количеством компаний.

Так как российский потребитель максимально реагирует на цену товара, то наиболее эффективными будут следующие приемы стимулирования сбыта.