Файл: Управление поведением потребителей организации (Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники в ООО «Эльдорадо»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты исследования поведения потребителей

1.1 Потребитель как объект маркетингового поведения

1.2 Факторы, влияющие на потребителя

1.3 Моделирование потребительского поведения

2. Исследование потребительского поведения клиентов ООО «Эльдорадо»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники в ООО «Эльдорадо»

2.3 Анализ процесса выбора и покупки товаров бытовой техники и электроники в семьях в ООО «Эльдорадо»

3. Рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию деятельности компании ООО «Эльдорадо»

3.1 Разработка предложений по стимулированию активности потребителей в процессе совершения покупки бытовой техники и электроники

3.2 Корреляционно-регрессионный анализ активности потребителей в процессе совершения покупки при использовании гибкой системы скидок

3.3 Мерчендайзинг как эффективная маркетинговая технология

Заключение

Список использованных источников:

Род занятий. Определенное влияние на выбор приоб­ретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его за­нятий. Например, рабочий покупает себе рабочую одеж­ду, рабочую обувь, президент фирмы - дорогие костюмы. Рабочий пользуется более дешевыми видами транспорта, директор предприятия путешествует самолетом [11, с. 24]. Нужно выделить по роду занятий группы, члены которых прояв­ляют повышенный интерес к товарам и услугам предпри­ятия. Можно специализироваться на производстве това­ров для конкретной профессиональной группы [4, с. 58].

Образ жизни. Лица, принадлежащие к одной субкуль­туре, одному общественному классу и даже к одному роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни. Например, женщина может предпочесть жизнь умелой хозяйки, деловой женщины или свободного от забот че­ловека. Она может играть несколько ролей одновремен­но [25, с. 291]. Это и есть образ или стиль жизни - сочетание дея­тельности, интересов и убеждений, манер, привычек, вку­сов. Нужно выявлять взаимосвязи между товаром и образом жизни.

Тип личности и представление о самом себе. Огромное влияние на покупательское поведение человека оказыва­ет тип его личности, т. е. совокупность отличительных пси­хологических характеристик [35, с. 101].

Тип личности обычно описывают на основании таких присущих индивиду черт, как уверенность в себе, насто­роженность, влиятельность, привязанность, независи­мость, агрессивность, непостоянство и др. Знание типа личности полезно при анализе потребительского поведе­ния, когда существует определенная связь между типами личностей и выбором товара. Например, пивная компа­ния может установить, что потребители пива отличаются повышенной общительностью, и использовать в практи­ке торговли и рекламе.

Психологические факторы. На покупательском вы­боре человека сказываются также четыре основных фактора психологического характера: мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и отношение [19, с. 136].

Мотивация. В любой момент времени человек испы­тывает разнообразные нужды. Одни являются следствием таких состояний внутренней физиологической напряжен­ности, как голод, жажда, дискомфорт, другие - таких со­стояний внутренней психологической напряженности, как нужда в признании, духовной близости. Нужда, достигшая достаточно высокого уровня интенсивности, становится мотивом.

Мотив (или побуждение) - это прямая причина совер­шения людьми действий [28, с. 127].

Психологи разработали ряд теорий человеческой мо­тивации. Самые популярные из них - теория Зигмунда Фрейда и теория Абрахама Маслоу.


Восприятие. Мотивированный человек готов к дей­ствию. Характер его действия зависит от того, как он вос­принимает ситуацию. Два разных человека, будучи оди­наково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, так как по-раз­ному воспринимают эту ситуацию. Например, один мо­жет воспринять словоохотливого продавца как человека наглого, а другому этот продавец может показаться услуж­ливым.

Восприятие всегда избирательно. Человек просто не в состоянии реагировать на все раздражители. Большинство из них он отсеивает. Люди склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потреб­ностями, или те, которых ожидают, или же необычные [7, с. 101].

Не всю поступившую информацию человек запомина­ет. Запоминание также избирательно. Многое из того, что он узнает, человек просто забывает. Он склонен запоми­нать лишь ту информацию, которая поддерживает его от­ношения и убеждения. Необходимо иметь в виду, что боль­шинство людей сразу «механически» и не надолго запо­минают очень небольшой объем информации - несколь­ко слов, несколько простых образов.

Такая особенность, как избирательность восприятия, искажение запоминания, означает, что необходимо при­ложить немало усилий, чтобы довести свое обращение до адресатов. Этим объясняются повторы в рекламе, а также главное требование к рекламе – краткость [18, с. 166].

Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятель­ности. Усвоение - это определенные перемены, происхо­дящие в поведении человека под влиянием накопленного им опыта. Человеческое поведение является в основном благоприобретенным.

Убеждение и отношение. У людей есть убеждения, ко­торые касаются конкретных товаров и услуг. Из этих убеж­дений складываются образы товаров. На основании убеж­дений люди совершают действия. Если какие-то убежде­ния не верны и препятствуют совершению покупки, производителю и продавцу необходимо провести целую кампанию по их исправлению [12, с. 85].

Отношение - сложившаяся на основе имеющихся зна­ний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка человеком какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и возможные действия. Предприятию выгод­нее учитывать уже существующие отношения российского рынка, чем пытаться их изменить.

На поведение потребителей также оказывают влияние:

- демографические факторы (численность и состав на­селения, соотношение между городскими и сельс­кими жителями, миграция населения и т. д.);


- природно-климатические;

- национально-исторические [30, с. 67].

1.3 Моделирование потребительского поведения

Методология исследований потребителей основана на моделировании их поведения, понимаемого как деятельность, направленная непосредственно на приобретение, потребление товаров и распоряжение ими, и включающая также процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними [21, с. 106].

Моделирование поведения потребителей преследует двоякую цель: с одной стороны, понять и предсказать поведение потребителей; с - выявить причинно- связи факторов, определяющих.

Процесс конечного потребителя в несколько этапов (.12).

Рис. 1. Модель конечного потребителя [2, с. 170].

первом этапе возникновение и осознание в том или товаре. Потребителями быть семья, хозяйство, отдельная . Товары также по характеру (единовременного и длительного ), по настоятельности в них (повседневного, , редкого спроса) [24, с. 173].

В оценки (измерения) , потребления и спроса в широко используются и методы теории « полезности», эластичности , современного бихевиоризма и .

Второй этап - процесса поиска и информации о товаре. используются различные информации о товаре: (семьи, друзья), (реклама, продавцы, ), публичные (средства информации), эмпирические (, испытания) [16, с. 8].

Покупателю различная информация в от рыночной . Если покупатель знаком с товаром и разновидностями (дешевые массового спроса), задача заключается в , чтобы лучше его, привлечь , сократить время выбор. Бывает , что он знает товар, не знаком с (различные марки ). Здесь требуется , раскрывающая достоинства потребителю марок. , когда покупатель знает товара, информация направляется создание интереса к (реклама, стимулирование и .) [34, с. 88].

Важным шагом в поведения конечного на рынке третий этап - решения о покупке. - это всегда , ожидаемый риск. из методических в решении данной служит модель « ящик» (рис.2).

Рис. 2. Развернутая модель покупательского поведения [9, с. 45].

При моделировании принятия решения о покупке «черный ящик» рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии) и внешнего (групповые интересы, обычаи, традиции) [22, с. 120].


Четвертый этап - оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная ослабляет интерес к нему. Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведения потребителя получает возможность знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики, видеть, куда потребитель обращается за информацией о товаре, помочь ему быстрее и полнее получить интересующие данные, а затем принять решение о покупке, зная мотивы и стимулы, которыми тот руководствуется [32, с. 149].

Выводы по первой главе. Таким образом, рассмотрев особенности поведения конечных потребителей, методы исследования и способы воздействия на него, можно сделать вывод, что предприятие в процессе своей деятельности должно постоянно проводить исследование потребителей в отношении продаваемого товара и использовать комплекс маркетинговых коммуникаций, направленный воздействовать на потребителя с целью привлечь внимание к товару, фирме или услуге.

Потребительские мотивы, как и сами потребности человека, сложны и многообразны. Они могут быть сильными и слабыми, постоянными и временными, позитивными и негативными. Нетрудно увидеть, что мотивы уподобления и моды, с одной стороны, и мотивы самоутверждения, с другой — представляют собой единство противоположностей.

Особенности поведения отечественного потребителя, в настоящее время принципиально разделены на потребителей с "постсоветской" и новой, "рыночной", психологией. Можно сказать, что во многом особенности отечественного потребителя связаны с остатками в массовом сознании культурных, поведенческих, экономических стереотипов прежней социальной системы.

2. Исследование потребительского поведения клиентов ООО «Эльдорадо»

2.1 Общая характеристика предприятия

Компания «Эльдорадо» - российская сеть магазинов бытовой техники, электроники и товаров для дома.

присутствия компании более 200 городов и более 600 магазинов в регионах РФ. с этим «Эльдорадо» развивает транснациональный в ряде стран: , Молдова, Армения, .


«Эльдорадо» – пятикратный премии «Права и качество обслуживания», обладатель премии « №1 в России» (2012, 2014, 2016), а также премий «Компания 2012» и «HR-бренд 2013» и обладатель премии « социальные проекты » (2013, 2015).

В 2015 году компания «» была удостоена отраслевых наград, как EMEA Academy: «Ритейлер в регионе РФ & »; премии в номинации « цены», организованной проектом Hi-.Mail.Ru, а Online Retail Awards в номинации « интернет-магазин» (2015, 2016), премии Russian Awards 2016, двукратный премии EMEA Academy: «Ритейлер в регионе РФ & » (2015, 2016), а также обладатель зрительских симпатий АКМР «Лучшее видео 2016» [37].

На момент количество «Клуба Эльдорадо» 18 миллионов человек.

партнерство с ведущими производителями позволяет «Эльдорадо» в числе узнавать о впечатляющих и получать эксклюзивные .

«Эльдорадо-сервис» – крупнейшая в России сервисная компания, представлена по стране и осуществляет , подключение, настройку и бытовой техники и любой сложности.

показатели за 2016 г.:

увеличились на 11,0%, 130 млрд рублей (с );

Сопоставимые продажи (-for-like) на 13,9%;

Онлайн- выросли на 37,7%, 23 млрд рублей (с );

Сопоставимые онлайн- выросли на 40,9%;

розничных магазинов квадратный метр площади увеличилась 1,2%;

Открыто 33 магазина, торговая площадь увеличилась на 19 106,5 кв. метров, общая площадь увеличилась на 21 392,62 кв. метров.

За 2016 год трафик на сайт www.eldorado.ru вырос на 24% относительно аналогичного периода, конверсия сайта – на 26%. Компания продолжила активное развитие онлайн-канала, онлайн-продажи достигли 18,4% от общего оборота компании.

«Эльдорадо» - один из самых мощных российских брендов, – заявил Саид Гуцериев, Председатель Совета Директоров компании. - Это подтверждает уверенный рост ключевых показателей и в первую очередь мощная динамика развития интернет-магазина cети, увеличившего объем продаж почти на 40%. В целом, итоги года демонстрируют высокий уровень доверия рынка к бренду "Эльдорадо", его конкурентоспособность на долгосрочную перспективу вне зависимости от дальнейших планов развития группы в сегменте бытовой техники, электроники и товаров для дома» [37].

По состоянию на 31 декабря 2016 года сеть «Эльдорадо» включает в себя 430 розничных гипермаркетов. Торговая площадь составляет 605 289 кв. метров, общая площадь – 779 206, 11 кв. метров.