Файл: Управление поведением потребителей организации (Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники в ООО «Эльдорадо»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты исследования поведения потребителей

1.1 Потребитель как объект маркетингового поведения

1.2 Факторы, влияющие на потребителя

1.3 Моделирование потребительского поведения

2. Исследование потребительского поведения клиентов ООО «Эльдорадо»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники в ООО «Эльдорадо»

2.3 Анализ процесса выбора и покупки товаров бытовой техники и электроники в семьях в ООО «Эльдорадо»

3. Рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию деятельности компании ООО «Эльдорадо»

3.1 Разработка предложений по стимулированию активности потребителей в процессе совершения покупки бытовой техники и электроники

3.2 Корреляционно-регрессионный анализ активности потребителей в процессе совершения покупки при использовании гибкой системы скидок

3.3 Мерчендайзинг как эффективная маркетинговая технология

Заключение

Список использованных источников:

Введение

Актуальность темы. Нынешнее предприятие, целью которого является достижение конкурентного преимущества, обязано понимать основания принятия потребителем решения о покупке, принимать во внимание психологию потребителя.

В конкурентной экономической системе для формирования и роста предприятия немаловажна информация о поведении потребителей: Как, Почему, Где и Что он покупает.

Маркетолог в настоящее время также обязан знать: кто является их потребителем, по каким основаниям потребители предпочитают именно этот товар.

Работа с потребителем – рассмотрение, предсказание, а, по существу – управление его поведением, - каждодневная составляющая профессиональной деятельности продавца, торгового агента, маркетинг-менеджера и маркетинг-директора. Тем не менее, усиливается нужда познания целевого рынка, умения организовывать новейшие сегменты рынка и сберегать имеющиеся рынки.

С формированием рыночных отношений и увеличением конкуренции в России работа с потребителем становится все более жизненной для любого участника рыночных отношений, открыто или опосредованно выносящих свой продукт на суд потребителя. Успех каждой фирмы зависит, в первую очередь, от потребителя, от того, пожелает ли он что-либо приобрести и оплатить покупку.

Таким образом, плоды работы компаний и индивидуальных предпринимателей на рынке товаров, услуг формируются в процессе взаимодействия с потребителем. Всякий специалист в условиях рыночной экономики обязан уметь вырабатывать и поддерживать спрос потребителей на свои услуги.

Целью данной работы является изучение основ управления поведением потребителей организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть потребителя как объект маркетингового поведения;

- выявить факторы, оказывающие влияние на процесс совершения покупки потребителем;

-разобрать моделирование потребительского поведения;

- исследовать потребительское поведения клиентов ООО «Эльдорадо»;

- дать рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию деятельности компании ООО «Эльдорадо».

Объектом исследования является компания ООО «Эльдорадо».

Предмет исследования: поведение потребителей.

При написании данной работы использовалась и анализировалась литература по таким предметам как «Поведение потребителей», «Маркетинг» и другая литература, касающаяся рассматриваемых в работе понятий.


1. Теоретические аспекты исследования поведения потребителей

1.1 Потребитель как объект маркетингового поведения

Важнейшее место в маркетинговых исследованиях наряду с изучением рынка и механизмов работы коммерческих фирм принадлежит изучению потребительского и покупательского поведения. Цель такого изучения должна соответствовать основному принципу маркетинга: «Производить то, что покупается, а не покупать то, что производится» [13, с. 44].

 главный объект . Участнику рынка проанализировать и выявить и возможности потребителя, решения о покупке.

потребительским поведением решение потребителя о дохода между и услугами, которые собирается приобрести. потребительского поведения  задача в маркетинге, которой дает производителю (продавцу) образом распределить ресурсы для максимальной прибыли продаже товаров и [20, с. 111].

С точки зрения потребителей можно на две :

-конечные потребители - отдельные покупатели, товары для (семейного, домашнего) ;

-предприятия-потребители - , приобретающие товары использования в процессе производства, эксплуатации в организаций, а также перепродажи [3, с. 14].

Необходимо представлять, что этих групп может существенно , что обусловлено:

- целями приобретения ;

-способами принятия о покупке;

-источниками , используемыми при покупательских решений;

- совершения покупок;

- покупок;

-неодинаковым знаний о товарах;

- к послепродажному сервису и т.д. [31, с. 208].

положения, лежащие в правильного понимания .

1. Потребитель независим: поведение ориентируется определенную цель, им принимаются отвергаются в зависимости степени соответствия запросам. Предприятия успеха, если потребителю свободу и реальную выгоду. этого и постоянное предложения к запросам обеспечивает эффективность реализации концепции [27, с. 91].

2. Поведение потребителей может быть изучено с помощью маркетинговых исследований. Это осуществляется путем моделирования покупательского поведения, исследования мотивов и факторов, характеризующих потребности людей и способы их удовлетворения.


3. Поведение потребителей поддается воздействию. Маркетинг может оказывать достаточно сильное влияние на мотивацию и поведение потребителей. Это достигается при условии, что предлагаемый товар действительно является средством удовлетворения потребностей. Однако речь не должна идти о каком-либо манипулировании поведением потребителей [36, с. 403].

4. Поведение потребителей социально законно: их суверенитет в условиях рыночной экономики основывается на ряде прав. Соблюдение их является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией удовлетворения их потребностей. Обман, введение в заблуждение, низкий уровень качества товаров, отсутствие реакции на жалобы и претензии и другие аналогичные действия представляют не что иное, как попрание законных прав и интересов потребителей [6, с.517]

1.2 Факторы, влияющие на потребителя

На совершаемые потребителем покупки большое вли­яние оказывают экономические, культурные, социальные, личные и психологические и другие факторы.

Экономические факторы- это величина и распреде­ление национального дохода, денежные доходы на­селения и их распределение по группам потребите­лей, уровень и соотношение розничных цен, степень обеспеченности населения продуктами потребления, торгового обслуживания. ­номическое положение покупателя в мере сказывается его товарном . Если экономи­ческие говорят о спаде, необходимо изменить , его позиционирование и , сокра­тить объемы и запасы [23, с. 20].

Культурные . Люди растут в об­ществе, которое их основные , ценности и нормы . Культура - это ­вопричина, определяющая потребности и человека. К основным культуры от­носятся: , социальное положение, ­тура потребления, мода, вкусы и т. п.

Субкультура.  культура включает в мелкие составляющие, субкультуры, т. е. группы с об­щими системами , возникшие в результате ­ности их жизненного или обстоятельств. , донское казачество религиозные группы [17, с. 77].

положение. Почти в обществе суще­ствуют  общественные классы - сравнитель­но стабильные в рамках общества, распо­лагаются в определенной и характери­зуются сходством , представлений и поведения представителей.

Общественным присущи несколько ­стик. Лица, принадлежащие к и тому же , склонны вести почти одинаково. В от принадлежности к или иному люди занима­ют высокое или низкое положение в ­стве. Общественный класс на основе ­тий, доходов, богатства, , ценностной ориен­тации и подобных характеристик. каждого общественного характерны свои в одежде, хозяйственных , в проведении досуга, автомобилей [1, с. 210].


Социальные . Поведение потребителя ­деляется также и факторами порядка, такими, референтные группы, , социаль­ные роли и .

Референтные группы - это группы, которые оказывают как .прямое, так и косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это группы, к которым человек при­надлежит и с которыми он взаимодействует, - семья, дру­зья, соседи и коллеги. Кроме того, человек принадлежит к ряду групп, взаимодействие с которыми не носит по­стоянного характера. Это различные общественные орга­низации типа религиозных объединений, профсоюзов [33, с. 115].

Социальные роли и статусы. Человек является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и стату­са. Скажем, по отношению к своим родителям он играет роль сына или дочери, в собственной семье - роль жены или мужа, в рамках предприятия - роль директора. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от человека окружающие его лица [10, с. 19].

Каждой роли соответствует определенный статус, от­ражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Роль директора имеет более высокий статус по сравнению с ролью сына или дочери. В качестве директо­ра человек приобретает одежду, автомобиль, часы, кото­рые отражают именно эту его роль и ее статус. Покупа­тель часто останавливает свой выбор на товарах, по кото­рым судят о его статусе в обществе.

Личные факторы. На решениях покупателя сказыва­ются и его личные внешние характеристики, особен­но такие, как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жиз­ни, тип личности и представление о самом себе [29, с. 177].

Возраст и этап жизненного цикла семьи. Со временем происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг. В первые годы жизни человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диети­ческими. С годами меняются и его вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений [15, с. 214].

Характер потребления зависит от этапа жизненного цикла семьи. Насчитывают до девяти этапов жизни семьи с типичными товарными предпочтениями на каждом из них. Классификацию проводят и по психологическим эта­пам жизненного цикла семьи и человека. Они пережива­ют в своей жизни определенные переходные периоды, пе­риоды трансформации. Необходимо учитывать меняющи­еся потребительские интересы, которые связаны с переходными периодами в жизни взрослого человека (табл. 1).


Таблица 1. Этапы жизненного цикла и покупательское поведение семьи [8, с. 180].

Этап жизненного цикла

Особенности поведения и покупательских привычек

1. Этап холостой жизни; молодые одиночки, живущие отдельно от родителей

Финансовых обременений немного. Лидеры мнений в области моды. Настроены на активный отдых. Покупатели основного кухонного оборудо­вания, основной мебели, автомобилей, путевок на отдых.

2. Юные молодожены без детей

Финансовое положение лучше, чем будет в недалеком будущем. Наивысшая интенсивность покупок, наивысшие средние показатели закупок товаров длительного пользования. Покупатели автомобилей, холодильников, кухонных плит, самой необходимой мебели и мебели длительного пользования, путевок на отдых.

3. «Полное гнездо», 1-я стадия: младшему ребенку менее 6 лет

Пик покупки жилья. Недовольство своим финан­совым положением и суммой сэкономленных денег. Заинтересованность в новых товарах. Любители рекламируемых товаров. Покупатели стиральных машин, сушилок, телевизоров, детского питания, лекарств от кашля, витаминов, кукол, колясок, санок, коньков.

4. «Полное гнездо», 2-я стадия: младшему ребенку 6 или более лет

Финансовое положение улучшилось. Реклама оказывает меньше влияния. Покупают товары в более крупной расфасовке, заключают сделки на приобретение сразу многих товарных единиц. Покупатели разнообразных продуктов питания, чистящих материалов, велосипедов, услуг учителей музыки, пианино.

5. «Полное гнездо», 3-я стадия: пожилые супруги с детьми, находящимися на их попечении

Финансовое положение стало еще лучше. Неко­торые дети устраиваются на работу. Реклама оказывает очень слабое влияние. Высокая средняя интенсивность покупок товаров дли­тельного пользования. Покупатели новой, более изящной мебели, участники автомобильных путешествий, покупатели приборов, не являю­щихся совершенно необходимыми, лодок, зубо­врачебных услуг, журналов.

6. «Пустое гнездо» 1-я стадия: пожилые супруги, дети которых уже живут отдельно, глава семьи работает

Наибольшее количество владельцев собственных жилищ. Большинство довольны своим финансо­вым положением и объемом сбережений. Интересуются путешествиями, активным отдыхом, самообразованием. Делают подарки и благотворительные вклады. Не интересуются новыми товарами. Покупатели путевок на отдых, предметов роскоши, услуг и товаров по обустройству дома.

7. «Пустое гнездо», 2-я стадия: пожилые супруги, дети которых живут отдельно, глава семьи на пенсии

Резкое сокращение доходов. В основном сохра­няют жилища. Покупатели медицинских приборов, медицинских товаров, способствующих укреплению здоровья, сна и пищеварения.

8. Вдовствующее лицо, работает

Доход еще довольно высок, но дом уже склонны продать.

9. Вдовствующее лицо, на пенсии

Нужды в медицинском обслуживании и товарах те же, что и у прочих групп пенсионеров. Резкое сокращение доходов. Острая нужда во внимании, привязанности и благополучии.