Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Бухгалтерский учет наличных и безналичных денежных средств на примере ООО «Альфа»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Учет наличных и безналичных денежных средств
1.1 Порядок учета наличных денежных средств
1.3 Синтетический учет операций в кассе
2 Учет денежных средств на примере ООО «Альфа»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Альфа»
2.2 Бухгалтерский учет наличных и безналичных денежных средств на примере ООО «Альфа»
3 Корпоративная социальная ответственность
3.1 Практика применения КСО на ООО «Альфа»
Введение
Денежные средства относятся к важнейшей группе оборотных средств. От их наличия в нужных количествах зависит благосостояние организации и дальнейшее существование хозяйствующего субъекта.
В организации, средства в форме наличных денег в кассе, хранятся в банке на расчетных счетах, на специальных счетах по целевым средствам, на особых счетах, а также используются в виде аккредитивов, чековых книжек, депозитов и финансовых вложений в ценные бумаги др.
Актуальность исследования в рамках курсовой работы «Учет наличных и безналичных денежных средств на примере ООО «Альфа» определяется тем, что для эффективного использования денежных средств необходимо уметь грамотно вести учет наличных и безналичных денежных средств. Также для верного ведения учета денежных средств необходимы знание законов и регулярно меняющихся норм, правил и порядка. Требуемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое положения станут, достигнуты только при достаточном и согласованном контроле над движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств.
Целью курсовой работы является рассмотреть учет наличных и безналичных денежных средств на примере предприятия ООО «Альфа».
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
- Рассмотреть учет наличных денежных средств предприятия, оформление и порядок их учета.
- Рассмотреть учет безналичных денежных средств предприятия оформление и порядок их учета.
- Выявить типичные ошибки в учете наличных и безналичных денежных средств и найти методы предотвращения и исправления ошибок. Предмет и объект исследования - организация учета денежных средств в ООО «Альфа».
Объект исследования - организация учета денежных средств в ООО «Альфа».
Методы исследования – научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа учета денежных средств предприятия: абстрактно-логический, системно-структурный метод, анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, обобщение, системный подход.
Информационной базой являются нормативные документы, учебная литература, периодические издания, учетные данные предприятия.
Курсовая работа содержит введение (постановку целей и задач исследования, обоснование актуальности избранной темы), основную часть (анализ организации учета и контроля денежных средств), заключения (содержащего выводы), а также список использованных источников и приложения.
Курсовая работа имеет практическое значение, так как сделанные в процессе исследования теоретические и практические выводы доведены до конкретных рекомендаций, что делает их возможным для непосредственного применения в исследованной организации.
1 Учет наличных и безналичных денежных средств
1.1 Порядок учета наличных денежных средств
Предприятия в процессе хозяйственной деятельности вступает в экономические отношения с другими предприятиями – юридическими и физическими лицами. Расчеты между предприятиями и физическими лицами осуществляются безналичным и наличным расчетом[1].
Каждая организация по наличным расчетам обязана иметь специально оборудованный кассовый аппарат и вести кассовую книгу по установленной форме.
Организация при осуществлении приема наличных денежных средств обязана производить с обязательным использованием контрольно-кассовой техники. Денежные средства, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке[2].
Кассир компании отвечает за кассовые операции. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей.
Он является обязательным для трудоустройства на работу с кассиром должен быть заключен договор о полной материальной ответственности работника за материальные ценности, переданные ему под отчет
Если в организации, имеющей в штате одного кассира, в случаях его временной замены все обязанности передаются другому сотруднику бухгалтерии в соответствии с письменным распоряжением руководителя. Также заключен договор о полной материальной ответственности.
В случае неожиданного оставления работы кассиром (болезнь и др.), все ценности под его / ее немедленно пересчитывается лицом, которому они передаются, в обязательном присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. По результатам пересчета и передачи ценностей составляется акт с подписями этих лиц.
Предприятия, которые имеют много отделов или обслуживаются центральной бухгалтерией, заработная плата, пособия по социальному страхованию, стипендии оформляются по письменному распоряжению руководителя.
На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, главный бухгалтер или иной работник обязан выполнить письменное поручение руководителя организации при условии заключения с ним договора об ответственности[3].
Руководитель организации должен создать все необходимые условия для того, чтобы денежные средств были в сохранности:
- сохранность денежных средств при их транспортировке и хранении;
- техническая укрепленность и оборудование сигнализацией помещений касс организаций[4].
По окончанию рабочего дня кассиром должны быть пересчитаны и сверены с остатком по кассовой книге все денежные средства в кассе, после чего опечатать (опломбировать) сейф и помещение кассы.
Печать и ключи от сейфа лежат на хранении у кассира, а их дубликаты у руководителя предприятия.
До 2012 года лимит кассы устанавливали банки. Начиная с 2012 г. организации сами устанавливают лимит остатка денежных средств в кассе (положение ЦБ РФ от 12.10.11 № 373-П).
Лимит определяется по формуле (1):
Л = О : P × Пc
(1)
Л – это лимит остатка наличных,
О – объём выручки за расчётный период,
Р – расчетный период,
Пc – количество рабочих дней между днями сдачи наличности в банк. Выбранный организацией расчётный период должен составлять не больше 92 рабочих дней.
Показатель Пc - число рабочих дней между двумя днями, когда компания сдает наличные в банк, не должен превышать семи.
Пример №1 расчета лимита кассы: (вид деятельности - розничная торговля оптовая торговля, режим работы с 9-00 до 21-00, выходной - воскресенье).
Денежная выручка за октябрь - 1 100 000 рублей, за ноябрь - 1 150 000 рублей, за декабрь - 1 250 000 рублей. Итого за 3 месяца (92 дня) - 3 500 000 рублей. Выручка сдается в банк на следующий день в 12 часов.
Лимит кассы будет равен:
(3 500 000 : 92 дн. х 2 дн.) = 76 000 рублей.
При отсутствии поступлений наличных денег лимит рассчитывается по формуле (2):
Л = О / P * Пп,
(2)
Л- лимит остатка наличных денег в рублях;
О- объем выдач наличных денег за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы;
P - расчетный период, за который учитывается объем выдач (не более 92 рабочих дней);
Пп - период времени между днями получения по денежному чеку в банке наличных денег (не более 7 рабочих дней).
Пример №2 расчета лимита кассы: Организация работает с понедельника по пятницу и тратит за неделю 1 000 000 руб.
Деньги в банк сдаются один раз в два дня, не считая суббот и воскресений.
Лимит кассы будет равен:
(1 000 000 руб. : 5 раб. дн. х 2 раб. дн.) = 400 000 рублей.
Накапливать наличные деньги в кассе на любые цели не допускается (за исключением периода выплаты заработной платы, стипендий и других выплат социального характера сотрудникам — 5 рабочих дней).
Следить за соблюдением лимита кассы возлагается на главного бухгалтера. Банки и органы контроля (ведомственные и вневедомственные) регулярно должны следить и проверять состояние кассовой дисциплины.
Выясняются причины нарушения лимита остатка денежных средств.
Штраф в трехкратном размере превышенного лимита несет руководитель организации в случае накопления денежных средств, превышающий лимит остатка средств в кассе.
Однако с 1 июня 2014 года ИП и малые организации (численность не более 100 работников и выручка до 400 млн. рублей в год) не обязаны больше устанавливать лимит наличных в кассе, т.е. они могут работать как с лимитом, так и без него, на своё усмотрение.
Те, кто хотят отказаться от лимита, обязательно должны издать приказ об отмене лимита кассы.
Правоохранительные органы, налоговые инспекции, а так же банки обязаны регулярно проводить проверки за соблюдением условий работы с денежными средствами, и применяют штрафные санкции в случае нарушений.
Так же проверяют, соблюдает ли организация «предельные суммы налично-денежных расчетов».
Центральный Банк Российской Федерации издал Указание от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".
Тем самым, предельным размером расчетом наличными денежными средствами среди юридических лиц по одной сделке разрешен в сумме не более 100 000 рублей.
В РФ для ведения кассовых операций предусмотрена отчетность для учета движения денежных средств и первичная документация[5].
Приходный кассовый ордер (ф. № КО-1), рекомендуемый документ для оприходования поступления денежных средств в кассу.
Любая наличность может поступать в кассу:
- с расчетного счета открытого в банке для выплаты пенсий, заработной платы, пособий, сумма которых определяется в расчетно-платежной ведомости;
- за использование коммунальных услуг, выплаты за арендуемое имущество и т.д.;
- полученная выручка за наличный расчет выручка от продажи товаров, товарно-материальных ценностей через собственные магазины;
- погашение работками организации задолженности по ссудам на собственные нужды или за товары, которые были куплены в рассрочку;
- возврат неиспользованной подотчетной суммы или авансы, которые были излишне получены и т. д.
Документом на расход денежных средств из кассы является расходный кассовый ордер (ф. № КО-2).
Расходный кассовый ордер выписывается в следующих случаях:
1. Ведомость на выдачу заработной платы, пособий и т.д. которая полностью выплачена.
Если в ведомости на оплату труда по истечению установленного срока выплаты имеются лица, который не получили деньги, то против их фамилии обязательно ставятся штамп “депонировано” или делается запись ручкой.
В конце ведомости записывается выплаченной заработной платы, пенсий и т. д., записать какой “расходный кассовый ордер № _ ”.
2. Когда из кассы выдается депонированная сумма от заработной платы, а также при разовой выдаче заработной платы.
3. Выдача наличных денежных средств подотчетному лицу для организации командировки.
4. Выдача денежных средств под отчет для приобретения материально-производственных ценностей за наличный расчет[6].
5. Взнос денежных средств на расчетный счет, открытый в банке, кассиром выписывается объявление на взнос наличными.
Приходные и расходные кассовые ордера обязательно должны регистрироваться в специальном документе - «журнал регистрации приходных и расходных ордеров». В этом журнале (ф. № КО-3) бухгалтерией организации регистрируются все приходные и расходные кассовые ордера. Также совместно с приходными и расходными кассовыми ордерами кассиром производятся записи в кассовой книге (ф. № КО-4).
Правильность оформления документов по кассе и записи в кассовой книге, так же корреспонденцию счетов должен проверить главный бухгалтер и подтвердить подписью.
С 2013 г. вступил в силу новый Закон о бухучете, в котором уже нет требований об обязательном применении унифицированных форм первичных документов. Любой первичный документ может быть разработан компанией самостоятельно (закон №402 - ФЗ). Формы первичных учетных документов будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета[7].
Данное нововведение не коснулось организаций государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством.
Руководитель обязан будет утверждать формы первичных документов независимо от того, какой для этого используется бланк - унифицированный или нет.