Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия) (Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента на предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента на предприятии
Понятие и классификация ассортимента. Принципы формирования ассортимента на предприятии
Факторы, влияющие на формирование ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента на примере торговой компании ООО «Торговый Дом «Карандаш»
2.1 Характеристика компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
2.2Анализ товарного ассортимента торговой компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
Глава 3 Формирование оптимального ассортимента компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
Введение
На сегодняшний день рынок реализации товаров и услуг очень обширен. Большая часть продукции, прежде чем попасть до конечно потребителя проходит определенное количество этапов перепродажи. В конечном итоге возникает вопрос, на сколько правильно выбран рыночный сегмент компании, в соответствии со своей направленностью, ведь от этого будет зависеть успех деятельности компании в целом. Для этого компании необходимо регулярно проводить исследования рынка, для обоснованности их ассортиментной политики.
Торговые компании в процессе своей деятельности должны иметь всю необходимую информацию, параметры, потребительские свойства реализуемого товара. Они должны знать все о запросах и предпочтениях своих покупателей, и о возможностях применения на целевых сегментах тех или иных реализуемых товарах. При этом, самым важным является таким образом определить свой ассортимент товаров, чтоб при его реализации компания получала не только наибольший эффект от осуществляемой деятельности, но и максимально удовлетворяла потребности своих клиентов.
Из перечисленных необходимых условий для успешной деятельности компании первые два относятся к области маркетинга и маркетинговых исследований. Третье же условие, в полной мере имеет отношение к теории оптимизации управленческих решений. Для того чтоб реализовать этот процесс выделяют ряд действий, лавными из которых являются сложность процесса и большой объем вычислений.
Следовательно, можно сделать вывод, о необходимости разработки метода его применения для решения задач по оптимизации ассортиментной и ценовой политике торговой компании.
Целью курсовой работы является разработка системы формирования оптимального ассортимента товаров и методики
принятия и обоснования управленческих решений по ассортиментной политике с учетом факторов внутренней и внешней среды.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные цели и задачи торгового предприятия в условиях нестабильно рынка;
- раскрыть содержание понятий: «ассортимент», ассортиментная политика»;
- изучить принципы, факторы и содержание деятельности по формированию ассортимента товаров на торговом предприятии;
- разработать методику формирования оптимального ассортимента и принятия управленческих решений в рамках ассортиментной политики;
- осуществить апробацию разработанной методики на торговом предприятии.
Объектом исследования является торговая компания ООО «ТД
«Карандаш» города Томска.
Предметом исследования является процесс формирования ассортимента торговой компании.
Теоретические исследования выполнены с использованием научной, учебной и специализированной литературы по данной теме, а также с использованием интернет источников.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента на предприятии
Понятие и классификация ассортимента. Принципы формирования ассортимента на предприятии
Ассортиментом называют соотношение различных видов продукции, услуг, товаров на торговом и производственном предприятиях, перечень разнообразия продукции и товаров, которых различается по отдельным признакам. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня [11, С. 76].
Ассортимент товаров – это совокупность товаров, сочетающихся по одному определенному признаку или совокупности признаков.
Для изучения и порядка формирования ассортимента, его принято классифицировать по следующим признакам.
По местонахождению товаров различают производственный, торговый и ассортимент услуг.
Производственный ассортимент – это номенклатура товаров, которые выпускаются непосредственно предприятием изготовителем, исходя из его производственных способностей. Как правило, это продукция, производимая на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Предприятия, которые сами производят товар, в основном имеют ограниченную ассортиментную матрицу товарных единиц, поэтому, данный фактор дает им возможность совершенствовать свою технологию производства, повышать качество производимой продукции, а так же улучшать ассортимент товаров. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в последующей подсортировке с учетом требований торговли. Данная подсортировка, применяется чаще на предприятиях оптовой торговли, т.к. там производится основная часть товаров сложно ассортимента.
Торговый ассортимент относится к группе товаров, подлежащих реализации в розничной и оптовой сети. По сравнению с производственным ассортиментом, торговый ассортимент состоит из товаров разных изготовителей, за исключением магазинов, которые занимаются реализацией сбыта товаров только одного производителя. Формирование торгового ассортимента производится на основе спроса и назначения, целевых рынок товаров. Торговый ассортимент делят на две товарные отрасли: производственные и непроизводственные товары. Каждая делится на товарные группы, куда входят товары, имеющие группировку по ряду признаков (однородность сырья и материалов, потребительское назначение, уровень сложности ассортимента). Товарные группы делятся на товарные подгруппы, куда входят товары, однородные по признаку единства производственно происхождения. Каждая из подгрупп формируется из товаров различных видов. Внутри каждого вида товары могут иметь различия по определенным признакам, т.е. подразделяться на разновидности [12, С. 4].
По широте охвата товаров различают простой, сложный, развернутый и смешанный ассортимент.
Простой ассортимент – это номенклатура товаров, представленная небольшим количеством групп, наименований и видов, удовлетворяющие ограниченное число потребностей. Например, ассортимент молочного магазина, ассортимент магазина только алкогольной продукции и т.д.
Сложный ассортимент – это номенклатура товаров, представленная значительным количеством групп, разновидностей, наименований и видов, отличающихся исходными материалами, конструкцией и другими признаками, а так же удовлетворяющие различные человеческие потребности. Например, ассортимент современных универсамов и универмагов, таких как Быстроном, Лента, Метро и т.д.
Развернутый ассортимент – это номенклатура товаров, которая включает в себя значительное количество подгрупп, наименований, видов,
разновидностей, относящихся к группе однородных, которые в свою очередь отличаются индивидуальными признаками. Сюда относят ассортимент специализированных магазинов.
Смешанный ассортимент – номенклатура товаров различных групп, наименований и видов, которые различают большим разнообразием функционального назначения. Это ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
По степени удовлетворения потребностей существует рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент – это набор товаров, в наибольшей степени полно удовлетворяющий потребности, обеспечивающие максимальное качество жизни, при определенном уровне развития технологии, техники, науки.
Оптимальный ассортимент – это набор товаров, которые удовлетворяют реальные потребности с максимально полезным эффектом для покупателя при минимальных затратах на проектирование, разработку производства и доведение до потребителя [2, С. 9].
По состоянию в конкретный момент времени ассортимент делят на реальный и прогнозируемый.
Реальный ассортимент – это действительный набор товаров, находящийся на конкретном предприятии производителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент – это совокупность товаров, которые должны будут удовлетворить предполагаемые потребности.
По характеру удовлетворяемых потребностей ассортимент бывает основной и сопутствующий.
Основной ассортимент – это совокупность товаров, сконцентрированных на обычные потребности основных групп потребителей.
Сопутствующий ассортимент – это совокупность товаров, выполняющих вспомогательные функции, такие товары не относятся к
основным товарам для данного предприятия. К примеру, предметы ухода за обувью в обувном магазине.
По структуре ассортимент на следующие подгруппы:
Групповой ассортимент товаров – в него входит перечень товарных групп, сформированных по признаку однородности сырья и материалов из которых они были изготовлены, потребительскому назначению и способу производства.
Внутригрупповой ассортимент товаров – набор подобных себе товаров, схожих общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Представляет собой детализацию группового ассортимента, к примеру: товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной и резиновой обуви.
Видовой ассортимент товаров – совокупность товаров разных видов и наименований, которые удовлетворяют аналогичные потребности. К примеру: обувь делится на мужскую, женскую, детскую.
Внутривидовой ассортимент товаров – совокупность товаров, включающая разновидности товаров внутри отдельных видов. Признаки, по которым отличают одну разновидность от другой, являются цвет, модель, фасон и т.д. Примером внутривидового ассортимента являются конкретные марки телевизоров, артикулы тканей, модели электробритв и т.д. [8, С. 147].
В процессе подбора ассортимента товаров на торговом предприятии следует руководствоваться рядом общих принципов. Выделяют следующие принципы формирования ассортимента:
- обеспечение соответствия ассортимента товаров характеру спроса целевых потребителей предприятия. Данный принцип предусматривает формирование ассортимента, руководствуясь признаком потребительского назначения товаров.
- комплексное удовлетворение спроса потребителей в рамках избранно сегмента потребительского рынка. Принцип подразумевает подбор товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных
потребительских комплексов. Плюсом этого принципа является создание удобства для покупателей, а именно облечение им процесса ознакомления с предложенными к продаже товарами.
- обеспечение устойчивости сформированного ассортимента товаров. Устойчивый ассортимент товаров помогает сократить затраты времени потребителей на поиск товара, это предоставляет возможность стандартизировать все важнейшие торгово – технологические процессы и оптимизировать затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
- обеспечение оптимальной широты и глубины ассортимента. Широта и глубина ассортимента товаров на предприятии зависят от ряда нескольких факторов, сами важными из них являются форма его товарной специализации, размер торговой площади, а так же состоянии е предложения на потребительском рынке.
- обеспечение условий рентабельной деятельности организации. Грамотно подобранный ассортимент товаров на предприятии позволяет оптимизировать товарооборот в разрезе отдельных товарных наименований и благодаря этому получить предполагаемую величину прибыли и нужный уровень рентабельности [23, С. 126].
Процесс формирования ассортимента товаров на торговом предприятии заключается в деятельности по формированию набора товаров, который позволит удовлетворить реальные и прогнозируемые потребности, а так же будет способствовать достижению целей и задач, поставленных перед организацией.
Данный процесс можно условно разделить на несколько этапов:
Первый этап. Подготовительный. Установление группового ассортимента товаров. Предполагает разделение общей массы товаров на ряд крупных групп по базовой потребности. Отдельная группа включает товары, которые могут быть идентичны по качеству, способу использования, виду удовлетворяемых потребностей. На данном этапе производится определение ассортиментного профиля организации. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения торговой сети на основании маркетинговых исследований.
Второй этап. Обобщенное планирование. Установление количественно соотношения отдельных групп товаров, т.е. расчет структуры группового ассортимента. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади предприятия, его о размещения и других факторов.
Третий этап. Планирование товаров по категориям. Определение внутригруппового ассортимента товаров, т.е. подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. Определение составляющих факторов, влияющих на ассортиментную структуру должно быть обеспечено с учетом соответствия предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Так же должны быть учтены остальные факторы, которые влияют на формирование оптимального ассортимента товаров (ширина, глубина, насыщенность, гармоничность и т.д.) [5, С. 108].