Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия) (Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента на предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 529
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента на предприятии
Понятие и классификация ассортимента. Принципы формирования ассортимента на предприятии
Факторы, влияющие на формирование ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента на примере торговой компании ООО «Торговый Дом «Карандаш»
2.1 Характеристика компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
2.2Анализ товарного ассортимента торговой компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
Глава 3 Формирование оптимального ассортимента компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
Таблица 6
Таблица реализации групп товаров ООО «ТД «Карандаш» период с 01.01.2019 по 30.03.2019
Группы товаров |
Объем реализации, руб. |
Удельный вес в объеме реализации, % |
Бумага |
8419847 |
44,80 |
Бумажная продукция |
1545294 |
8,22 |
Бумажно-беловые школьные товары |
493727 |
2,63 |
Грамоты, дипломы, благодарности |
162 |
0,00 |
Демонстрационное оборудование |
419109 |
2,23 |
Кожгалантерея |
27382 |
0,15 |
Компьютерные аксессуары |
57461 |
0,31 |
Наборы д/дет. творчества |
32943 |
0,18 |
Новогодние игрушки |
289330 |
1,54 |
Осветительное оборудование |
27194 |
0,14 |
Открытки |
2786 |
0,01 |
Офисная техника и расходные материалы |
322665 |
1,72 |
Офисные принадлежности |
1858885 |
9,89 |
Пишущие принадлежности |
1340671 |
7,13 |
Принадлежности для хранения документов |
2091027 |
11,13 |
Сувенирная продукция |
79192 |
0,42 |
Товары для детских игр |
397363 |
2,11 |
Товары для левшей |
961 |
0,01 |
Товары для лепки |
111733 |
0,59 |
Товары для праздника |
146444 |
0,78 |
Товары для рисования |
479061 |
2,55 |
Товары для спорта и активного отдыха |
198155 |
1,05 |
Товары для хобби |
26041 |
0,14 |
Фотопринадлежности |
29433 |
0,16 |
Хозяйственные товары |
158934 |
0,85 |
Чертежные принадлежности |
24619 |
0,13 |
Школьные принадлежности |
212511 |
1,13 |
Итого: |
18 792 945 |
100 |
Таблица 7
Таблица разделения реализованных товаров на группы А, В, С.
Группы товаров |
Доля, % |
Доля, нарастающим итогом, % |
Группа |
Бумага |
44,8 |
44,8 |
А |
Принадлежности для хранения документов |
11,13 |
55,93 |
А |
Офисные принадлежности |
9,89 |
65,82 |
А |
Бумажная продукция |
8,22 |
74,04 |
А |
Пишущие принадлежности |
7,13 |
81,17 |
А |
Бумажно-беловые школьные товары |
2,63 |
83,8 |
А |
Товары для рисования |
2,55 |
86,35 |
А |
Демонстрационное оборудование |
2,23 |
88,58 |
В |
Товары для детских игр |
2,11 |
90,69 |
В |
Офисная техника и расходные материалы |
1,72 |
92,41 |
В |
Новогодние игрушки |
1,54 |
93,95 |
В |
Школьные принадлежности |
1,13 |
95,08 |
В |
Товары для спорта и активного отдыха |
1,05 |
96,13 |
В |
Хозяйственные товары |
0,85 |
96,98 |
С |
Товары для праздника |
0,78 |
97,76 |
С |
Товары для лепки |
0,59 |
98,35 |
С |
Сувенирная продукция |
0,42 |
98,77 |
С |
Компьютерные аксессуары |
0,31 |
99,08 |
С |
Наборы д/дет. творчества |
0,18 |
99,26 |
С |
Фотопринадлежности |
0,16 |
99,42 |
С |
Кожгалантерея |
0,15 |
99,57 |
С |
Осветительное оборудование |
0,14 |
99,71 |
С |
Товары для хобби |
0,14 |
99,85 |
С |
Чертежные принадлежности |
0,13 |
99,98 |
С |
Открытки |
0,01 |
99,99 |
С |
Товары для левшей |
0,01 |
100 |
С |
Грамоты, дипломы, благодарности |
0 |
По данным таблиц можно сделать вывод, что основной доход компании приносят товарные группы: бумага, принадлежности для хранения документов, офисные принадлежности, бумажная продукция, пишущие принадлежности, бумажно – беловые школьные товары, товары для рисования, демонстрационное оборудование. На эти товарные группы стоит направить основные усилия.
Для товаров группы А рекомендуются особые формы контроля:
-
- регулярная оценка достоверности, как самого прогноза товародвижения, так и его методов;
- периодический подсчет запасов;
- постоянное отслеживание и анализ требований спроса, объемов закупаемых партий, преследующие цель общего уменьшения размера заказов, а значит снижения издержек, связанных с хранением продукции на складах.
Для товаров группы В применяются те же меры, что и для товаров группы А, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.
А вот для товаров группы С сформулированы отдельные правила:
-товары обязательно должны быть в наличии, поскольку дефицит товаров категории С может сорвать план сбыта категории А. Таким образом, запас товаров категории С может быть больше, чем нужно, но не должен быть меньше, чем необходимо.
-объем партий заказов и страховых запасов должен быть большим. Хранение крупных партий товаров категории С не влечет за собой существенных затрат, поэтому имеет смысл заказывать помногу;
-подсчет запасов можно производить раз в год или полгода, при этом с большими приемлемыми допусками.
Достижением одной из основных целей компании при оптимизации является корректировка объема продаж. На объемы продаж влияют, как правило, объемы товарных запасов на складе, спрос на продукцию и цена, по которой продается товар.
Исходя из вышесказанного, предлагается правильным ранжировать весь ассортимент по вышеуказанным признакам. Предлагаемая методика позволяет сделать возможным не только анализ ассортимента по коммерческой привлекательности, но и оперативно управлять им. В то же время необходимо подчеркнуть, что ассортимент товаров должен включать не только высокодоходные товары, приносящие максимальную прибыль, но и товары имеющие меньшие показатели прибыльности, в целях достижения максимального результата по привлечению потребителей и полному удовлетворению их спроса.
Таким образом, применение принципа Парето в управлении товарным ассортиментом приводит к разделению всей номенклатуры на группы по критерию активности. Группа «А» самая активная, подвергается максимальному контролю, группе еВ отводится меньше внимания, а группа С обслуживается по минимуму.
Поскольку группа А «наиболее активная», в целях дальнейшего контроля, проведем оптимизацию ассортимента внутри этой групп. Для этого мы возьмем реализацию товарных групп за первый квартал 2017 года и удельный вес каждого товара в объеме реализации.
Реализация товарных групп составила 18 792 945,97 руб., анализируемая реализация в сумме составляет 16 647 626,29 руб., или 88% от общего объема реализации.
Далее для того, чтоб определить какие позиции обеспечивают 80% оборота компании, мы проранжировали ассортимент и расположили его в порядке убывания. Затем рассчитали долю с накопительным итогом.
По результатам стало более понятно, какие товары продаются, а какие лежат, занимая полезное место на складе. Следовательно, товары входящие в группу А – то востребованная, высокодоходная продукция. Товары входящие в группу В – это малодоходная, но востребованная продукция, поскольку, во
– первых, клиенты рассчитывают на постоянное наличие такого товара на складе, и во – вторых, покупают его, как правило, в дополнение к высокодоходным товарам. Товары входящие в группу С – это довольно дорогая продукция, поэтому менее востребована, и соответственно приносящая меньше дохода. Но если мы сократим долю незначительных затрат первый взгляд сопутствующих товаров, это может привести к снижению продаж высокодоходных товаров.
Полученные результаты не прояснили само главного:
- на закупках, каких товаров можно безболезненно экономить, уделяя им меньше внимания;
- приобретение, какой продукции требует неусыпно контроля;
- во что в первую очередь следует вкладывать деньги.
Поскольку группа А, «наиболее активная» группа, проведем анализ её экономических показателей. Этот анализ поможет нам более точно определить: какие товары пользуются наибольшим спросом, является ли данный товар рентабельным, на что компания тратит деньги.
Расчет экономических показателей произведем с помощью операционного анализа (операционный рычаг). Ориентация на этот метод – наиболее рациональный выбор при стратегическом планировании деятельности компании.
Ключевыми понятиями операционного анализа являются: операционный рычаг, точка безубыточности, запас финансовой прочности. Названные элементы следует дополнить маржинальным доходом. Его использование в анализе позволяет сформировать оптимальный ассортимент, определять цену, объем продаж для получения планируемой прибыли.
Для определения необходимо посчитать издержки обращения, условно разделив их на постоянные и переменные. Переменные издержки напрямую связаны с увеличением товарооборота, чем больше товарооборот, тем больше величина издержек обращения. К переменным издержкам относят: заработную плату торгово – оперативного персонала, расходы на СМ, рекламу и т.д. К условно постоянным издержкам относят расходы не связанные с увеличением товарооборота, т.е. заработная плата административно – управленческого персонала, коммунальные услуги, амортизация основных средств, услуги сторонних организаций.
Разделения издержек обращения на постоянные и переменные представим в таблицах 8, 9.
Таблица 8
Постоянные издержки ООО «ТД«Карандаш»
Период с 01.01.2019 по 30.03.2019
1 |
Амортизация ОС |
7710 тыс. руб. |
2 |
Коммунальные услуги |
12908 тыс. руб. |
3 |
Заработная плата АУП |
118650 тыс. руб. |
4 |
ЕСН |
16801 тыс. руб. |
5 |
Канцелярские товары |
5883 тыс. руб. |
6 |
Командировочные расходы АУП |
4900 тыс. руб. |
7 |
Обслуживание и ремонт ОС |
7469 тыс. руб. |
8 |
ГСМ |
6209 тыс. руб. |
9 |
Услуги банка |
7980 тыс. руб. |
10 |
Услуги сторонних организаций |
4056 тыс. руб. |
Итого: |
192 566 тыс. руб. |
Таблица 9
Переменные издержки ООО «ТД «Карандаш» Период
с 01.01.2019 по 30.03.2019
1 |
Расходы на ГСМ |
48000 тыс. руб. |
2 |
Заработная плата экспедиторов |
221700 тыс. руб. |
3 |
ЕСН |
101306 тыс. руб. |
4 |
Командировочные расходы |
12209 тыс. руб. |
5 |
Затраты на рекламу |
16460 тыс. руб. |
6 |
Налог на имущество |
10107 тыс. руб. |
7 |
Уплаченные % по кредиту |
36890 тыс. руб. |
8 |
Расходы по курсовой разнице |
13840 тыс. руб. |
9 |
Прочие расходы (таможня) |
20493 тыс. руб. |
Итого: |
481005 тыс. руб. |
Определение экономических показателей ООО «ТД «Карандаш» представим в таблицу 10.
Таблица 10
Определение экономических показателей
ООО «ТД «Карандаш»
Маржинальный доход = торговая наценка – переменные издержки |
А В С |
1 136 910,89 – 481 005,21 = 655905 руб. |
Коэффициент маржинального дохода = маржинальный доход / объем продаж *100% |
D |
655 905,67/ 9 537 856,72 *100% = 6,88% |
Постоянные издержки, Спост. |
E |
192 566 руб. |
Точка безубыточности = Е / D |
F |
192 566, 15 / 6,87 *100% = 2 800 201 руб. |
Запас финансовой прочности = Объем продаж - точка безубыточности В % к выручке |
G H |
9 537 856,72– 2 800 201,95 = 6 737 654 руб. 6 737 654,77/ 9 537 856,72 = 70,64% |
Прибыль = торговая наценка – (Спер + Спост) |
I |
1 136 910,89 – (481 005,21 + 192 566, 15) = 463 339 руб. |
Операционный рычаг = маржинальный доход / прибыль |
J |
655 905,67 / 463 339,52 = 1,42 |
Экономические показатели товаров, пользующиеся большим спросом, представим в таблицу 11.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что и в группе высокодоходных товаров есть позиции, приносящие небольшой доход. Теоретически подобный подход таит в себе опасность того, что все большее количество товаров будет попадать в разряд малодоходной продукции: какая
– то из номенклатурных позиций всегда демонстрирует самые плохие показатели, искусственно сокращая тем самым ассортимент. Для определения направлений изменения ассортиментной политики, необходимо провести сравнительный анализ по каждому из показателей. Экономические показатели с указанием рангов представим в таблице 12.
Таблица 11
Таблица экономических показателей для группы А
группа товаров из группы А (1) |
Объем продаж, руб. Qp (2) |
Объем закупок, руб. Qзак (3) |
Наценка, руб. Qзак (4) = 3-2 |
удельн ый вес к сумме Qp (5) |
С переменные, руб (6) |
Маржиналь ный доход, руб. (7) = (4) - (6) |
С постоянные , руб. (8) |
Прибыль, руб. (9) = 7-8 |
Коэфф ициент маржи нально о дохода , % (10) = 7/2 |
1. Бумага ксер. А4 500л "SVETO COPY NEW" |
4 556 336 |
4158976 |
397360 |
0,35 |
169981 |
227378 |
11042 |
216336 |
4,99 |
2. Бумага ксер. А4 500л "BALLET CLASSIC" |
1 520 971 |
1380765 |
140206 |
0,12 |
59406 |
80800 |
10677 |
70122 |
5,31 |
3. Бумага ксер. А4 500л "Paperline White GOLD" |
959 252 |
731469 |
227783 |
0,20 |
101746 |
126036 |
10677 |
115359 |
13,14 |
4. Бумага ксер. А4 500л "BALLET PREMIER" |
496 805 |
435794 |
61011 |
0,05 |
27243 |
33767 |
10677 |
23089 |
6,80 |
5. Бумага ксер. А4 500л "BALLET BRILLIANT" |
267 491 |
224641 |
42850 |
0,04 |
18216 |
24633 |
10677 |
13955 |
9,21 |
6. Доска белая офис.1000*2000 мм |
238 360 |
209088 |
29272 |
0,03 |
10030 |
19241 |
10677 |
8564 |
8,07 |
7. Набор перфофайлов А4 0,035мм глянц. |
221 705 |
194478 |
27226 |
0,02 |
10101 |
17125 |
10677 |
6448 |
7,72 |
8. Папка-бокс бумвинил 15 см с зав. |
154 087 |
135164 |
18922 |
0,02 |
8195 |
10727 |
10677 |
49 |
6,96 |
9. Скоросшиватель картонный пл.360 г/м, немелованный |
124 871 |
100560 |
24310 |
0,02 |
10344 |
13965 |
10677 |
3287 |
11,18 |
10. Корр.жидкость 20мл -20 с кист. |
124 636 |
108560 |
16075 |
0,01 |
3743 |
12332 |
10677 |
1654 |
9,89 |
11. Конверт ЕВРО (110*220) прав/окно, силикон |
122 159 |
103590 |
18568 |
0,02 |
7868 |
10700 |
10677 |
22 |
8,76 |
12. Папка-файл 75мм A4 мраморная картонная |
120 781 |
100948 |
19833 |
0,02 |
7212 |
12621 |
10677 |
1943 |
10,45 |
13. Папка-файл 75мм мрам.серая разбор. |
112 369 |
93009 |
19360 |
0,02 |
7838 |
11522 |
10677 |
844 |
10,25 |
14. Ежедневник темно-коричневый |
111 400 |
92023 |
19377 |
0,02 |
8176 |
11201 |
10677 |
523 |
10,06 |
15. Клей-карандаш 21гр |
108 725 |
89690 |
19035 |
0,02 |
8349 |
10686 |
10677 |
8 |
9,83 |
16. Ручка шар. син. |
107 291 |
88120 |
19171 |
0,02 |
8157 |
11013 |
10677 |
335 |
10,26 |
17. Ежедневник, синий, белый блок, черно- синяя графика |
99 777 |
83066 |
16711 |
0,01 |
5989 |
10721 |
10677 |
43 |
10,75 |
18. Скотч 50мм*66м Прозрачный 40мкм |
90 831 |
70999 |
19831 |
0,02 |
8403 |
11428 |
10677 |
750 |
12,58 |
Итого: |
9 537 856 |
8400945 |
1136910 |
1,00 |
481005 |
655905 |
192566 |
463339 |
6,88 |