Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия) (Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента на предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 527
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента на предприятии
Понятие и классификация ассортимента. Принципы формирования ассортимента на предприятии
Факторы, влияющие на формирование ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента на примере торговой компании ООО «Торговый Дом «Карандаш»
2.1 Характеристика компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
2.2Анализ товарного ассортимента торговой компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
Глава 3 Формирование оптимального ассортимента компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
При снижении уровня качества труда, как правило, за счет невыполнения работником задач, поставленных руководителем, нарушения
трудовой дисциплины и других упущений в работе, отрицательно влияющих на качество труда, работник лишается премии.
Отдел закупок
Отдел маркетинга
Бухгалтерия
Руководитель склада
Водители, грузчики, кладовщик и, диспетчеры
Руководител ь ОКО
Коммерческий директор
Управляюща я магазином
Руководител ь ОРТ
Отдел кадров
Отдел IT
Кассиры, продавцы, охранник,
Рисунок 1 – Организационная структура компании
Старший продавец
ООО «ТД «Карандаш»
Политика компании в отношении персонала построена на следующих принципах:
постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков;
- открытый обмен опытом и знаниями по всем направлениям деятельности компании;
-реализация системы тьюторства, позволяющей осуществлять плавное вхождение в должность;
-сплоченность коллектива;
-социальная ответственность перед сотрудниками;
-обеспечение непрерывного карьерного роста.
Предметом деятельности компании является мелкооптовая, оптовая и розничная торговля канцелярскими товарами, бумажной продукцией, детской игрушки и товаров для праздника. Так же год назад в компании открылось новое направление для реализации продукции, интернет – магазин ООО «ТД Карандаш».
Для ведения торговой деятельности компания обладает следующими материально – техническими ресурсами:
1)складское помещение площадью 1150 квадратных метров;
2)офисное помещение площадью 390 квадратных метров;
3)16 торговых площадей для реализации продукции в розничных магазинах, здания имеют разную квадратуру (есть площади, которые берутся в аренду);
4)так же имеется собственный транспорт, для доставки грузов по розничным торговым точкам, и доставки товара для клиентов оптово – корпоративного отдела.
Компания имеет большой ассортимент канцелярских товаров, бумаги, бумажной продукции, детской игрушки, товаров для спорта, а так же товаров для праздника, который периодически пополняется новинками. Все товары, реализуемые ООО «ТД «Карандаш», разбиты на группы по принципу схожести свойств. Товарные группы являются ассортиментными и совокупности представляют собой товарную номенклатуру. Широта товарной номенклатуры представлена тридцатью ассортиментными группами. Каждая группа распределена подгруппы в зависимости от различных технических характеристик товаров. Насыщенность в каждой ассортиментной подгруппе группе – до 500 позиций. Благодаря развитой дилерской сети, реализуемая продукция находит своего покупателя.
Основными потребителями продукции являются:
- дети в возрасте от 5 до 15 лет, которые потребляют канцтовары категории школьных товаров и товаров для творчества.
- старшие школьники и студенты в возрасте от 16 до 19 лет, активные потребители как школьной, так и части офисной канцелярии.
- работающие граждане (включаются все сферы деятельности).
- деловые люди, приобретающие товары только бизнес – класса.
Тем не менее, являясь одним из лидеров на рынке канцелярских товаров города Томска и Томской области, компания ООО «ТД «Карандаш» должна предпринимать меры для поддержания своих позиций, то есть отслеживать конъюнктуру рынка, проводить оценку спроса и предложения. Для решения задач ценовой политики должен отслеживаться уровень и динамика цен конкурентов.
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель почти всегда определяет для себя предельную цену, в пределах которой он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров служит обеспечение правильно сочетания товара с различной стоимостью. Цена товара – это очень сильный аргумент в пользу его покупки. Но он не всегда является побудительным мотивом.
Цены на товар формируются исходя из стоимости таможенной пошлины, плюс входная стоимость поставщика. Уровень торговых надбавок определяется компанией, исходя из уровня издержкоемкости и рентабельности затрат на реализацию товара. В торговую наценку включают НДС. Для обеспечения успешной политики установления цен, компания имеет упорядоченную методику формирования исходных цен на товары.
В целях стимулирования сбыта товаров в компании имеются постоянно действующие акции, скидки, как в оптовой сфере, так и в розничных магазинах.
2.2Анализ товарного ассортимента торговой компании ООО «Торговый дом «Карандаш»
Все товары реализуемые компанией ООО «Торговый дом «Карандаш» разбиты на группы по принципу схожести свойств. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру компании. Широта товарной номенклатуры компании представлена двадцатью семью ассортиментными группами товаров:
Таблица 2
Номенклатура товаров ООО «ТД «Карандаш»
Наименование |
Бумага |
Бумажная продукция |
Бумажно-беловые школьные товары |
Грамоты, дипломы, благодарности |
Демонстрационное оборудование |
Кожгалантерея |
Компьютерные аксессуары |
Наборы д/дет. творчества |
Новогодние игрушки |
Осветительное оборудование |
Открытки |
Офисная техника и расходные материалы |
Офисные принадлежности |
Пишущие принадлежности |
Принадлежности для хранения документов |
Сувенирная продукция |
Товары для детских игр |
Товары для левшей |
Товары для лепки |
Товары для праздника |
Товары для рисования |
Товары для спорта и активного отдыха |
Товары для хобби |
Фотопринадлежности |
Хозяйственные товары |
Чертежные принадлежности |
Школьные принадлежности |
Каждая ассортиментная группа разбита на подгруппы. Насыщенность товарной номенклатуры от 10 до 500 позиций в каждой подгруппе.
Бумага –125 позиций, которые разбиты на 30 подгрупп.
Бумажная продукция – 200 позиций, которые разбиты на 60 подгрупп.
Бумажно-беловые школьные товары – 150 позиций, которые разбиты на 54 подгруппы.
Грамоты, дипломы, благодарности – 20 позиций, которые разбиты на 4 подгруппы.
Демонстрационное оборудование – 18 позиций, которые разбиты на 6 подгрупп.
Кожгалантерея –10 позиций, которые разбиты на 3 подгруппы.
Компьютерные аксессуары – 20 позиций, которые разбиты на 3 подгруппы.
Наборы для детского творчества – 59 позиций, которые разбиты на 15 подгрупп.
Новогодние игрушки – 9 подгрупп, количество ассортиментных позиций меняется, нет постоянных, т.к. товар сезонно спроса.
Осветительное оборудование – 15 позиций, которые разбиты на 11 подгрупп.
Открытки – 4 подгруппы, количество ассортиментных позиций меняется, нет постоянных, т.к. товар идет под реализацию только в розничной сети.
Офисная техника и расходные материалы – 106 позиций, которые разбиты на 9 подгрупп.
Офисные принадлежности – 335 позиций, которые разбиты на 77 подгрупп.
Пишущие принадлежности – 380 позиций, которые разбиты на 39 подгрупп.
Принадлежности для хранения документов – 300 позиций, которые разбиты на 49 подгрупп.
Сувенирная продукция – 32 подгруппы, количество ассортиментных позиций меняется, нет постоянных, т.к. товар сезонно спроса.
Товары для детских игр – 509 позиций, которые разбиты на 117 подгрупп.
Товары для левшей – 4 позиции.
Товары для лепки – 30 позиций, которые разбиты на 8 подгрупп.
Товары для праздника – 100 позиций, которые разбиты на 32 подгруппы.
Товары для рисования – 123 позиции, которые разбиты на 53 подгруппы.
Товары для спорта и активного отдыха – 50 позиций, которые разбиты на 40 подгруппы.
Товары для хобби – 40 позиций, которые разбиты на 8 подгрупп. Фото принадлежности – 25 позиций, которые разбиты на 8 подгрупп.
Хозяйственные товары – 18 подгрупп, активных ассортиментных позиций нет, товар привозится под заказ индивидуально.
Чертежные принадлежности – 40 позиций, которые разбиты на 4 подгруппы
Школьные принадлежности – 15 подгрупп, количество ассортиментных позиций меняется, нет постоянных, т.к. товар сезонно спроса.
Для того чтобы проанализировать работу в компании с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, реализуемой в течении года, количество вновь поступившей продукции на рынок и рассчитаем коэффициент обновляемости продукции.
Результаты анализа динамики обновляемости продукции представим в таблице 3.
Таблица 3
Динамика обновляемости продукции компании ООО «ТД
«Карандаш»
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2017 год |
1.Количество наименований реализуемой продукции (шт.) |
1300 |
1590 |
2230 |
3346 |
2.Количество вновь поступившей на рынок продукции (шт.) |
182 |
214 |
336 |
475 |
3.Коэффициент обновляемости |
0,14 |
0,13 |
0,15 |
0,14 |
В соответствии с таблицей 5 можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости колеблется примерно на одном уровне, а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется примерно одинаковое количество товаров. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализованной продукции достигнуто путем торговли канцелярскими товарами и бумажной продукцией, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется все большее количество разновидностей последних. Компания же в свою очередь стремится сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента, как добавляя новые позиции, так и изымая старые.
В виду того, что для работы с ассортиментом наиболее существенными с точки зрения маркетинга, являются цели: объем продаж, прибыль, доля рынка, следует проанализировать структуру товарооборота по
номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение ассортиментных групп.
Основной целью анализа является получение данных по структуре товарооборота и выявления товарной группы с наибольшим удельным весом товарооборота по отношению к общему объему товарооборота. Данная товарная группа будет наиболее рентабельной.
В таблице 4 приведен анализ структуры товарооборота по различным ассортиментным группам.
Таблица 4
Структура товарооборота
Товарные группы |
Т/об. За 2017г., руб. |
Структура т/об. За 2017., % |
Т/об. За 2018г., руб. |
Структура т/об. За 2018г., % |
Бумага |
34 209 455 |
44,35 |
36 910 912 |
40,08 |
Бумажная продукция |
4 215 138 |
5,46 |
7 021 191 |
7,62 |
Бумажно-беловые школьные товары |
2 629 865 |
3,41 |
3 678 618 |
3,99 |
Грамоты, дипломы, благодарности |
20 240 |
0,03 |
72 943 |
0,08 |
Демонстрационное оборудование |
726 017 |
0,94 |
395 361 |
0,43 |
Кожгалантерея |
30 741 |
0,04 |
140 999 |
0,15 |
Компьютерные аксессуары |
310 020 |
0,40 |
517 295 |
0,56 |
Наборы д/дет. творчества |
156 863 |
0,20 |
334 520 |
0,36 |
Новогодние игрушки |
825 813 |
1,07 |
1 137 794 |
1,24 |
Осветительное оборудование |
168 020 |
0,22 |
152 456 |
0,17 |
Открытки |
12 308 |
0,02 |
43 925 |
0,05 |
Офисная техника и расходные материалы |
1 388 390 |
1,80 |
2 118 291 |
2,30 |
Офисные принадлежности |
7 565 753 |
9,81 |
9 210 302 |
10,00 |
Пишущие принадлежности |
5 968 793 |
7,74 |
6 959 070 |
7,56 |
Принадлежности для хранения документов |
8 075 506 |
10,47 |
10 391 078 |
11,28 |
Сувенирная продукция |
484 426 |
0,63 |
210 745 |
0,23 |
Товары для детских игр |
2 066 327 |
2,68 |
2 729 803 |
2,96 |
Товары для левшей |
31 655 |
0,04 |
15 743 |
0,02 |
Товары для лепки |
501 030 |
0,65 |
614 394 |
0,67 |
Товары для праздника |
614 273 |
0,80 |
1 004 819 |
1,09 |
Товары для рисования |
2 574 936 |
3,34 |
2 440 075 |
2,65 |
Товары для спорта и активного отдыха |
928 868 |
1,20 |
1 472 389 |
1,60 |
Товары для хобби |
75 402 |
0,10 |
117 774 |
0,13 |
Фотопринадлежности |
179 963 |
0,23 |
343 197 |
0,37 |
Хозяйственные товары |
817 289 |
1,06 |
1 696 536 |
1,84 |
Чертежные принадлежности |
346 204 |
0,45 |
274 951 |
0,30 |
Школьные принадлежности |
2 209 501 |
2,86 |
2 090 972 |
2,27 |
Итого: |
77 132 807 |
100,00 |
92 096 164 |
100,00 |