Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия) (Теоретические аспекты формирования товарного ассортимента на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование ассортимента товаров должно базироваться на уже заранее запланированных целях и задачах, которые будут обуславливать направление развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации, т.е. цели, задачи и основные направления формирования ассортимента товаров, определяемые ее руководством.

Факторы, влияющие на формирование ассортимента

Главная цель формирования ассортимента – наиболее полное удовлетворение покупательского спроса.

Управление ассортиментом товара – это процесс деятельности, направленный на достижение определенных требований рациональности ассортимента. Основные элементы управления это: установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики предприятия и процесс формирования ассортимента. Установление требований к рациональности начинается с определения запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной категории. Для этого применяются различные методы маркетинговых исследований. [10, С. 204].

Кроме того, организации, которые применяют стратегию активно маркетинга, могут сами формировать спрос с помощью рекламных акций, организации выставок – продаж, проведения презентаций.

Требования к рациональности ассортимента измеряются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособность покупателей, социально-экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды организации).

Формирование ассортимента товаров в оптовых торговых предприятиях это сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов.

Факторы формирования ассортимента делят на общие и специальные.

Общие факторы – это факторы которые не зависятот конкретных условий работы того или иного торгового предприятия.

Специфические – факторы, которые отражают конкретные условия работы определенного торгового предприятия.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос это потребность, основанная на платежеспособности потребителей, – это определяющий фактор при формировании ассортимента; спрос в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).


Покупательский спрос является основным фактором, влияющим на формирование ассортимента. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте [29, С. 45].

На спрос оказывают влияние факторы социального и экономического характера, такие как:

    • размеры денежных доходов населения, его численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав;
    • уровень цен и их соотношений;
    • деятельность предприятий;
    • объем привозов товаров из других регионов;
    • географические и климатические особенности проживания населения [9, С. 314].

Большинство факторов спроса учитывается при формировании ассортимента товаров. Их рассматривают в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирования ассортимента.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.

Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в процессе непосредственного ознакомления потребителя с товаром и его особенностями.

Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца.

Очень важным фактором при формировании ассортимента является цена товара. Покупатель почти всегда перед совершением покупки определяет для себя минимальную цену, в пределах которой он планирует уплатить за товар. Поэтому одним из самых важных критериев рационально построения ассортимента товаров является обеспечение правильного сочетания товаров с различной их стоимостью [7, С. 142].

Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются зона деятельности предприятия, специализация, материально-техническая база торговой организации, достижения научно- технического прогресса, а торгового ассортимента – производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса.

К специальным факторам относятся:

  • сырьевая база производственных предприятий определяется наличием природных ресурсов, затратами на доставку и производство, состоянием промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия.
  • материально-техническая база производства товаров оказывает большое влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования может привести к тому, что ассортимент товаров, пользующихся наибольшим спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными.
  • достижения научно-технического прогресса способствуют появлению новых товаров, не имеющих аналогов. Это мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии.
  • каналы распределения товаров. Ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.

Глава 2. Анализ формирования ассортимента на примере торговой компании ООО «Торговый Дом «Карандаш»

2.1 Характеристика компании ООО «Торговый дом «Карандаш»

ООО Торговый Дом «Карандаш» располагается по адресу: г. Томск, ул. Ленина, 217. Это коммерческое предприятие с организационно – правовой формой ООО (общество с ограниченной ответственностью), и его основная цель – это получение прибыли.

Компания ведет деятельность от имени юридического лица с момента его регистрации, произведенной в порядке, уставленном законом РФ.

ООО «Торговый Дом «Карандаш» основано в 1993 году как компания, реализующая широкий ассортимент канцелярских товаров, детской игрушки, товаров для праздника.

За 22 года успешной деятельности на рынке канцелярии, сувенирной продукции, и новогодней игрушки компания создала широкую сеть розничных магазинов, что позволяет считать Торговый Дом «Карандаш» лидером розничных продаж как в городе Томске, так и городе Северске.

За весь период существования компания смогла стать одним из крупнейших поставщиков канцелярских товаров, как отечественных производителей, так и ведущих мировых фирм (брэндов), на территории г. Томска и Томской области. Например, таких как: Nazarenogabrielli, IQ, Jovi, Parker, Waterman, Zebra, Cello, Centropen, Rapesсo, Durable, Herlitz, Koh-i- Noor, Stabilo, Pentel, Proff, Erich Krause, Trodat, Boom, СТАММ, Гамма, Луч, СЗЛК.

Одно из ключевых направлений деятельности Торгового Дома

«Карандаш» - совершенствование политики компании в сфере обслуживания клиентов. Сеть состоит из 16-ти магазинов, и, придя в любой из них можно получить обслуживание на уровне корпоративных стандартов. Продавцы- консультанты, помогают подобрать товар, соответствующий потребностям покупателя в отношении качества, цены и других, важных критериев.

Технология компании: полное обеспечение потребительского рынка канцелярскими товарами всех видов, самых известных отечественных и зарубежных производителей, с компанией можно связаться по интернет почте, есть официальный сайт, открыт новый интернет магазин от компании, возможно общение с другими регионами, компания проводит ежемесячные акции на определенный товар, магазины оснащены всем необходимым оборудованием для продажи товара, продажа осуществляется как оптовая так и розничная.


Задачи, стоящие перед ООО « ТД Карандаш»: развитие компании, совершенствование политики компании в сфере обслуживания клиентов, улучшение организации работников, постоянное пополнение новыми отечественными и мировыми брендами канцелярских товаров на территории города Томска и Томской области.

Компания «Карандаш» является надёжным и стабильным партнёром для многих известных российских и зарубежных компаний. Это подтверждают многочисленные сертификаты, дипломы и благодарственные письма.

Компания развивает три основных направления услуг:

  1. Розничная торговля. На данный момент ТД «Карандаш» имеет 15 розничных магазинов, 1 дисконт-цент.
  2. Оптово-корпоративный отдел совместно с тендерным отделом. Работают с крупными компаниями города Томска, Северска и Томской области.
  3. Интернет-магазин.

За более чем 20 лет успешной и непрерывной работы, компания стала лидерами в своей сфере, являясь крупнейшим поставщиком канцелярских товаров в Томске и Томской области.

Таблица 1

Основные производители канцелярских товаров

и бумаги компании ООО «ТД «Карандаш»

Фирма – производитель

Страна – производитель

International Paper

Россия

IQ

Россия

Лилия Холдинг - ГОЗНАК

Россия

Сиббланкоиздат

Россия

Lomond

Россия

ООО "НБК Трейд"

Россия

Spectra Color

Индонезия

IQ Color

Австрия

Hopax

Китай

Стамм

Россия

Родион Принт

Россия

Альт

Россия

Erich Krause

Германия

Herlitz

Германия

Bruno Visconty

Россия

Avanzo Daziaro

Россия

Nazarenogabrielli

Италия

Lerche

Германия

Proff

Китай

inFORMAT

Россия

Durable

Германия

Rapesco

Китай

Kangaro

Индия

Snopake

Великобритания

Pelikan

Германия

Koh - I - Noor

Чехия

Pentel

Япония

Cullinan

Россия

Луч

Россия

Henkel

Германия

Unibob

Россия

Uniterm

Россия

Klebebander

Россия

Staedtler

Германия

Faber-Castell

Германия

KUM

Германия

Глобусный мир

Россия

Сибирский кедр

Россия

Zebra

Япония

Cello

Индия

Pilot

Япония

Schneider

Германия

Stabilo

Малайзия

Parker

Великобритания

Waterman

Франция

Centropen

Чехия

Edding

Германия

Бюрократ

Россия

Alliance

Россия

Trodat

Австрия

ЗХК

Россия

Гамма

Россия

Artberry

Россия

Uniel

Китай

Citizen

Япония

Fellowes

Китай


Основными задачами компании является:

-формирование условий для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей;

-максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении компании, и обеспечение её эффективного использования;

-ориентация на быструю своевременную поставку товара клиенту.

Маркетинговая стратегия компании основана на нескольких основных принципах:

-разработка максимально эффективной сбытовой политики;

-определение оптимального ассортимента товаров компании;

-наиболее полное изучение потребителя продукции компании и ранка сбыта.

Одной из главных задач компании является реализация товара с момента его поступления на склад.

Цепочка условий этого продвижения включает в себя несколько этапов:

  1. работа отдела закупок по оформлению заказа на продукцию;
  2. приемка и учет поступившей продукции на складе;
  3. распределение данной продукции по торговым точкам компании.

Это лишь одна сторона движения, которая невозможна без второй, в которую входят:

  • учет реализации товаров по всей сети;
  • анализ полученных данных;
  • прогнозирование будущих продаж;
  • формирование заказов новых поставок продукции.

Управление компанией осуществляется на основе, сформировавшейся за время работы организационной структуре, которая позволяет эффективно управлять компанией. Численность сотрудников компании за 2018 год составляет 80 человек. Компания имеет принцип единоначалия и распределения функции управления между структурными подразделениями. Поэтому можно сказать, что в компании используется линейная организационная структура. Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которым право отдавать распоряжения имеет только директор. Организационная структура компании представлена на рисунке 1.

Разделение труда между работниками по функциональному признаку организовывается, по линии обособления функции управления, а так же путем деления работы основной от вспомогательной.

По функциональному признаку весь персонал подразделяется на следующие группы работников:

  • административно – управленческий персонал;
  • торгово – оперативный персонал.

В компании практикуется система управления качеством труда работников торгово – оперативного персонала.

За качеством труда ежедневно следят руководители подразделений.

Использование этой системы позволяет объективно работу каждого сотрудника и обеспечивать их правильное материальное стимулирование, которое выражается в размере 30 % от оклада сотрудников.