Файл: Трудовые конфликты в организации: типовые причины и методы профилактики (2.2 Анализ конфликтов, возникающих в ООО «Альянт», их последствия и профилактика).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 597
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность, причины и политика управления конфликтами организации
1.1. Понятие, причины и виды конфликтов
1.2 Этапы развития конфликта в организации
1.3. Методы управления конфликтами в организации
Глава 2 Анализ причин и методов профилактики трудовых конфликтов на конкретном примере ООО «Альянт»
2.1. Характеристика и основные показатели деятельности ООО «Альянт»
2.2. Анализ конфликтов, возникающих в ООО «Альянт», их последствия и профилактика
2.3. Рекомендации по совершенствованию управления конфликтами в ООО «Альянт»
На сегодняшний день в ООО «Альянт» существует немало недостатков системы управления, которые порождают конфликтные ситуации и которые необходимо
устранить. Среди них можно отметить следующие:
- недостатки в организации труда персонала, вследствие которых работники самостоятельно не могут договориться о распределении обязанностей по выполнению того или иного задания;
- борьба за первенство (лидерство) в коллективе;
- несовпадение взглядов или несовместимость характеров работников предприятия;
- невыполнения требований руководителя;
- недостаточная информированность и искажение информации при ее передаче и т.д.;
Устранение недостатков в системе управления коллективом в ООО «Альянт» возможно при осуществлении ряда мероприятий. Такими мероприятиями, например, могут служить тренинги: тренинг командообразования, тренинг креативности и т.д.
Тренинг командобразования помогает не только сплотить сотрудников, но и раскрыть секреты эффективного взаимодействия в дальнейшем. Особое место в тренинге отводится изучению техник формирования «командного духа» и созданию имиджа команды.
Тренинг креативности способствует развитию способностей сотрудников находить новые нестандартные решения рабочих задач, налаживать коммуникативные связи внутри рабочих групп.
Недостаточное количество практических исследований связи поведенческого стиля в конфликтной ситуации и ценностных ориентаций работников организации, указывает на его актуальность и необходимость дальнейшего изучения.
На эффективность функционирования организации существенное влияние оказывает организация морального и материального стимулирования деятельности сотрудников, а также организация мероприятий, направленных на повышение стрессоустойчивости и снижение негативных последствий, отражающихся на нервнопсихическом состоянии, что, в конечном счете, окажет существенное влияние на улучшение межличностных отношений в коллективе.
Для работников предприятия должна быть доведена информация о количественных и качественных результатах работы, необходимых для премирования, а также о проступках, за которыми последует депремирвоание. Поставленные показатели должны быть высокими, но достижимыми.
С целью решения конфликтов в ООО «Альянт» автором предлагается проведение психологического мониторинга персонала. Психологический мониторинг должен проводиться минимум два раза в год с целью выяснения причин возникновения конфликтов и их урегулирования. Для этого мероприятия рассмотрим вариант привлечения специалиста-психолога без зачисления его в штат компании.
Основной цель деятельности психолога должно быть снижение текучести кадров и профилактики конфликтных ситуаций в компании.
Также, с целью снижения конфликтных ситуаций в компании, одной из основных задач психологического мониторинга должен стать тщательный психологический анализ претендентов при найме персонала на работу в компанию.
Психологический мониторинг заключается в том, что два раза в год квалифицированный специалист должен анализировать организационный климат с целью выявления, предотвращения и профилактики конфликтов на предприятии.
Годовые затраты на привлечение услуг специализированного психолога для проведения мониторинга составляют 68 000 рублей.
Проведем предварительную оценку экономической эффективности психологического от проведения психологического мониторинга.
- Изменение коэффициента социально-психологической напряженности среди сотрудников.
По предварительным данным, после проведения психологического мониторинга снизится уровень противоречий интересов работников до 40%, неудовлетворенность организацией трудовой деятельности уменьшится до 30%, а неудовлетворенность условиями труда сократится до 10%. Тогда коэффициент социально-психологической напряженности будет равен
К0 = (x1 + x2 + x3 + x4) / n
К = (0,40+0,30+0,10+0,40)/2=0,6.
ДК=К-К0=0,90 - 0,60=0,30.
Таким образом, после проведения психологического мониторинга уровень социально-психологической напряженности в трудовом коллективе снизится на 30%, следовательно, улучшатся взаимоотношения среди сотрудников, уменьшится текучесть кадров, и сократится число конфликтов в компании.
- Эффект от уменьшения текучести кадров.
По предварительным прогнозам коэффициент текучести после проведения мониторинга будет равен 7,5%.
Рассчитаем эффект от уменьшения текучести кадров:
где Зн - затраты на новичка (Зн = Зот/Рот, Зот - затраты на отбор персонала, Рот- количество отобранных кандидатов),
Р - среднесписочная численность работников,
Кт1,2 - коэффициент текучести соответственно на начало и конец года, равный числу уволенных работников деленному среднесписочную численность работников (Рув/Р).
3н=14500/3=4833 (руб.)
Эт=4833*43 *(18,00-7,5)= 2182100 (руб.)
Так как затраты на проведение мониторинга 2 раза в год составляют
68 000*2=136 000 рублей, то общий эффект будет равен
Э = Эт - З = 2182100 - 136000 = 2046100 (руб.),
Где З - годовые затраты на проведение мониторинга.
Таким образом, пользование услугами приходящего психолога для ООО «Альянт» позволит учреждению уменьшить конфликтность персонала в компании, снизить текучесть кадров что приведет к повышению финансового результата деятельности компании.
Если в работающем коллективе выделяется сотрудник, который выступает в процессе конфликта активным «борцом за справедливость», провоцирует конфликты, а также испытывает определенное удовлетворение от того, что возник конфликт и усиливается напряженность в коллективе, можно руководству ООО «Альянт» порекомендовать следующие способы управления конфликтным сотрудником.
- Объективная оценка положительных результатов работы конфликтного сотрудника. Необходимо сформулировать, какую конкретную пользу конфликтный работник приносит общему делу. Если положительный результат его работы превосходит его личностные недостатки, обычно руководитель смиряется с присутствием данного работника в своем коллективе.
- Организация эффективного «тандема». «Эффективным в практике управления показал себя прием, при котором в паре с конфликтным работником руководитель ставит сотрудника, обладающего противоположными деловыми и личными качествами: спокойствием, мягкостью и уступчивостью - и который искренне ценит деловые качества, имеющиеся у конфликтного человека»[25]. Другими словами, руководителю ООО «Альянт» необходимо учитывать индивидуальные типы характеров своих подчиненных.
- Воспитательная работа. С конфликтным сотрудником, если он является ценным в содержательном плане, руководитель должен проводить регулярные беседы с разъяснением требований и целей, стоящих перед работающей командой.
- Перевод в другое подразделение, бригаду. Довольно часто все же отрицательные последствия провоцируемых данным работником конфликтов существенно превосходят «удельный вес» позитивных результатов его деятельности, а также разрушают ранее консолидированный коллектив. В этом случае эффективным способом улаживания конфликтов в коллективе может выступить перевод данного сотрудника в другое подразделение (бригаду) или даже увольнение его из компании.
Психологические особенности конфликтного человека таковы, что часто он склонен винить в постоянных конфликтах и своих неудачах не самого себя, а других людей. Он видит конфликт там, где его нет, а переносит свои недостатки на окружающих при провоцировании конфликта посредством собственных действий. Психологически ему значительно проще обвинить другого «во всех грехах», чем самому заняться собственным перевоспитанием, развитием у себя сдержанности и коммуникативного самоконтроля.
Первое, что необходимо сделать руководителю ООО «Альянт», посоветовать такому человеку, - это обратить всю мощную энергию его критического анализа на самого себя. Такой человек должен самому себе задать вопросы: «Что я сам сделал, чтобы данный конфликт возник?», «Какие черты моего характера вызывают недовольство окружающих людей везде, где бы я ни работал и где бы я ни появлялся?»[26].
Начало позитивного самоизменения состоит в способности человека к коммуникативной рефлексии - самоанализу, самопознанию и умению увидеть себя со стороны с позиции внешнего наблюдателя. Рефлексия помогает также встать на позицию партнера по общению и понять, как другой реагирует на действия и слова конфликтующего человека. Что этот другой чувствует? Что он думает? Какие послед - ствия могут иметь обидные и жестокие слова, которые конфликтующий в запале гнева и с искаженным лицом произносит угрожающим шепотом или выкрикивает?
Руководителю ООО «Альянт» необходимо помнить, что наиболее эффективными способом урегулирования конфликта являются сотрудничество и компромисс. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях:
- понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;
- наличия взаимоисключающих интересов;
- удовлетворения временным решением;
- угрозы потерять все.
Сегодня компромисс - наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в следующем:
- заявить о невыгодности конфликта для обоих конфликтующих;
- предложить прекращение конфликта;
- признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит);
- сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах;
- высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента (они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте);
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. «Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников»[27].
Также важным аспектом в урегулировании конфликтов является уважительное отношение руководителя к мнению отдельных работников и всего коллектива, тактичное обращение, учет индивидуальных особенностей, умелое стимулирование новаторства и инициативы, а также своевременное продвижение по службе на основе оценки профессиональных качеств - все это положительно и непосредственно отразится и на снижении текучести кадров, уменьшит внутри трудового коллектива проявление конфликтности».
Разработанные рекомендации будут способствовать совершенствованию системы управления конфликтами в ООО «Альянт».
Заключение
Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между группами, между группами и индивидуумами и между индивидуумами.
Потенциальные причины конфликта - взаимозависимость заданий, совместно используемые ресурсы, различия в целях, различия в ценностях и восприятиях, различия в биографиях людей и стилях их поведения, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если эти ситуации связаны с минимальными личными угрозами или потерями.
Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы интегрирования и координирования, систему вознаграждений, постановку более высоких по уровню заданий.
К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, увеличение текучести кадров, неудовлетворенность, снижение морального состояния, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия, например, разнообразие мнений при принятии решений, более углубленная работа над поиском решений и улучшение сотрудничества в будущем.
Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давления с целью навязать свою точку зрения. Компромисс, уступка до определенной степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем, стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразия данных и мнений, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновением этих взглядом для того, чтобы найти решение, приемлемое для обеих сторон.