Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1Общая характеристика речи
1.1 Речь как средство общения, виды и функции речи.
1.2 Проблема развития речи в различных трудах педагогов и исследователей
1.3 Закономерности речевого развития в онтогенезе
Глава 2 Исследование влияния сказки на уровень словарного запаса и связность речи детей 4-5 лет
Наша гипотеза подтвердилась :методики с включением сказок являются действенным средством увеличения уровня словарного запаса и связности речи средних дошкольников. Также мы провели дополнительные исследования в контрольной группе по исследованию эффективности влияния на уровень словарного запаса и связность речи методик , которые применяются в детском саду. Используя критерий Вилкоксона., статистически достоверно то , что уровень словарного запаса в активной памяти и связность речи детей в контрольной группе имеет тенденцию к увеличению В методические разработки воспитателей детского сада рекомендуется включать сказки ,как эффективное средство повышения уровня активного словарного запаса и связности речи детей среднего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2 000. - 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981.-255с.
3. Валлон, А. От действия к мысли / А. Валлон. – М.: Иностр. лит., 1956. – 238
4. См.::Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2. М.: Педагогика, 1982. С. 5-361.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт 1996. – 419 с.
6. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка, ч. 1, М.: АПН РСФСР, 1949 − 267 с.
7. Горелов, И. Н. Происхождение языка: гипотезы и новые подходы к проблеме / И. Н. Горелов, Н. Н. Слонов // Известия АН СССР. Сер. «ОЛЯ». – 1986. – Т. 45, № 6. – С. 558–568.
8. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка - Москва : Просвещение, 1972. - 256с.
9. Максаков А. И.Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателядет. сада.— 2-е изд., испр.— М.: Просвещение, 1988..— 159 с.: ил
10. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития раздел II Детство глава vi. Дошкольный возраст Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608
11. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с
12. Общая психология. \ Психология речи. Http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-rechi/vse-stranitsi(Дата обращения 09.01.2016)
13. Основы психологии. Издание третье переработанное и дополненное. Серия «Учебники учебные пособия». Ростов–на– Дону: «Феникс», 2000. – 672с.
14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. - 526
15. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск 72. НГАЭиУ, 2000. С. 63-
16. Психология и педагогика. Учебное пособие. / под ред. С.А. Хмелевской. – М.: ПЕРСЭ, ЛОГОС, 2002 С. 75-80.
17. Рубинштейн С.Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский , К.А.Абульханова-Славская спб: Издательство" Питер", 2000Глава11Речь http://psylib.org.ua/books/rubin01/( Дата обращения 13.01.2016 )
18. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии − СПб. : Речь, 2002− 349 с. .
19. Узнадзе, Д. Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе; под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С.36
Приложение1
Список детей средней группы ДОУ №10"Солнышко" принимающим участие в эксперименте по развитию активного словарного запаса и связной речи.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
№ |
ФИО ребенка |
Возраст |
№ |
ФИО ребенка |
Возраст |
1 |
Аня Скворцова |
4 г. 5мес. |
1 |
Соня Кулик |
4г.5мес |
2 |
Денис Зыков |
4 г. 3мес. |
2 |
Вася Букин |
4 г. 6 мес. |
3 |
Артем Долженков |
4 г.3 мес. |
3 |
Никита Мартемьянов |
5 лет |
4 |
Лера Ледовская |
4 г.6мес. |
4 |
Даша Скрипнюк |
4 г. 7 мес. |
5 |
Алина Кулясова |
5 лет |
5 |
Маша Фрейлих |
4г.8 мес. |
6 |
Ксюша Мусагутова |
4г. 8мес. |
6 |
Андрей Никитин |
4г.10 мес. |
7 |
Захар Попов |
4 г. 7 мес. |
7 |
Полина Королева |
4 г. 7 мес. |
8 |
Антон Эпштейн |
5лет |
8 |
Даня Шабалов |
4г. 9 мес. |
9 |
Петя Чуриков |
4 г. 6 мес. |
9 |
Саша Тулин |
4г. 8 мес. |
10 |
Настя Вазерских |
4 г. 2 мес. |
10 |
Миша Пятерев |
5 лет |
.
Приложение 2
Методика 1«Назови слова»[11,с. 116]
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.а называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек
1. Животные.2. Растения.3. Цвета предметов.4. Формы предметов.5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.6. Действия человека.7. Способы выполнения человеком действий.8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий ; 8-9 баллов — высокий ;4-7 баллов — средний ; 2-3 балла — низкий ;0-1 балл — очень низкий.
Приложение 3
Методика 2. «Расскажи по картинке» [11, с.117]
Эта методика предназначается для определения активного запаса слов и связности речи ребенка. Ребенку показывают серию картинок ( Приложение 2) Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин. Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Оценка результатов
10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.8-9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи
Таблица 1
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке
№ |
Фрагменты речи, |
Частота |
п/п |
фиксируемые в процессе исследования |
употребления |
1 |
Существительные |
|
2 |
Глаголы |
|
3 |
Прилагательные в обычной форме |
|
4 |
Прилагательные в сравнительной степени |
|
5 |
Прилагательные в превосходной степени |
|
6 |
Наречия |
|
7 8 |
Местоимения Союзы |
|
9 |
Предлоги |
|
10 |
Сложные предложения и конструкции |
6-7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
6-7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
4-5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.
0-1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий ; 8-9 баллов — высокий ; 4-7 балл— средний ; 2-3 балла — низкий ; 0 -1 балл — очень низкий.
Приложение 4
Рис.1 Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет. Источник: Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. —С.120
Приложение 5
Таблица 1
Расчет U- критерия Манна - Уитни[18, с.49 ] (Методи1)констатирцющий эксперимент
Подсчет ранговых сумм по экспериментальной и контрольной группам
Эксперементальная группа |
Контрольная группа |
||
Запас слов |
Ранг |
Запас слов |
Ранг |
39 |
20 |
||
38 |
18,5 |
38 |
18,5 |
37 |
17 |
||
35 |
16 |
||
30 |
15 |
||
28 |
14 |
||
27 |
13 |
||
26 |
11.5 |
26 |
11,5 |
25 |
10 |
||
24 |
9 |
||
23 |
8 |
||
22 |
7 |
||
21 |
6 |
||
18 |
5 |
||
17 |
3,5 |
17 |
3,5 |
16 |
2 |
||
15 |
1 |
||
∑ |
111,5 |
98,5 |
Сформулируем рабочие гипотезы
H0 уровень развития детей по словарному запасу в экспериментальной
группе не превышает уровень контрольной группе
H1 : уровнень развития детей по словарному запасу в экспериментальной группе превышает уровень развития детей в контрольной группе. Составляем таблицу 4
Общее количество ранжируемых наблюдений = 98,5+111,5 = 210
Расчетное количество рангов = = =210 210=210
Uэмп= n1 n2+ Тх- наибольшее из ранжируемых значений
Uэмп =1010 − 111,5 =43,5; n1и n2- число испытуемых в 1 и 2 группах
Uкр = 27 при р≤ 0,05 , 19 при р ≤ 0,01 ,так как критерий Манна - Уитни является одним из исключений , Uэмп Uкр 43,5 ≥ 19 , 43,5 ≥ 27 Следовательно H0 принимается , отсюда запас слов в эксперементальной группе ,определенный по методике Немова Р.С. не превышает запас слов в контрольной группе
Приложение 6
Расчет ф= критерия Фишера(Методика 2 ) констатирующий эксперимент
Для подтверждения различий по уровню связности речи детей применяем критерий Фишера [18, с.158]. Сформируем рабочие гипотезы
Н0.:Уровень развития связности речи по высоким и низким показателям в зкспериментальной группе не превосходит уровень связности речи в контрольной группе.
Н1. : Уровень развития связности речи по высоким и низким показателям в контрольной группе превосходит уровень связности речи в зкспериментальной группе.
Составляем четырехклеточную таблицу
Таблица 1
Четырехклеточная таблица для расчета критерия Фишера при сопоставлении показателей уровня развития связности речи в экспериментальной и контрольной группах
"Есть эффект": О.н,Н и В ,О.в показатели |
"Нет эффекта": С поазатели |
Сумма |
|
Экспериментальная группа |
6 (60%) |
4 (40%) |
10(100%) |
Контрольная группа |
7 (70%) |
3 (30%) |
10(100%) |
Сумма |
13 |
7 |
20 |
По таблице из книги Сидоренко Е. В." Методы математической обработки в психологии" определяем ф2 для 60% и ф1 для70% ,ф1=1,972 ; ф2= 1,772
фэксп =(ф1- ф2)× ,где ф1 - угол,соответствующий большей процентной доле, ф2 - угол , соответствующий меньшей процентной доле,n1 и n2 -- соответственно количество испытуемых (детей ) в эксперементальной и контрольной группах фэксп=( 1,972 - 1,772) =0,47 ,