Файл: Закономерности речевого развития в онтогенезе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составляем таблицу по распределению детей в % по уровню запаса слов

Таблица 7

Распределение детей в % по уровню запаса слов в активной памяти ребенка

Эксперементальная группа

Контрольная группа

Уров-ни

О.н

Н

С

В

О.в

О.н

Н

С

В

О.в

Коли-чество

детей

0

1

6

3

0

0

4

2

4

0

%

0

10

60

30

0

0

40

20

40

0

Составим гистограмму рис. 3 Для определения статистической значимости различий применим критерий Фишера [18,с.158] (Приложение 7) фэксп=1,94фкр =1,64 (р≤0,05) , 2,31 (р≤0,01) фэксп ≥ фкр ,1,94 >1,64 (р≤0,05) :

Рис.3Распределение детей в% по уровню словарного запаса

Результаты по методике 2 Составляем таблицы 8 - 9

Таблица 8

Результаты диагностики активного запаса слов и связности речи экспериментальной группы

Имя

Ребен-ка

Частота употребления

Балл

Уро-вень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Аня

+

+

+

3

Н

2

Денис

+

+

+

3

С

3

Артем

+

+

+

+

+

+

+

7

С

4

Лера

+

+

+

+

+

+

+

+

8

В

5

Алина

+

+

+

+

+

+

7

С

6

Ксюша

+

+

+

+

+

+

+

+

9

В

7

Захар

+

+

+

+

4

С

8

Антон

+

+

+

+

4

С

9

Петя

+

+

+

+

+

+

+

+

8

В

10

Настя

+

+

+

+

4

С

Среднее

5,7

С

%

100

100

90

70

60

30

40

50

10


Таблица 9

Результаты диагностики активного запаса слов и связности речи контрольной группы

Имя

Ребен-ка

Частота употребления

Балл

Уро-вень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Соня

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

В

2

Вася

+

+

+

3

Н

3

Никита

+

+

+

+

+

+

6

С

4

Даша

+

+

+

+

+

+

+

+

8

В

5

Маша

+

+

+

3

Н

6

Андрей

+

+

+

+

+

+

+

+

8

В

7

Полина

+

+

+

+

+

+

6

С

8

Даня

+

+

+

3

Н

9

Саша

+

+

+

3

Н

10

Миша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

В

Среднее

5,8

С

%

100

100

90

50

10

60

40

60

50

20

Статистическую достоверность результатов определяем при помощи ф - критерия Фишера (Приложение 8) фэксп= 1,94 фкр =1,64 (р≤0,05) , 2,31 (р≤0,01) фэксп ≥ фкр ,1,94 >1,64 (р≤0,05) , уровень запаса слов и связности речи детей экспериментальной группы превышает уровень запаса слов и связности речи детей в контрольной группе.

Составим таблицу 10 для гистограммы

Таблица 10


Распределение детей в % по уровням активного запаса слов и связности речи

Группы

Эксперементальная

Контрольная

Уровни

О.н

Н

С

В

О.в

О.н

Н

С

В

О.в

Колли-чество

детей

0

1

6

3

0

0

4

2

4

0

%

0

10

60

30

0

0

40

20

40

0

Рис.4Распределение детей в % по уровням активного запаса слов и связности речи

По контрольному эксперименту можно сказать следующее: статистически достоверно то ,что уровень словарного запаса в экспериментальной группе ,а также уровень активного словарного запаса и связности речи в экспериментальной группе превышает эти же показатели в контрольной группе.

2.3 Обобщение результатов эмпирических исследований влияния сказки на уровень активного запаса слов и связность речи детей четырех - пяти лет .

Показатели отражаются в таблице 11 - 12После проведенного эксперимента уровень запаса слов в активной памяти детей в экспериментальной группе повысился по сравнению с контрольной группой. Дети с очень низким и низким уровнем составляли 40%,со средним уровнем

Таблица 11

Сводная таблица по определению уровня запаса слов и активного запаса слов и связности речи детей среднего дошкольного возраста ДОУ№10 "Солнышко"

Время

Диагнос-тики

Методика

Эксперименталная

группа

Контрольная

группа

Критерий

Средний

балл

Средний

уровень

Средний

балл

Средний

уровень

До эксперимента

Уровень словарного запаса

4,5

С

4,2

С

Uэкс=43,5

Уровень активного

словарного

запаса и связности речи

4,2

С

4,5

С

фэкс=0,47

После эксперимента

Уровень словарного запаса

6

С

5,6

С

фэкс=1,94

Уровень активного

словарного

запаса и связности речи

5,7

С

5,8

С

Фэкс=1,94


Uкр=27(р≤0,05) ; фкр=1,64(р≤0,05)

Таблица12

Сводная таблица процентного распределения детей по уровню словарного запаса и уровню активного запаса слов и связности речи

Методика

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

О.н

Н

С

В

О.в

О.н

Н

С

В

О.в

"Назови слова"

% до эксперимента

20

20

40

20

0

30

20

20

30

0

% после эксперимента

0

10

60

30

0

0

40

20

40

0

"Расскажи по картинке"

% до эксперимента

20

30

40

10

0

20

20

30

30

0

% после эксперимента

0

10

60

30

0

0

40

20

40

0

-40% и 20% детей с высоким уровнем, после эксперимента- 10% детей с низким уровнем ,60% - со средним уровнем, 30% детей с высоким уровнем запаса слов .В контрольной группе дети с очень низким и низким уровнем до эксперимента составляли 50% со средним - 20%,с высоким 30%, в конце года - с низким уровнем 40% со средним 20%, с высоким - 40%. По уровню активного словарного запаса и связности речи( Методика 2) в экспериментальной группе до эксперимента дети с очень низким и низким уровнем составили 50%, со средним уровнем - 40%, с высоким уровнем-10%,после эксперимента, с низким уровнем 10%,со средним 60%,с высоким уровнем 30%.В контрольной группе в конце года дети с низким уровнем составили - 40%,со средним - 20%, с высоким уровнем - 40%. Следовательно, проделанная работа с детьми по увеличению словарного запаса в активной памяти ребенка и связности речи по средствам сказки является эффективной. Но также следует отметить, что в контрольной группе имеются изменения в сторону повышения уровня увеличения словарного запаса и связности речи .Так как имеются все данные для того ,чтобы проверить гипотезу относительно контрольной группы : уровень словарного запаса на конец эксперимента превосходит уровень словарного запаса на начало эксперимента Это подтверждает Т - критерий Вилкоксона, который использовали для подтверждения статистической значимости результата. (Приложение 9) Ткр= 10 (р≤ 0,05); Ткр= 5 (р ≤ 0,01) Тэмп= 3 Тэмп< Ткр 3 < 5(р≤ 0,01) Уровень словарного запаса в активной памяти ребенка имеет тенденцию к увеличению с течением времени, что является закономерностью речевого развития детей в возрасте 4 - 5 лет.


Заключение

Рассматривая развитие речи в разрезе когнитивного подхода можно отметить неразрывную связь между мышлением и речью. Речь является более широким понятием , чем язык. Язык - это общественная система средств общения, выработанная в ходе развития общества. Под речью понимают язык в действии, то есть форму познания человеком предметов и явлений ,а также коммуникации людей. В неразрывной связи мышления и речи на первое место ставится мышление "от мысли к слову " (Выготский Л.С.) . Этому есть экспериментальное подтверждение . В то же время не исключается вариант формального опережения речевых умений ребенка по сравнению с его уровнем мышления. Речь выполняет следующие функции: коммуникативную - средство общения, функцию обобщения и абстрагирования и сигнификативную функцию .Детально рассматривая речь можно выделить внешнюю и внутреннюю речь, внешняя речь в свою очередь представлена устной (монологической и диалогической) и письменной речью. Кроме этого в связи с  изучением процесса формирования речи можно выделить социализированную «речь для других»  и «эгоцентрическую речь для себя» функцию Каждая из этих речей важна в ходе развития детской речи. Для детей с нарушением органов слуха важен еще один вид речи - кинетическая ,который достался нам в наследство от предков

Для онтогенеза развития детской речи характерны четыре этапа ,которые выделяет Леонтьев А.Н.     1-й — подготовительный — до 1 года; 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;      3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;  4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школ . Подробное их рассмотрение, используя исследования Швачкина Н.Х. и Гвоздева А.Н. очень важно для практической логопедии. Для полноценной дальнейшей жизни ребенка важно вовремя заметить отклонения в развитии речи , выявить причины отклонений и скорректировать эти отклонения, если они не вызваны серьезными патологическими нарушениями здоровья ребенка

Следуя гипотезе нашего исследования мы рассмотрели влияние сказок, как когнитивного средства развития детей, на уровень развития активного словарного запаса и связности речи у детей с нормой развития на базе ДОУ №10 "Солнышко" Было сформировано две группы: экспериментальная и контрольная по 10 человек в каждой. Исследования проводились с 1 ноября 2014 года по апрель 2015 года в средней группе детского сада. Возраст детей 4 - 5 лет. Использовались методики Немова Р.С. "Назови слова " и "Расскажи по картинке " В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что уровень развития активного словарного запаса и уровень словарного запаса в активной памяти ребенка и связность речи в обеих группах находится примерно на одном уровне и требует работы по развитию речи. После формирующего эксперимента по методике с использованием сказок, состоящего из 6 блоков заданий, который проводился на протяжении шести месяцев ,был проведен контрольный эксперимент. В результате контрольного эксперимента было выявлено эффективное влияние сказок на повышение уровня активного словарного запаса , а также связности речи детей в экспериментальной группе по обеим методикам Различия статистически достоверны.