Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1Общая характеристика речи
1.1 Речь как средство общения, виды и функции речи.
1.2 Проблема развития речи в различных трудах педагогов и исследователей
1.3 Закономерности речевого развития в онтогенезе
Глава 2 Исследование влияния сказки на уровень словарного запаса и связность речи детей 4-5 лет
Глава1Общая характеристика речи
1.1 Речь как средство общения, виды и функции речи.
Становление сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой работы людей. Необходимость в сотрудничестве породила необходимость в словесном методе общения людей между собой Использование языковых средств общения – характерная черта человеческого сообщества. Благодаря языку люди не только имели возможность повлиять друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями. В слове оформлялась задача человеческих действий. Обозначенная словом, задача давала им осмысленный направленный характер... Применение языка изменило перестроило все практические и познавательные процессы человека ,перестроило процесс общения людей друг с другом ..
Определить роль речи в становлении психики можно уточняя такие понятия , "вторая сигнальная система", "речь", "язык".По своей сути язык является общественным явлением .Язык возник в обществе людей ,которые объединились для общего труда ,когда им было необходимо каким - то образом общаться друг с другом. По мере развития общества развивался и изменялся язык .В нем отражались изменения общественного строя ,развитие науки и техники .Языковые предложения усложнялись. Появлялись новые понятия и новые слова. В настоящее время ребенок , который постигает язык получает возможность пользоваться всеми теми достижениями ,которые накопило человечество за годы своего развития. Представители науки ,которые занимаются изучением новых слов , их происхождением и морфологией называются лингвистами и языковедами.
Посредством речи человек осуществляет коммуникативную деятельность. Используя родной язык любой человек может высказывать то , о чем он думает ,а также понять мысли своего собеседника. При усвоении речи ребенком первоначально закрепляется то значение слов , которое было закреплено историческим развитием , но по мере развития ребенка обобщающее понятие значения слова ширится и углубляется.
Таким образом, речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. [17]
Работа второй сигнальной системы обосновывает существование речи ,но в то же время вторая сигнальная система, как физиологический процесс работает в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой. Если эту взаимозависимость нарушить ,то произойдет распад мышления и речь будет представлять собой бессвязный поток слов. Когда ученые проводили свои исследования по взаимосуществованию мышления и речи было обнаружено ,что на ранних стадиях своего развития ребенок может производить обобщающие операции в то время , когда он попросту еще не владеет речью. К этому прилагались экспериментальные доказательства. Исходя из этого был сделан вывод , что развитие мышления опережает развитие речи..[ 7] Движение детского развития минует определенные этапы : «от действия к мысли»(А. Валлон) [3]–«от мысли к слову» (Л.С. Выготский) [5],но иногда бывают исключения и речь ребенка развивается быстрее , чем мышление Отсюда , и слова знаменитого лингвиста Э. Сепира более всегоможно отнести к ребенку дошкольного возраста: «язык по сути своей есть функция до-рассудочная. Он смиренно следует за мышлением, структуры и формы которого скрыты» Изучая ход развития речи детей в более поздние периоды общую схему развития речи детей можно дополнить исключениями , которые выражаются в небольших периодах впереди («от наблюдаемых действий взрослых к собственным действиям») и сзади («от понимания речи взрослых к собственной мысли и собственному слову»).Не смотря на противоречивые исследования в науке психологи все-таки отрицают то ,что до года дети могут понимать и каким -то образом выражать свое отношение к раздражителям. В этом возрасте дети подают сигналы в основном на интонацию речи и это относят к предречевому поведению и как бы " предпониманию " речи.
Речь для человека выполняе следующие функции:1)коммуникативная функция, которая выполняет три роли : а) передача информации в области накопленного человеком знаний и опыта - информативная,б) по средствам речи передается то,как человек относится к субъекту или предмету, с которым общается - выразительная ,в) по средством речи человек сожжет попросить .сделать что-то, убедить сделать так, а не по - другому или приказать , если имеет власть - волеизъявительная.
2) Вторая функция речи - обобщающая и абстрагирующая. На основе этой функции речи работает вторая сигнальная система .Благодаря данной функции человек может представить большую группу предметов одним словом , отвлекаясь от конкретных признаков каждого из предметов, (например мяч, кукла, песочный совок -а все вместе это игрушки )
3) В результате общения мы обозначаем предметы и то , как мы их обозначаем понятно всем - тому, кто говорит и тому, кто слушает. В этом заключается сигнификативная (обозначающая или знаковая )функция речи. Знаковая функция речи отличает человеческое общение от общения в животном мире. Речевые функции тесно взаимосвязаны и образуют ту речь , которую мы используем для общения.
Итак ,в развитии человека на первое место ставится мышление затем речь. Речь выполняет коммуникативную функцию ,функцию обобщения и абстрагирования и сигнификативную.
Рассматривая виды речи выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь предназначена для того ,чтобы люди общались между собой. От того , как воспринимается внешняя речь, она подразделяется на устную и письменную. Устная речь воспринимается через звуки , письменная - через знаки .Каждая из данных видов речи имеет свои психологические особенности. Более выразительной считается устная речь, так как во время ее произнесения оратор видит реакцию собеседников , может реагировать на нее, письменная речь не имеет конкретного собеседника, она обращена к неизвестному читателю ,реакция которого неизвестна .Хотя письменная речь мене выразительна , чем устная она должна быть хорошо отредактированной, иметь хорошую связь предложений, иметь необходимые пояснения для того , чтобы быть понятной неизвестному читателю. [15]
При устном общении одни люди произносят слова другие, к кому они обращены ,реагируют на них посредством слуха. Устная речь в свою очередь делится на диалог и монолог в зависимости от того ,в каких условиях общаются люди .Диалог - это такой вид речи , когда в нем принимают участие не менее двух собеседников. При диалоге люди непосредственно видят друг друга .В их арсенале дополнительные средства эмоционального выражения - мимика ,жесты , движения, поэтому не требуется говорить хорошо продуманным и отредактированным текстом. Главное в диалоге - умение выслушать собеседника.
Монологическая речь гораздо сложнее диалога.Это речь одного человека обращенная. как правило , к большой аудитории. [12] К ней относятся ле, выступления с больших трибун, доклады. При монологе оратор длительное время излагает свои взгляды, мысли . знания. [10]
К ней относятся , выступления с больших трибун, доклады. При монологе оратор длительное время излагает свои взгляды, мысли , знания. К монологу предъявляется больше требований , чем к диалогу. Она должна быть грамматически правильно построена так , чтобы слушателям было все понятно, иметь последовательность в изложении мыслей, доказательность.[12] Человек ,произносящий монолог должен владеть хотя бы минимальными знаниями ораторского искусства. Монологическая речь чаще всего бывает обращена к большой аудитории слушателей. Здесь подразумевается ,что оратор говорит, а все остальные слушают, при этом выступающий ведет невидимый диалог со своими слушателями. Но иногда такой невидимый диалог превращается в открытый брифинг. При этом человек, произносящий монолог должен быть хорошо эрудированным. Любой монолог имеет вполне определенную цель : донести свои мысли до слушателя ,убедить в правоте своих взглядов, поделиться своими знаниями. Поэтому к монологам следует готовиться [12]
.Письменная речь- это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения [13]
Речь ,которая представлена в виде буквенных символов на различных носителях является письменной речью. Такая речь имеет огромный круг читателей, должна быть логически построена со знанием грамматики и синтаксиса. Если устная речь предназначена в основном для беседы , то письменная служит более для решения научных. деловых задач. Устная речь практически всегда требует присутствия собеседника и эмоции , а для письменной этого не нужно. Устной речью люди овладевают с детства в результате общения между собой. Письменной же речи нужно специально учиться. Можно привести множество примеров, когда люди владея разговорной речью ,не умеют писать и читать .Понимание устной речи и письменной тоже различно .Устная речь понимается целым текстом , а для понимания письменных текстов нужно иметь определенные навыки.
Рассматривая, внутреннюю речь можно отметить ,что это речь не выполняет коммуникативных функций. Это как бы мысли человека про себя., ход его мышления. Данная речь имеет своеобразную структуру, в ней отсутствуют подлежащее и второстепенные члены а все остальные члены предложения относятся к сказуемому, она не имеет звучания. Мы часто, говоря про себя .пропускаем слова , имея в виду , что это само собой разумеющееся.Это называется эллиптичностью. Внутренняя речь как бы свернута и помогает нам мыслить , но не смотря на это .она также является дочкой речи внешней, которая родилась и развилась в процессе социализации человека. Иногда человеку очень трудно донести до другого человека то, о чем он хочет сказать и в этом случае он невольно использует развернутую внутреннюю речь, каждый раз проговаривая про себя то, что непонятно для других и стараясь все это как - то поправить. [16]
Говоря о разных видах речи нельзя не сказать о кинетической речи .Этот вид речи как рудимент нам достался от предков и сохранился с тех далеких времен. Наши предки пользовались этим видом речи как основным, а в настоящее время мы используем кинестетику для большей выразительности своей речи .К кинестетической речи относится жестикуляция .Но и в наше время кинестетическая речь является жизненно необходимой для глухонемых людей , хотя она претерпела большие изменения по сравнению с такой же речью наших предков
.Таким образом, в психологии принято выделять внешнюю и внутреннюю речь, внешняя речь в свою очередь представлена устной (монологической и диалогической) и письменной речью. Кроме этого в связи с изучением процесс формирования речи можно выделить социализированную «речь для других» и «эгоцентрическую речь для себя» , каждая из которых выполняет важную функцию в ходе развития детской речи. При нарушениях органов слуха используется кинетический вид речи. В психологии различают два вида речи : ситуативную и контекстную .Та речь ,которая не требует понятия ,в зависимости от ситуации, называется контекстной. Это связная речь и то ,что она содержит , определятся контекстом. Содержание ситуативной речи понятно только в той ситуации, в которой она произносится
1.2 Проблема развития речи в различных трудах педагогов и исследователей
Внимание к проблеме развития речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672), который предлагал в качестве средства развития речи использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим
.Близкими трудам Я.А.Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). В обучении речи он устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов. Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности [1, с.27].Продолжением прогрессивных педагогических идей стала система обучения родному языку, разработанная выдающимся русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. В первоначальном обучении детей родному языку К.Д.Ушинский видел три цели. Первая – развивать дар слова, то есть умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель – учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. К.Д.Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель – практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения – придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и другое. Все три цели должны осуществляться одновременно.К.Д.Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке [2, с.15]