Файл: Закономерности речевого развития в онтогенезе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

Результаты диагностики активного запаса слов и связности речи контрольной группы

Имя

Ребен-ка

Частота употребления

Балл

Уро-вень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Соня

+

+

+

+

+

+

+

+

8

В

2

Вася

+

1

О.н

3

Никита

+

+

+

+

4

С

4

Даша

+

+

+

+

+

+

+

+

8

В

Продолжение таблицы4

5

Маша

+

1

О.н

6

Андрей

+

+

+

+

+

5

С

7

Полина

+

+

+

+

4

С

48

Даня

+

+

2

Н

9

Саша

+

+

+

3

Н

10

Миша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

В

Среднее

4,5

С

%

100

80

60

30

10

60

30

30

40

10

Составим таблицу 5 для гистограммы

Таблица 5

Распределение детей в % по уровням активного запаса слов и связности речи

Группы

Эксперементальная

Контрольная

Уровни

О.н

Н

С

В

О.в

О.н

Н

С

В

О.в

Колли-чество

детей

2

3

4

1

0

2

2

3

3

0

%

20

30

40

10

0

20

20

30

30

0


Рис.2 Распределение детей по уровням связности речи

. Для подтверждения различий по уровню связности речи детей применяем критерий Фишера (Приложение 6) фкр =1,64 (р≤0,05) , 2,31 (р≤0,01) 0,47 <1,64 и 0,47 <2,31 фэкс =0,47 Уровень развития связности речи по высоким и низким показателям в контрольной группе не превосходит уровень развития связности речи в экспериментальной группе.

По констатирующему эксперименту можно сказать следующее: словарный запас в активной памяти детей в экспериментальной и конрольной гуппах не имеет статистически достоверных различий, довольно беден, требуется работа по расширению словарного запаса. Диагностика связности речи показала ,что дети при описании сюжетных картинок строят в основном простые предложения, не всегда грамматически правильно оформленные.Из частей речи чаще используют существительные и глаголы, прилагательные и местоимения, редко и неправильно используют предлоги. Необходимо также проводить работу по развитию связности речи.

Формирующий эксперимент Цель эксперимента: доказать ,что сказки являются эффективным средством обогащения активного словаря и связности речи ребенка среднего дошкольного возраста

Сказки вызывают у ребенка завораживающее внимание. Добро и зло в сказках предельно понятно и эта понятность притягивает детей. На простых примерах дети учатся отличать плохих героев от хороших, сопереживать действиям положительных героев. Счастливый или справедливый конец сказки вызывает у ребенка положительные позитивные эмоции. Работа проводилась на протяжении 6 месяцев с октября2014г. по март 2015 г. Всего было проведено 24 занятия, которые проводились в первой половине дня один раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 – 25 минут. Занятия представляли из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и так далее. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному воспитателем. План-программа работы по развитию активного словарного запаса и развитию связной речи с использованием сказок

План-программа работы по развитию активного словарного запаса и связной речи с использованием сказок

Блок 1

(4 занятия)

Сказка «Теремок»

Учить детей не перебивать , слушать друг друга, упражняться в мелкой моторике, учить умению использовать существительные согласованно с прилагательными, правильно использовать предлоги , местоимения, развивать воображение.


1Обучающие игры:

«Как звери кричат»

«Чья, чье, чьи?»

«Кто лучше всех» «Пусть каждый скажет слово»

2.Рассказывание сказки.

3. Придумывание нового

названия сказки.

4. Придумывание нового

конца сказки

5. Отгадывание загадок.

6. Развивающая игра «Сделай наоборот»

Блок 2

(4 занятия)

Сказка «Лисичка -сестричка и серый волк»

Разбирать значения слов, расширять активный запас слов, подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, учить связности высказываний, подбирать слова , означающие качества предметов, действия предметов.

Чтение сказки.

Беседа.

1.Дидактические игры:

«Напишем письмо деду морозу»

«Напиши конец предложения»

«Назови другое слово»

2.Развивающие игры:

«Сделай наоборот…»

«Красиво - некрасиво»

3.Придумывание загадок.

5.Герой сам рассказывает сказку

6.Ввели нового героя ,как изменилась сказка ?

8.Чтение сказки.

9.Пересказ сказки

Блок 3

(4 занятия)

Сказка «Три поросенка»

Далее будем разбирать значения слов ,расширять активный запас слов ,подбирать близкие и противоположные по смыслу слова, называть новые качества и названия предметов, учиться связности высказываний , согласовывать существительные с прилагательными, пересказывать сказки.

1.Прочтение сказки.

2.Рассказ той же сказки с помощью картинок.

3.Придумывание нового названия сказки.

4.Придумывание загадок.

5.Дидактические игры:

«Сделай предложение более полным»

«Чей, чья , чьи»

«Что ты хочешь спросить у каждого из трех поросят»

6.Развивающие игры:

«Сделай не так…»

«Лучше - хуже»

7.Как можно еще закончить сказку ?

8.Расскажи сказку по - другому

Блок 4

(4 занятия)

Сказка «Лягушка - путешественница»

Даем новый толчок детскому воображению, продолжаем разбирать значения слов, учимся согласовывать части речи ,пополняем активный запас слов. Подбираем близкие и противоположные по смыслу слова, контролируем связанность высказываний , учимся правильно применять местоимения и предлоги и суффиксы

1.Протение сказки.

2.Пересказ сказки

3.Обучающие игры:

«Кого нужно похвалить»

«Подбери ласкательные слова»

.«Подбери слово»

4.«Пусть каждый придумает слово»

5.Развивающие игры:

«Сделай по - другому»

«Красиво - некрасиво»

6.Расскажи по картинке.

7.Как по -другому можно назвать сказку ?

8.Расскажи сказку с другим концом

Блок 5

(4 занятия)

Сказка «Маша и медведь»


Обучение умению детей по - другому называть основных героев сказок ,применяя синонемы , расширять активный словарь ребенка , контролировать связность высказываний ,пересказ сказок в целом и отдельных эпизодов, поощрять творческую инициативу ребенка.

1.Прочтение сказки.

2.Перессказ отдельных эпизодов, сказки в целом.

3.Представление сказочных героев в виде различных фигур геометрической формы.

4.Схематичный рассказ сказки

5Обучающая игра «Противоположное по смыслу слово»

Расскажи свою историю

Я сам придумал загадку

5.Новое начало и конец сказки.

7.Развивающие игры:

« Красиво - некрасиво»

«Сделай наоборот…»

7. Как изменится сказка , если там будет другой герой ?

Блок 6

(4 занятия)

Завершающий

Занятие 1.Завешающее занятие по всем прочитанным сказкам.

Учить правильно использовать грамматику ,находить взаимосвязь слов в предложении ,расширять активный словарь детей за счет новых слов , которые узнали в результате прочтения сказок, учить пересказу сказок по картинкам, поощрять творческое мышление.

1.Перессказ различных эпизодов сказки , используя различный иллюстрированный материал.

2.Обучающая игра «Назови новые слова»

Рассказ ,составленный самостоятельно , о любимом сказочном герое.

Занятие 2.Прелагать детям составить самостоятельный рассказ новой сказки ,поощрять пополнение новых знаний учить подбирать нужные по смыслу и значению слова, контролировать связность высказываний..

1.Раскрасить и дорисовать персонажи сказки "Три поросенка" в альбоме.

2.Обучающие игры:

«Правда - неправда»

« Дорожные вопросы»

Занятие 3.Рассказать историю про любимую игрушку, научить, если взрослый начал ,закончи предложение, подобрать нужное в предложении слово, контролировать связность высказываний.

1.Обучающие игры : «Чей, чья , чье»

2.«Придумай конец предложению»

3.Расскажи историю про любимую игрушку.

4..Нарисуй свою историю.

Занятие 4. Рассказ сказки по нарисованным картинкам , которые составляют сюжет, учить детей разделять предметы в зависимости от материала ,качества ,цвета, формы ;давать определение и по нему подбирать название предмета, составлять различные сочетания слов, контролировать связность высказываний , поощрять творческое мышление и воображение.

1Обучающие игры:

«Что бывает ,а что нет?»

«Назови зверей»

2.Последовательное разглядывание серии картинок, составляющих сюжет.

Рассказ по рассмотренному сюжету.


Занятия проводились с экспериментальной группой. Контрольная группа занималась по методическому плану, составленному воспитателем группы. После завершения формирующего эксперимента проводился контрольный эксперимент по тем же методикам,что и констатирующий эксперимент.

Контрольный эксперимент Результаты по методике 1 заносим в таблицу 6 . В контрольном эксперименте используются те же методики для диагностики , что и в констатирующем эксперименте. Методика 1 "Назови слова" для диагностики уровня словарного запаса детей и методику 2 "Расскажи по картинке" для диагностики активного словарного запаса и связности речи

Таблица 6

Результаты диагностики уровня словарного запаса в активной памяти ребенка

Экспереминтальная группа

Контрольная группа

Имя ребенка

Колли-чество слов

Балл

Уро-вень

Имя ребенка

Колли-чество слов

Балл

Уро-вень

1

Аня

25

4

С

1

Соня

39

9

В

2

Денис

30

6

С

2

Вася

24

3

Н

3

Артем

36

8

В

3

Никита

33

7

В

4

Лера

39

9

В

4

Даша

38

9

В

5

Алина

32

6

С

5

Маша

24

3

Н

6

Ксюша

40

9

В

6

Андрей

30

6

С

7

Захар

28

5

С

7

Полина

26

6

С

8

Антон

20

2

Н

8

Даня

22

2

Н

9

Петя

32

6

С

9

Саша

22

2

Н

10

Настя

28

5

С

10

Миша

39

9

В

Среднее

31

6

С

Среднее

5,6

С