Файл: Управление кадровой безопасностью (на примере ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод»).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1 Кадровая безопасность, понятия, методы
1.1 Субъекты и объекты кадровой безопасности
1.2 Способы минимизации ущерба кадровой безопасности
1.3 Классификация кадровой безопасности
2.1 Информация о предприятии ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод»
2.2 Характеристика текущего состояния кадровой безопасности на
2.2.1 Кадровое обеспечение деятельности предприятия
2.2.2 Порядок подбора персонала
2.2.4 Формирование лояльности персонала
2.2.5 Виды угроз со стороны персонала
3.1 Совершенствование системы доступа к информации
3.2 Повышение лояльности персонала
3.3 Совершенствование процесса адаптации
3.4 Совершенствование процесса увольнения
Список использованных источников
%
0
%
5
%
10
15
%
%
20
%
25
%
30
2014
2015
год 2016
год
год
Рисунок 2.7 – Возрастная структура персонала компании ПАО «ЧКПЗ»
(в % к численности)
Увеличение численности персонала старше 30 лет обосновано тем, что они имеют большой стаж работы. Важным показателем стабильности предприятия, квалификации специалистов является показатель общего стажа у сотрудников, показатель продолжительности работы на данном предприятии и показатель продолжительности работы в данной должности.
Динамику и структуру персонала компании ПАО «ЧКПЗ» по общему стажу работы специалистов иллюстрирует рисунок 2.8
2013
13
20
2013
2013
2013
20
14
4
201
2015
2015
01
4
2
2016
20
16
16
20
2016
2016
0
%
20
%
40
%
60
%
менее года
1
-
2
года
2
-
года
3
3
-
года
4
4
-
5
лет
Рисунок 2.8 – Структура персонала по стажу работы (% к численности)
Таким образом, в компании преобладает достаточно взрослый состав работников, данная тенденция сглаживает факторы, которые могут наблюдаться у молодого персонала, в частности – неопытность работников, нехватка некоторых знаний, так как они выступают в роли наставников. Поскольку работа в компании ПАО «ЧКПЗ» требует профессионального владения специальными знаниями, то именно наставники помогают их освоению, закреплению и развитию.
2.2 Характеристика текущего состояния кадровой безопасности на
предприятии ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод»
Рассмотрим несколько ключевых факторов, от которых зависит кадровая безопасность на предприятии:
- Кадровое обеспечение деятельности предприятия;
- Порядок подбора персонала;
- Адаптация персонала; 4. Лояльность персонала;
5. Текущий контроль.
2.2.1 Кадровое обеспечение деятельности предприятия
Кадровое обеспечение предприятия - это основная задача отдела по работе с персоналом. Ниже приведем основные положения об отделе по работе с персоналом.
Положение отдела по работе с персоналом ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» П-11-791-2016 Общие положения.
Отдел по работе с персоналом является структурным подразделением Управления (далее по тексту – отдел) ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» (далее по тексту – предприятие).
Отдел непосредственно подчиняется заместителю директора по экономике и финансам (он же, главный бухгалтер).
В своей работе отдел руководствуется законодательством РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, законодательством Томской области, нормативными актами органов местного самоуправления ЗАТО Северск, действующими на предприятии нормативно-правовыми актами и методическими материалами по кадровому менеджменту и вопросам трудового права, приказами, распоряжениями вышестоящих организаций (Госкорпорации «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», АО «СХК»), Уставом предприятия, приказами, указаниями, распоряжениями руководства предприятия, настоящим Положением.
В целях обеспечения работы по выдаче справок и других запрашиваемых документов, отдел имеет печать «Отдел кадров» и штампы установленного образца.
2.2.2 Порядок подбора персонала
Процесс найма работников на ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» четко регламентируется нормативной документацией.
Общие положения.
Основной целью подбора персонала является своевременная комплектация предприятия эффективно работающим персоналом в нужном количестве для достижения стратегических и тактических целей предприятия.
Подбор персонала осуществляется на вновь вводимые в организационную структуру предприятия должности или при замене увольняющегося/увольняемого сотрудника.
Подбор персонала проводится отделом по работе с персоналом.
Информация о соискателях носит конфиденциальный характер и хранится и обрабатывается в соответствии с ФЗ «О защите персональных данных» и действующими на предприятии локальными нормативными документами.
Организация подбора персонала осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а также на основании действующих на предприятии локальных нормативных документов.
Подводя промежуточный итог, видно, что на этапе отбора кандидатов, идет тщательная проверка претендентов, прямых и косвенных факторов, которые могут служить причиной возникновения непредвиденных ситуаций, впоследствии выливающихся в материальный ущерб. Идет тщательная проверка не только квалификации работника, но и его личные качества, особенности, увлечения, достижения, неудачи (возможно даже и случайные). Все это помогает работодателю наиболее полно представлять картину о работниках предприятия, и впоследствии минимизировать, а в некоторых случаях и исключить возможность возникновения рисков и угроз, связанных с собственным персоналом.
2.2.3 Адаптация персонала
На этапе адаптации, человек вливается в профессиональную среду. Идет усвоение культурных ценностей организации, знакомство со своими профессиональными обязанностями, миссией организации, осознание своего места в структуре организации. Данный процесс также регламентирован в ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод».
Первые три месяца работы вновь принятого работника является ключевым этапом процесса адаптации, поэтому рекомендованная продолжительность адаптационных мероприятий – 3 месяца. В случае обоснованной необходимости, на основании ходатайства руководителя, продолжительность адаптационных мероприятий может быть уменьшена или увеличена.
Процесс адаптации состоит из следующих основных этапов:
Начальный этап адаптации Руководитель подразделения:
- Знакомит с функциями подразделения (цели, приоритеты, организация и структура; направление деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения;
- Представляет вновь принятого сотрудника непосредственному руководителю;
- Представляет вновь принятого работника рабочему коллективу;
- Знакомит вновь принятого работника с работниками других подразделений, с которыми будет взаимодействовать при выполнении своих функций;
- Показывает вновь принятому работнику его рабочее место;
- Знакомит работника с расположением производственных, служебных и бытовых помещений; с планом адаптационных мероприятий
2.2.4 Формирование лояльности персонала
Лояльность персонала организации - один из немаловажных факторов формирования состояния защищенности организации от угроз связанных с собственным персоналом. Поэтому руководство должно формировать позитивное отношение работника к предприятию, к материальным ценностям, которые его окружают [22, с. 51].
Что касается ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», на предприятии функционирует система поощрений для работников. Дабы стимулировать работников добросовестно выполнять свои обязанности.
Стратегическим направлением совершенствования оплаты труда работников является развитие системы вознаграждения, связывающей оплату труда с конкретными результатами деятельности подразделений предприятия и каждого работника.
Еще один немаловажный элемент формирования позитивного отношения персонала - это корпоративная культура. На предприятии она, безусловно, присутствует. Начиная с фирменной спец. одежды для работников производства и большим количеством символики в кабинетах руководства, заканчивая большим количеством мероприятий, которые помогают сплотить коллектив. Работники ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» активно участвуют в культурно-массовых мероприятиях, проводимых среди предприятий.
Все приведенные выше мероприятия введены, функционируют и создают положительный имидж компании в глазах людей, которые там работают.
2.2.5 Виды угроз со стороны персонала
- Хищение имущества предприятия.
- Использование ресурсов предприятия в собственных целях.
- Умышленная порча и уничтожение имущества предприятия.
- Получение заработной платы за невыполняемую работу.
- Шантаж компетентностью (я - незаменимый работник).
- Шантаж полномочиями (концентрация полномочий в одних руках).
- Торговля коммерческими секретами.
- Дисциплинарные нарушения.
- Создание в коллективе невыносимого морально-психологического климата.
Первое, что минимизирует все эти угрозы - правильная и эффективная оценка благонадёжности кандидата. Чтобы потом не хвататься за голову, нужно один раз взять и организовать систему отбора кандидатов с точки зрения оценки тенденции рисков к деструктивному поведению на работе.[18]
В кадровой работе необходимо придерживаться следующего - проводить серьезный и всесторонний отбор сотрудников, при котором не допускается прием на работу людей, которые могут нанести вред интересам компании.
Следует заботиться о формировании и поддержании оптимального социально-психологического климата в коллективе, создании корпоративной культуры.
Обратить особое внимание на людей, наиболее подверженных вербовке - секретари, уборщики, системные администраторы и иные люди, которые знают коммерческие секреты или могут их узнать.
Подвержены вербовочным устремлениям все, кто располагает доступом к информации, активам и ресурсам компании, любой ценный сотрудник. И перечень таких рисковых должностей должен быть составлен отдельно. Вопрос кадровой безопасности заключается в оценке самих этих сотрудников, насколько они сами по своим морально-нравственным качествам устойчивы или предрасположены к такой вербовке. Низкая устойчивость и моральная готовность к негативному поведению на фоне осведомленности о коммерческих секретах, вот материал для анализа и немедленных организационных мероприятий руководства компании. Вопрос, как оценить, кто есть кто.
- Создать сеть осведомителей и добровольных помощников Службы безопасности среди персонала, используя различные мотивы, начиная от идеологии и заканчивая компроматами.
- Определить мотивы совершения противоправных действий и работников, наиболее подверженных этим мотивам.
- Проводить анализ жизни и работы сотрудников (расходы, материальные ценности, поведение и т. д.) с целью вычисления сотрудников, замешанных в противоправных действиях.
- Предупреждать ситуации, при которых работник или близкие ему люди могут оказаться в безвыходном критическом положении при возникновении острых жизненных проблем.
- Контроль адекватности поведения сотрудника, анализ смены поведения во времени.
- Применять психологические приемы работы с сотрудниками.
Контроль персонала со стороны Службы безопасности строится по направлениям:
- Контроль поведения и действий в течение рабочего времени;
- Контроль и проверка отчетности;
- Контроль служебных и некоторых внеслужебных контактов.